Найти в Дзене
Андрей Вильнёв

Скотт Диксон: Интервью для журнала "Мотор-Спорт" (перевод статьи)

Шестикратный чемпион серии «ИндиКар» Скотт Диксон о своём желании сравняться с Эй-Джеем Фойтом, «перестроиться» на Дарио Франкитти и о том, почему овальная трасса - это нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Скотт Диксон - один из самых успешных пилотов «ИндиКара» всех времён. Новозеландец шестикратный чемпион, на его счету более 50 побед в гонках «Инди», и это его 21-й сезон с Чипом Ганасси (статья написана в ноябре 2022 года – прим. пер.), что является самым продолжительным партнерством в истории этого вида спорта. Начав карьеру в картинге, он быстро поднялся по младшим «формулам» и отправился не в Европу, а в Америку, где выиграл чемпионат «Инди-Лайтс», а в 2001 году перешел в серию «КАРТ» в команду «Пак-Уэст». Сотрудничество с Ганасси началось в 2002 году, среди его товарищей по команде был Дарио Франкитти, с которым Диксон воссоединился на фестивале «Возрождение Гудвуда», где они ездили на «Ягуаре E-type». Мы встретились с Диксоном в перерыве между выступлениями в «ИндиКаре»

Шестикратный чемпион серии «ИндиКар» Скотт Диксон о своём желании сравняться с Эй-Джеем Фойтом, «перестроиться» на Дарио Франкитти и о том, почему овальная трасса - это нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

Скотт Диксон - один из самых успешных пилотов «ИндиКара» всех времён. Новозеландец шестикратный чемпион, на его счету более 50 побед в гонках «Инди», и это его 21-й сезон с Чипом Ганасси (статья написана в ноябре 2022 года – прим. пер.), что является самым продолжительным партнерством в истории этого вида спорта. Начав карьеру в картинге, он быстро поднялся по младшим «формулам» и отправился не в Европу, а в Америку, где выиграл чемпионат «Инди-Лайтс», а в 2001 году перешел в серию «КАРТ» в команду «Пак-Уэст». Сотрудничество с Ганасси началось в 2002 году, среди его товарищей по команде был Дарио Франкитти, с которым Диксон воссоединился на фестивале «Возрождение Гудвуда», где они ездили на «Ягуаре E-type».

Мы встретились с Диксоном в перерыве между выступлениями в «ИндиКаре», чтобы вспомнить о его выдающейся карьере. А товарищ по команде и чемпион серии Франкитти не смог удержаться и присоединился к нам, когда речь зашла об их стратегии на фестивале.

К 2000 году Диксон участвовал в гонках в США и побеждал в серии «Инди-Лайтс».
К 2000 году Диксон участвовал в гонках в США и побеждал в серии «Инди-Лайтс».

«Мотор-Спорт»: Ты начал гоняться на картинге еще мальчиком в Новой Зеландии. Вдохновил ли тебя успех Криса Эймона, Брюса МакЛарена и Денни Халма?

СД: «Да, конечно, это оказало большое влияние. Всё это наследие новозеландского автоспорта 1960-х и 70-х годов, которое также включало в себя множество гонщиков гран-при, участвовавших в Тасманской серии. Это эпоха моего отца. Он был гонщиком, и поэтому большинство историй пришло от него. Это была очень сильная эпоха для Новой Зеландии, и, конечно, имя МакЛарена по сей день остается на высшем гоночном уровне. Моим наставником был Кенни Смит, в некотором роде легендарный новозеландский гонщик, который сыграл большую роль в начале моей карьеры. Так что да, это было особенное время, и это наследие по-прежнему движет нами сегодня. Для меня здорово быть частью истории автоспорта в стране».

Расскажи мне о тех ранних временах в картинге, когда так много великих гонщиков овладели гоночными навыками?

СД: «Мы вернулись в Новую Зеландию, когда мне было пять лет. Я родился в Австралии, где мои родители работали, а отец был гонщиком. Мои двоюродные братья и сёстры соревновались в картинге в Веллингтоне, и, когда мне было семь лет, я смог прокатиться на одном из картингов в конце гоночного дня. Так всё и началось».

«Инди-Лайтс», 2000 год, лидирует в Фонтане, Калифорния.
«Инди-Лайтс», 2000 год, лидирует в Фонтане, Калифорния.

«Я несколько недель умолял отца купить мне картинг. Он купил, и с тех пор я участвую в гонках. Мне просто нравилось водить. Я до сих пор помню, как садился в тот картинг, как ощущал скорость, как низко пригибался к земле и управлял чем-то, что в том возрасте казалось таким быстрым. Это был восторг, невероятная скорость, с которой, как тебе казалось, ты ехал! Когда тебе семь лет, ты управляешь настоящей машиной. Ты изучаешь основы, как её настроить, как вести машину на мокрой дороге, замечаешь слабые места других гонщиков, как устранять неполадки, выявляешь возможности для обгона. Всё это применилось, когда в 13 лет я перешел на автомобили. Картинг по-прежнему остается самым прочным фундаментом для любой гоночной карьеры».

В 2004 году на тестах в Барселоне за команду «Уильямс»
В 2004 году на тестах в Барселоне за команду «Уильямс»

Ты выступал во всех категориях, вплоть до «Формулы-Атлантик» в Новой Зеландии, уехал на два года в Австралию, выступал в «Формуле-Холден», эквиваленте Ф-3000. В то время как большинство направлялось в Европу, ты вместо этого отправился в Америку. Почему это произошло?

СД: «Да, на самом деле это не входило в наши планы. Мы положили глаз на «Формулу-3» в Англии с Аланом Докингом, но в итоге Кенни поговорил с Верном Щуппаном и Стефаном Йоханссоном насчёт «Инди-Лайтс.

Итак, по пути в Англию мы провели предсезонные тесты в Сибринге. Там было около 20 машин. Мы провели день с «Пак-Уэст», день с командой Стефана, и я был быстрее всех. Стефан хотел заключить сделку прямо здесь и сейчас. У нас была группа инвесторов, которую Питер Джонсон собрал на родине, но у нас не было много денег, так что это стало нашим лучшим вариантом. Мы сразу же приняли предложение Стефана. В то время это казалось безумной сделкой. Поэтому мы так и не добрались до Европы. Это был один из тех моментов, который изменил мою жизнь, и с тех пор я живу в Америке».

Диксон гонялся на «Ягуаре E-type» Грегора Фискена в Гудвуде вместе с Дарио Франкитти, бывшим напарником в «ИндиКаре»
Диксон гонялся на «Ягуаре E-type» Грегора Фискена в Гудвуде вместе с Дарио Франкитти, бывшим напарником в «ИндиКаре»

Насколько Стефан Йоханссон был важен для твоей карьеры на протяжении многих лет?

СД: «Очень важен, как и для моего отца Кенни, и для «Гилтрапс». Стефан помогал с финансированием на начальном этапе. Он по-прежнему мой менеджер, и мы также работаем вместе по сей день. Он веселый парень, отличный друг, и он знает всех участников гонок в Америке и Европе, так что да, было здорово».

В 2004 году ты был на тестах за рулём «Уильямс» Формулы-1. Была ли у тебя реальная возможность поучаствовать в гонках гран-при?

СД: «Трудно сказать наверняка. В то время я только выиграл чемпионат «ИндиКар» в 2003 году, так что у меня была интересная карьера, и казалось, что в «Уильямс» есть свободное место. Мы провели первые тесты на «Поль-Рикаре», всё прошло очень хорошо, но в промежутке между ними и тестами в Барселоне они вернули Марка Уэббера. Марк был отличным выбором для них, и у него всё равно был там контракт. Так что я знал, что место в гонках больше не рассматривалось.

Можно было бы остаться тестером, но я не хотел теряться в потоке происходящего, поэтому решил продолжить работу в «ИндиКаре», который был очень конкурентоспособным, и я получал от него сильное удовольствие. За рулем «Уильямса» было потрясающе. Первые тесты прошли на ура. На вторых у нас были механические проблемы, и шёл сильный дождь, но я всегда буду дорожить этим опытом.

Мне очень понравился «Уильямс-БМВ. Машина делала всё, что от неё хотели, в то время как «ИндиКар» работает неправильно, не так, как следовало бы. Вам придется управлять им вручную. Здесь нет гидроусилителя руля, но это в некотором роде забавно, потому что вам приходится управлять много чем.

Общаясь с такими парнями, как Ромен Грожан, и другими ребятами, приехавшими из Европы, я могу сказать, что им нравится учиться адаптироваться и управлять машиной по-другому».

Франкитти даёт советы по торможению своему бывшему коллеге по «ИндиКару»…
Франкитти даёт советы по торможению своему бывшему коллеге по «ИндиКару»…

Ты жалеешь, что не смог поучаствовать в гран-при, или «ИндиКар» дал всё, что ты ожидал и чего хотел, как топовый гонщик?

СД: «Дело не в сожалениях. Я не трачу время на анализ «мог бы, должен был, хотел бы». Нужно двигаться дальше. Тесты были просто отличным опытом. Не мне говорить о Формуле-1, о том, что хорошо, а что плохо. Я там не был, но сегодня в «ИндиКаре» от 10 до 15 пилотов, которые, если всё сделают правильно, могут победить. Он привлёк многих европейских гонщиков, и их было бы намного больше, но мест нет. Это хороший момент для «ИндиКара». Единственное, что сдерживает его, - это третий производитель двигателей. Это то, что ему очень сильно нужно. Новые правила и порядок формирования команд означают, что маленьких коллективов больше нет. Это хорошее место, где царит высокая конкуренция. В этом году, например, было за что рисковать, у троих или четверых из нас был шанс выиграть титул».

Диксон, занявший второе место на «Милуокской Миле» в 2009 году – гонке, которую он выиграл за команду Чипа Ганасси
Диксон, занявший второе место на «Милуокской Миле» в 2009 году – гонке, которую он выиграл за команду Чипа Ганасси

Кстати, о завоеванных титулах – недавно ты воссоединился со своим товарищем по команде Чипа Ганасси, Дарио Франкитти, на «Возрождении Гудвуда» (подробнее об этом позже), а ведь он забрал у тебя пару чемпионских титулов в 2007 и 2009 годах.

СД: «Да, у него получилось в Чикаго в 2007 году, он был с командой Андретти, мы шли ноздря в ноздрю, у меня заканчивалось топливо, и меня развернуло перед ним на последнем круге. Он говорит, что я врезался в него задним ходом, но я был бы волшебником, если бы смог так быстро повернуть назад. Думаю, он просто не смог меня объехать! Затем, в 2009-м, мы оба выступали за «Ганасси», и на последних восьми кругах в Хомстеде мне пришлось заезжать на пит-стоп из-за нехватки топлива, и победа Дарио принесла ему титул. Мы никогда не ссорились друг с другом, никогда не было неприязни. Мы очень хорошо сработались как товарищи по команде. Всё было отлично, команда мечты. Мы оба двигали её вперёд. Я слышал, что Чип сказал, что это была идеальная пара, и в 2009-м мы выиграли больше половины гонок. Окей, у нас есть свои моменты за закрытыми дверями. Период с 2008 по 2013-й был довольно насыщенным, но время было отличное. Я не знаю, что такого особенного в семействе «ИндиКара». Возможно, это окружающая среда, фактор опасности. Между гонщиками должно быть уважение.

В тот период, о котором мы говорим, мы потеряли близких друзей, и это сближает, помогает понять картину в целом. Боже, та эпоха была напряженной. Мы были бродячим цирком, мы были близки. Сейчас всё по-другому. Приходят новые поколения, люди из самых разных мест, и я думаю, что прежние времена - мои самые теплые воспоминания».

В 2007 году Диксон бок о бок с Франкитти (№ 27), выступавшего за «Андретти».
В 2007 году Диксон бок о бок с Франкитти (№ 27), выступавшего за «Андретти».

Мастерство гонок на овальных трассах остается загадкой для многих европейских болельщиков. В чём секрет успеха на этих сверхскоростных трассах?

СД: «Самое главное - чувствовать себя комфортно за рулём машины. После аварии в «ИндиКаре» на овале мне пришлось осознать тот факт, что очень сложно выходить за пределы машины. Машину нужно поправлять, в то время как на дорожных трассах ею можно управлять. Если у вас возникнут серьезные проблемы с управлением на овальном участке, вы столкнетесь с препятствием. «Уважение – вы должны уважать то, насколько сложно всё сделать правильно. Это была моя проблема с самого начала. Я подумал: «Это всего лишь два поворота, насколько всё может быть сложно?» - Какое-то время вы можете быть смелым и быстрым, но надолго это не срабатывает. Ситуация ставит вас в тупик.

За прошедшие годы удобство гонок на овалах изменилось. Всё никогда не бывает чем-то единым и происходит из-за того, что у нас раньше были гонки в группах, из-за множества полос, по которым мы гнали на ровных трассах, таких как Милуоки. Сейчас всё не так актуально. Овальные трассы могут показаться простыми, но они безумно отличаются друг от друга, даже в таких местах, как, например, Айова и Сент-Луис. Мне всегда нравились гонки на овалах. В квалификации вы можете быть на четверть или даже на полсекунды быстрее на одном конце и медленнее на другом. Это много времени для овала. Однажды в Милуоки мы с Дарио боролись за поул. Он был быстрее с одной стороны, я - с другой. Разница очень маленькая. Для меня дело не в скорости. Скорость в некотором роде относительна. Раньше был большой скачок от «Инди-Лайтс» к «КАРТ» или «ИндиКар», когда те были брутальными машинами. Сейчас автомобили не обладают такой большой мощностью, но в 2024 году её станет больше благодаря новым гибридным двигателям.

Раньше, когда вы возвращались с зимних каникул, то ехали на овале и думали: «Чёрт возьми, какие быстрые машины». - Это воодушевляет. В «Инди» вы разгоняетесь до 370 км в час, а все остальные - в пределах 8 км/ч, так что всё относительно. Когда что-то идет не так, вот тогда-то вы по-настоящему просыпаетесь».

Сейчас, когда Диксон проводит 21-й год в «ИндиКаре», он по-прежнему выигрывает гонки - последняя из побед была в Нэшвилле в августе
Сейчас, когда Диксон проводит 21-й год в «ИндиКаре», он по-прежнему выигрывает гонки - последняя из побед была в Нэшвилле в августе

Кажется, что у стратегии первостепенное значение. Гонки похожи на шахматную партию или «змеи и лестницы».

СД: «Это так, и разумная стратегия, конечно, помогает. В зависимости от того, как далеко вы стартуете, вы ищете варианты. Желтые флаги создают такие возможности, и часто приходится идти на компромисс – сколько кругов проехали шины к моменту рестарта. Вы можете стать очень уязвимым, как это было со мной в Нэшвилле. Авария вынудила нас отказаться от простой стратегии, и к моменту последнего рестарта шины уже прошли 45 кругов. Значит, вы идёте на компромисс, чтобы добиться наилучшего результата.

Когда я выиграл свою первую гонку в «ИндиКаре», мы квалифицировались довольно неудачно, но продолжали доливать топливо на каждом жёлтом флаге, и к концу я был единственным, кто смог добиться результата. В «ИндиКаре» так весело, потому что, даже когда вы думаете, что проиграли, у вас всё равно есть шанс победить. Кому-то это может не понравиться, но мы тоже не хотим скучных гонок. Стратегии и жёлтые флаги всё смешивают, и это весело и захватывающе. Мне такое нравится».

Чемпион «ИндиКара» в личном зачётё 2003 года в составе команды «Ганасси»
Чемпион «ИндиКара» в личном зачётё 2003 года в составе команды «Ганасси»

Расскажи нам о соперничестве двух гигантов – «Ганасси» и «Пенске». По-разному ли они подходят к победе?

СД: «Я работаю с «Ганасси» уже 21 год, поэтому мне сложно распространяться на эту тему, но мы следим за действиями соперников и анализируем их. Цель у обеих команд одна и та же. Это значит побеждать и делать всё, чтобы достичь этого, но, думаю, есть различия. Мы хорошо работаем всей командой. Это как открытая книга. Возможно, «Пенске» более индивидуально работают с каждым из своих участников. Что мне действительно нравится в «Ганасси», так это то, что всё очень черно-белое, очень простое и нацелено на победу. Это всё, что волнует Чипа. Он очень практичен. Гонки - это его единственный бизнес, в то время как у Роджера есть целая империя, состоящая из множества различных направлений. Конечно, они оба очень конкурентоспособны.

Вы оглядываетесь в поисках подходящей возможности, но для меня было довольно простым решением остаться в «Ганасси». Я тоже отношусь к черно-белым парням. Я просто хочу побеждать. Мне нравится, когда приходят новые ребята. Я их приветствую. Они продвигают команду вперёд, а внутрикомандные соревнования - это лучшее, что только может быть. Появление молодёжи неизбежно. С этим ты ничего не можешь поделать».

После напряженного сезона ты разделил «Ягуар E-type» с Дарио на «Возрождении Гудвуда», и сегодня у вас было в распоряжении несколько кругов, чтобы посмотреть, что представляет из себя трасса.

СД: «Я люблю Гудвуд. Я поехал на Фестиваль скорости на праздновании годовщины «ИндиКара», и мы с моей женой Эммой поженились в Гудвуд-Хаусе в 2008 году. Она из Уэльса – нам обоим нравится Англия. Я был зрителем на «Возрождении», и мы смотрим его онлайн после сентябрьской гонки в Лагуна-Секе. В этом году всё хорошо, так что я могу приехать и поучаствовать в гонке в конце сезона. Я всегда хотел это сделать. Блин, я такой же гонщик, как и все мы, и это весело, это возвращение к истокам.

Я хочу попробовать что-то новое, и не только один раз, но и на долгое время вперёд. Сегодня я впервые проехал несколько кругов на прекрасном «Ягуаре» Грегора Фискена, шёл дождь, было очень скользко. Было дико, но мне понравилось. Я не управлял пяткой и носком и механической коробкой передач с тех пор, как был подростком, и не думаю, что когда-либо испытывал меньшее сцепление с дорогой, но машина отличная, с ней очень весело. Трасса показалась мне довольно маленькой и компактной в первый раз, но на самом деле она классная, с хорошей проходимостью, как и все старые трассы на естественном рельефе, и очень быстрая, почти овальная! Соотношение риска и выгоды велико. У нас есть трава, а затем уклон, так что я перестрахуюсь.

Кто начнет гонку? Надеюсь, Дарио, который сможет отыграть 20 секунд, отдаст управление, и я смогу просто ехать спокойно. Конечно, я шучу, но в большинстве случаев, участвуя в командных соревнованиях, я попадал в аварию вскоре после старта. Именно тогда происходит большинство аварий. Позже я разобрался с этим».

Тренировочные круги на «Гудвуде»
Тренировочные круги на «Гудвуде»

Дарио Франкитти выходит на сцену…

ДФ: «У него износятся тормоза. Он сильнее давит на них, чем я».

СД: «Я буду экономить топливо, приятель, двигаясь по инерции».

ДФ: «У нас со Скотти всё будет хорошо. Он лучший напарник, который у меня когда-либо был, и у него не будет радио, поэтому он не сможет кричать на меня, сидящего в боксах».

СД: «Да, жаль. Я не могу на него накричать, и наблюдателей тоже нет. Может быть, нам удастся раздобыть мобильный телефон и наушники. Но стратегия всегда одна и та же – победить. Посмотрим, насколько мы конкурентоспособны. Машины дорогие. С ними нужно быть осторожным, и мы не можем винить во всём электронику, как мы это делаем сейчас, потому что у вас что-то не происходит автоматически».

И наконец, как долго ты еще будешь участвовать в гонках? У тебя еще есть жажда успеха – завоевания титулов?

СД: «У меня нет никаких планов заниматься чем-то еще. Мне очень нравится то, что я делаю, – это привилегия. Я счастлив там, где я с «Ганасси». Моя семья чрезвычайно важна для меня. Они в центре всего, что бы я ни решил делать в будущем. У нас родился новый мальчик, Кит. Ему два с половиной года. В этом году я взял его с собой на соревнования в «Инди». Он спросил: «Можно мне попробовать? Я хочу попробовать», - и был очень зол, когда мы сказали «нет»! Что я могу сказать, так это то, что прямо сейчас я нацелен на седьмой титул. И сравнялся бы с рекордом Эй-Джея Фойта».

У Франкитти, конечно, есть опыт гонок на машинах 1960–х годов - до недавнего времени он был владельцем «Лотоса Кортина» 1964 года выпуска, принадлежавшей Джиму Кларку
У Франкитти, конечно, есть опыт гонок на машинах 1960–х годов - до недавнего времени он был владельцем «Лотоса Кортина» 1964 года выпуска, принадлежавшей Джиму Кларку

Напоследок…

В этом случае Скотту придется ждать еще год, чтобы получить шанс выиграть свой седьмой титул после того, как Уилл Пауэр завоевал корону 2022 года в сентябре. Тем не менее, он и Дарио привезли свой «Ягуар E-Type» на финиш шестым в соревнованиях за Трофей в память о Стерлинге Моссе на «Возрождении».

«Мы хотели финишировать в первой десятке», - сказал Скотт. – «Я был в восторге. Это был замечательный уик-энд. Это был мой первый старт с места с включенным сцеплением и ручным переключением передач за много-много лет. Было очень захватывающе. Я хочу повторить».

Источник: https://www.motorsportmagazine.com/