Здравствуйте мои читатели!
Этот материал будет не про электронику, а про подготовку и ввод в эксплуатацию генератора аварийного электропитания.
И это не реклама, а дружеский совет!
Возникла такая необходимость. И связана она с известными обстоятельствами…
Для чего необходим аварийный генератор, надеюсь, что мои читатели уже догадались!
У нас частный дом, отопление газом, но котел так же требует и питающего (сетевого) напряжения ~230В и без него отопление работать не будет.
Пришлось вспоминать свою основную профессию «Техническая эксплуатация радиооборудования». И одним из основных направлений в эксплуатации является электропитание. А в авиации к электропитанию объектов предъявляются дополнительное требование – это аварийное электропитание! Пришлось этот предмет изучать очень подробно.
Вот и разберём это коротко. Какое оно бывает это аварийное электропитание.
Самое простое – это при отключении электросети, персонал самостоятельно запускает генератор на объекте и после прогрева двигателя отключает рубильник «от сети» и включает рубильник «от генератора». Более сложное – это наличие автоматики, она сама запустит двигатель, определит, что всё нормально и переключит объект на аварийное питание. И третий вариант – это бесперебойное электропитание, очень затратный вариант. Но самый лучший – объект даже «не знает», на каком питании он работает.
У меня возможен только первый вариант!
Что в частном доме требует постоянного наличия электроэнергии?
Котел отопления, в первую очередь и холодильники (и морозильники) желательно… Освещение только ночью.
Вот и пришлось купить генератор
Вот такой не очень большой генератор, вес 40 кг, бензин А92, однофазный 50 Гц. И вот однофазность доставила мне определённые проблемы – в доме сеть трёхфазная и пришлось раскидывать дополнительную сеть для котла, холодильника, морозильной камеры и на столы для настольных ламп и компьютера внука для учебы… С этой задачей справились!
Генератор имеет два колеса и ручку, чтобы его можно было перекатить в нужное место
Ручка как на современных чемоданах с колёсиками. Очень удобная, и так же с фиксатором.
А теперь основное правило эксплуатации – изучи подробную инструкцию!!!
Открываю описание, кстати, очень подробное. И первое требование – это залить масло в двигатель 600 мл. Масло купил. Теперь надо найти куда его залить… На правой боковой стенке нанесён такой вот символ
Красивый символ – значит надо открывать именно эту боковую панель. В комплекте есть отвертка для этого и надо выкрутить три винта. Открутил. Но панель не снимается! Пришлось «применить» силу, но очень нежную. Оказывается там есть фиксаторы и закрыть панель оказалось легче чем открыть, но открыл…
В описании (инструкции) есть фото
На фото виден щуп – он из светлой пластмассы и хорошо выступает. Но!!! Вот так это выглядит на самом деле
Щуп черного цвета и находится в глубине. Выкручиваю щуп (у него резьбовая посадка) и по состоянию его поверхности видно, что масло в картере был и его испытывали. Теперь надо отмерить 600 мл масла для заливки и заливать надо через заливную воронку как в инструкции
Вот так показано в инструкции, а вот так выглядит заливная воронка из комплекта
Даже очень красиво смотрится и имеется резьба. Вот только в инструкции написано, что при заливке уровень масла должен быть до края резьбы заливочной горловины, но как это посмотреть не понятно. Подложил под горловину побольше ветоши и стал заливать. Когда все 600 мл залил и выкрутил заливную воронку, масло не вытекло, и уровень оказался точно на краю горловины. Значит, правильно написали!
Следующий пункт инструкции – подключение минусовой клеммы аккумулятора. Пришлось снимать левую боковую панель с теми же усилиями и вот аккумулятор
Все аккуратно и красиво, но он оказался подключен! Видимо, в этой модификации такое исполнение. Можно его или полностью подключить, или полностью отключить (если это требуется).
Следующий пункт – заливка топлива в бак. Заливная горловина на самом верху, но сделано все хорошо – если и прольётся немного, то стечёт за край
Залил 10 литров и всё поместилось – бак 10-литровый.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАЗЕМЛЯЕМ ГЕНЕРАТОР!!!
Для этого есть специальный винт с гайкой и для него есть даже специальный ключ.
Следующий пункт – запуск генератора. КИК-стартером «нежно» без рывков по чуть-чуть прокрутил двигатель, а далее по инструкции. Смотрим на панель управления
Открываю топливный кран и включаю красный выключатель. Сразу слышно как заработал топливный насос (кратковременно) и замигала зелёная кнопка «старт-стоп». Нажимаю кнопку, щёлкает реле и двигатель запустился! На фото он уже работает, и прибор показывает выходное напряжение. Прибор периодически переключается
Здесь прибор показывает частоту выходного напряжения. Двигатель на обкатке без нагрузки.
А так прибор показывает наработку времени
Двигатель проработал четыре минуты, и я включил экономичный режим. Обороты сразу уменьшились, чтобы зря не расходовать топливо – двигатель будет отслеживать нагрузку, меняя обороты.
Но выходное напряжение и частота не изменяются!
Это преимущество генератора с инверторным выходом!!!
Двигатель крутит генератор, а генератор питает однофазный частотный преобразователь и это даёт существенную экономию топлива!!!
Смотрим, что же еще есть на передней панели кроме индикаторов работы и аварийной сигнализации
Есть два разъёма. Левый для подключения дополнительного блока для совместной работы со вторым генератором на общую нагрузку, а правый (чёрного цвета) – два USB-разъёма для питания и зарядки гаджетов. Проверил телефоном – оба заряжают.
Вот такой оказался генератор с инвертором!!!
И самое главное, что написано в инструкции – ЗАПУСКАТЬ И ВЫКЛЮЧАТЬ ГЕНЕРАТОР ПРИ ПОДКЛЮЧЕННОЙ НАГРУЗКЕ НЕДОПУСТИМО!!! Надеюсь, мои читатели догадались почему…
После двухчасовой обкатки проверил генератор на нагрузку: котёл отопления, холодильник и морозильная камера. При экономичном режиме обороты минимальные и только когда холодильник или морозильник (оба были выключены) включается – генератор кратковременно увеличивает обороты и опять работает на малых, но если один из них уже работает (компрессор включен) то при запуске второго, генератор даже не реагирует на старт второго компрессора – первый компрессор ему «помогает» и генератору не требуется повышать обороты… Вот такая получается экономия!!!
И в заключение – в комплекте генератора есть брелок дистанционного запуска и остановки генератора
Проверил с брелока и запуск, и остановку, но обязательно при выключенной нагрузке – работает! Расстояние почти 15 метров.
Хочу дополнительно отметить про заземление – это не только для безопасности, но важно для котла отопления! При отсутствии заземления котел может кратковременно запускаться, зажигать пламя и тут же отключаться и так до бесконечности или пока не выйдет из строя. ПОМНИМ О ЗАЗЕМЛЕНИИ!!!
Желаю Всем моим читателям успехов при вводе в эксплуатацию аварийных агрегатов питания, если это потребуется!
Желаю Всем здоровья, счастья и хорошего настроения! !!
Желаю Всем чистого и мирного неба над головой!!!