«Как нам одолеть большую зиму?
Одолеть её необходимо
Чтобы вновь весной услышать гром
Господи, спасибо, что живём». (Эльдар Рязанов)
Зима надвигается…
Сегодня в московском своем пристанище, полупросыпаясь на рассвете, уже по звуку капель на карнизе понял: за окном – снег. Встал, посмотрел за окно: так и есть. Понятно, что этот снег еще не ляжет, сойдет, но…
Значит – до следующего сезона. А что сейчас могу я, начальник департамента душевных устремлений? Только уйти в воспоминания, куда, что понятно, душа пожилого человека устремляется.
Вот я и задумал несколько текстов под общей темой: «Леса – как люди. Они – разные». Понятно, что Дзен много показов на такой текст не даст, это публикации «для своих».
И тем не менее…
Наши березы
Сразу хочется подчеркнуть: березы не только в России произрастают. И вот это: «Ах, наши березоньки, наш символ» мне не по душе. Какое-то псевдопатриотическое слюнтяйство. Есть березы и в Европе, и в Северной Америке. И там их тоже любят. Те, кто постарше помнят, наверное, из Александра Городницкого: «Над Канадой небо сине, меж берез дожди косые…».
Однако и для меня, и для многих россиян береза, наверное, - особое дерево. «Скрепное»? Ну, может быть. Хотя, этот термин как-то мне не близок.
Близкие с детства
Мне по жизни березовые леса - родные с детства. Так получилось.
Кажется, в году 1969-м матушка сняла нам с бабушкой дачку (комнату и терраску) в Вельяминово (Павелецкое направление МЖД). Тогда это было не особо дорого даже для матушки, которая на двух работах вкалывала.
Летом пошли мы в лес с хозяйской дочкой за грибами. Обалденный (это я сейчас понимаю) старый березняк. Набрали что-то, конечно. Может быть, не в тему, но, главное, увидели старую березу, на которой было вырезано: 1941.
И тут же – на стволе – несколько пробоин от автоматной или пулеметной очереди. (Я позже прояснил: немцев там не было, остановили их у Каширы, а там была наша конница – не помню, Доватора или Белова). Впечатлило.
Возвращались уже вечером в деревню, а там – пожар, дом горит. Кинулись, конечно, по цепочке ведра с водой передавать, как тогда было принято. Это было 22 июня. Вот ту березу помню и сейчас, 57 лет спустя. Как живую. И свои впечатления от этого дня.
Да и вообще так сложилось, что и детство, и молодость, и зрелость меня, как «лесного» человека, связана с березовыми лесами юга Подмосковья.
Моя теща, мама второй жены, купила участок опять же в Ступинском районе МО. Для тех, кто ориентируется в этой географии, между Михнево и Малино на трассе А 108. А там… Снова березовые леса.
И тогда, в 1985-м, я обрел «главный лес своей жизни». Очень небольшой, зажатый между двумя трассами и железной дорогой. На канале уже было немало текстов и видео, ему посвященных. Очень хотел показать его Лиде.
И три года назад получилось - по весне мы проезжали мимо него на весенний слет ГСП. Лида впечатлилась!
Да и вообще, леса юга МО – это совсем не то, что лес вокруг нашего городка на Смоленщине. Там – другие красоты, о которых я тоже расскажу.
Но на юге МО березы, как правило, вдоль опушек, определенной полосой, глубже – смешанный лес. А вот в других регионах…
Я испытал определенный даже шок, когда загнали меня в командировку в Кемеровскую область, в городок под названием Юрга. Там какое-то новое производство открывали, уже не помню – какое. Было это где-то в «нулевых» нынешнего века, в июне. Тогда для меня это было экзотикой. После бывал и в Омске, Томске, Новосибирске… А тогда думал - в тайгу еду. Или – близко к ней. Интересно.
Пока везли меня из Кемерово, восхищался: чисто березовые рощицы справа и слева. Потом, приехав, справился со служебными делами и…
Городок стоял на берегу Томи – очень замечательной и не маленькой речки. А на другом берегу, на опушке - как бы «тайга» и дачные участки жителей. И леса.
Ну, я и рванул туда. На диковинном плавсредстве вместе с дачниками и совершенно невменяемой с перепоя речной командой. Сейчас вспоминаю, думаю, если бы тогда снял видео этой переправы, вы бы сильно смеялись. Ну, не суть.
Переправился и рванул в «тайгу». И обомлел. Я такого не видел никогда - не старый березняк, совершенно без подлеска, буквально пронизанный солнцем.
У меня голова кружилась от этой светлой красоты. Часа два я просто бродил и дурел от этого. Ну, потом добытчик взял свое, и я все же нашел первый белый сетчатый. На обратной переправе предъявлял его аборигенам, чем ввергал их в состояние глубокой задумчивости.
В принципе, я могу долго воспевать красоты российских березняков.
Помнится, например, как везли меня на машине опять же в командировку в подмосковные Озеры… Такие березовые опушки… Остановите, я сойду!
Или железнодорожный перегон от Владимира до Нижнего Новгорода. Такое все родное и близкое…
О березовых грибах
Но у нас все же в основном «грибной» канал. Надо же и об этом сказать: грибы и березы. Сразу отмечу: то, что скажу, основывается в основном на солидном личном опыте. Однако, прежде всего, на юге МО и Смоленщине. А Россия-то грибная – широка…
В «чистых» взрослых березах, практически без подлеска, кажется, ничего значимого находить не приходилось. Ну, если только поздние белые эдулисы. однако, тут хронически не везло. Всегда знал: если в начале октября в МО вдруг на ночь-другую температура рванет до 10-12 градусов – бегом в лес, в старые березняки. Но по «закону подлости» не получалось оперативно рвануть: работа или житейские дела. В итоге неоднократно «бил по хвостам». Хотя эти самые «хвосты» были шибко хороши.
Впрочем, бывали и варианты в чистых старых березняках по желто-бурым подосиновикам. Вот им подлесок не нужен. Хотя они могут вылезать в достаточно молодых березах.
Но березовых лесов без подлеска в средней полосе практически и не встретишь. Самый «лакомый» вариант: береза плюс орешник. И липа будет не лишней до кучи. Там – сетчатые белые. И в МО, и на Смоленщине – основной вариант.
Уж сколько «соточек» белых за жизнь было вынесено из таких биотопов – не счесть.
Сочетание взрослой березы с молодыми елочками – тоже перспективно. И красиво, ко всему прочему особой красотой.
Мощный вариант по моему опыту – молодые, 10-15 лет березовые «молодняки» с добавлением других деревьев – осины, елок, сосенок, ольхи. Там – подберезовики и подосиновики. Такие, как во время нашей с экспедиции на Куршскую косу- 2.0.
Есть и уникальные экземпляры. Уже много лет мы «пасем» уже очень старую (под сто лет, наверное) березу, которую называем «сумасшедшей». Она как рванет по сетчатым – только коси.
Но сколько уже разочарований было в последние годы. Порастают деревья, и грибы – уходят.
Впрочем, что я объясняю подписчикам канала? Они сами разберутся. Повторюсь: российские леса велики и разнообразны, в каждом регионе – свои особенности. Но, вот березы – везде березы. Красивые, родные.
У меня к березовым российским лесам – особое отношение. Я много этих лесов повидал в своей жизни в разных регионах. И душевное отношение к ним могу определить одним словом… Нежность.
Вы спросите: что это такое – нежный солдат? Нормально это, друзья. То, что любишь, к чему относишься с нежностью, – всегда готов защитить. Даже, если старый.
Ходите в лес.