Проблема
Симптомы неисправности следующие. Во время влажной уборки интенсивность мокрого следа от швабр пылесоса, только что выехавшего с базы с помытыми тряпками, постепенно снижается. Через несколько минут робот уже едет вообще не оставляя мокрого следа. Мотор подачи воды на тряпки при этом жужжит. Это периодические короткие едва слышные гудения продолжительностью несколько секунд (в зависимости от настройки степени влажности тряпок в приложении).
У меня это произошло после длительного неиспользования робота-пылесоса (около полугода). Такая же беда случилась и с док-станцией, её починить оказалось проще, и я уже писал об этом вот здесь:
А вот с роботом-пылесосом оказалось посложнее. В первую очередь из-за скудной информации в сети по его ремонту. Пришлось почти полностью разбираться самому. Первая попытка разборки робота с профилактикой его насоса не увенчалась успехом. После обратной сборки робот так и не начал смачивать тряпки.
Я думал, что насос в роботе-пылесосе один, как раз для смачивания тряпок. А воду в пылесос закачивает док-станция. Но это оказалось не так. В Dreame L20 Ultra (да, наверняка, и в других подобных пылесосах тоже) два насоса в самом роботе. Один из них - для наполнения бака водой в док-станции. Робот-пылесос оказывается сам засасывает себе воду из док-станции, а не док-станция закачивает в него.
Второй насос - для подачи воды на тряпки во время уборки. При первой разборке я его найти не смог, потому что не искал, так как не думал что их там два. Но где-то всё же нашёл информацию о втором насосе, и полез его искать, разобрав пылесос во второй раз.
Разборка корпуса
Робот-пылесос, в отличие от его док-станции, разобрать гораздо сложнее. И собрать обратно тоже непросто. Но порадовало, что у китайцев ничего не приклеено намертво, нет одноразовых элементов, всё можно разобрать и собрать обратно до последней детальки.
Порядок разборки и ремонта пылесоса следующий.
Сначала длительным нажатием кнопки питания выключаем робот полностью. Затем снимаем с него всё лишнее - крышку, бак для мусора, швабры, щётки:
Затем откручиваем пять винтов и снимаем нижнюю крышку, отщёлкнув её руками (это происходит легко):
Далее вынимаем аккумуляторную батарею из гнезда и отключаем разъём. Для этого разъём нужно сжать, чтобы защёлка вышла из зацепления. Делать это пальцами неудобно, я использовал узкогубцы:
Откручиваем два маленьких винта, крепящих крышку выдвижной ноги, и вынимаем крышку и подвижную пластину под ней. Обе эти детали пластиковые, вынимать нужно с небольшим изгибом, так как держаться они ещё и на небольших защёлках:
После этого выкручиваем 12 винтов, крепящих основную крышку корпуса пылесоса:
Крышка продолжает держаться на защёлках, но сначала нужно снять бампер. Для этого откручиваем шесть винтов крепления подбородка бампера:
Но это ещё не всё. Переворачиваем пылесос и вынимаем две силиконовые заглушки:
Я это делал просто шилом:
И выкручиваем два винта под заглушками:
С этого момента бампер с робота снят, но ещё подключен тоненькими проводами, с которыми нужно быть аккуратным, чтобы не оборвать их. Это кабель питания светодиодной подсветки:
Для начала выводим кабель из держателя, я его для этого просто отогнул узкогубцами к себе, и вывел провода:
Теперь бампер можно отвести подальше, перевернуть и положить на робот сверху, так будет удобнее отключать разъём. Разъём здесь тоже с фиксатором, и его удобно снять пинцетом, ну а я всё делал узкогубцами:
Теперь бампер полностью отсоединён и его можно отложить в сторону:
В необходимости следующего шага я не уверен, может быть без этого можно и обойтись. Вынимаем четыре силиконовые заглушки и откручиваем четыре винта, крепящих лидар:
Сам лидар вынимать не нужно, но не открутив эти винты, мне не удавалось снять крышку корпуса робота-пылесоса. Дело в том, что именно рядом с лидаром на крышке расположены самые злые защёлки, которые в первый раз мне никак не удавалось отщёлкнуть. Открутив винты лидара, это сделать удалось, так как после этой операции жёсткость пластика в этом месте ослабла.
Если крышка лидара откручена, то она свободно болтается на своём месте, но удерживается кабелем. Тем не менее нужно следить за двумя пружинками под крышкой. Оба раза, когда я разбирал робот-пылесос, одна из пружинок вылетала и терялась, вот она:
Теперь можно наконец снять крышку корпуса робота. Сделать это очень непросто. Она продолжает держаться на защёлках. Начинаем поднимать крышку, начиная с задней части робота:
Продолжаем, поддевая край крышки в том числе и вокруг ниши контейнера для мусора:
Самые злые защёлки отстегнуть без отвёртки и коцок на пластике мне не удалось. Поддеваем и с силой оттягиваем, боясь всё поломать, пока не отщёлкнется:
Вот они, эти две самые неподдающиеся защёлки:
Отщёлкнув их, можно наконец аккуратно приподнять крышку, всё ещё делая это только с задней части робота. В передней части находятся кабели, которые нужно не порвать:
Два кабеля, идущих от крышки, подключены к плате:
Нужно отсоединить два этих разъёма:
Левый отключается простым выниманием, он без защёлки. Его нужно аккуратно покачивать в стороны и одновременно тянуть на себя пальцами. Правый разъём с защёлкой, но вынимается он проще - просто сжать его пальцами и потянуть вверх. Всё, крышка снята, можно её убрать:
Наконец-то мы добрались до внутренностей робота-пылесоса, но разборка ещё не завершена:
Определяем какой насос неисправен
Первым делом смотрим на бак для воды, есть в нём вода или нет:
Если воды нет, значит неисправен насос закачки с док-станции. Если вода есть, значит неисправен насос подачи воды на тряпки. Ну или не насос, а засор в патрубках и соплах. Хотя я считаю, что это маловероятно. Самые узкие места именно внутри насосов.
Демонтаж и разборка насоса закачки
Итак, если воды в баке нет, то неисправен насос закачки. Он находится вот здесь:
Чтобы до него добраться, нужно снять задний порт робота и привод выдвижной ноги. Задний порт держится на двух винтах:
Откручиваем их, вынимаем порт вверх и отводим назад:
Привод выдвижной ноги также держится на двух винтах:
Откручиваем их и вынимаем привод. Привод вынимается не очень свободно. Нужно отодвинуть в сторону жгут проводов, идущий сверху левого винта, а также отодвинуть (отжать в сторону) воздуховод, который мешает в левом нижнем углу. После этого привод можно выковырять из своего места наверх и отодвинуть в сторону. Вынув привод и задний порт, мы получим свободный доступ к насосу закачки (на этом фото привод ещё не снят):
Насос просто лежит в гнезде под защёлками, достаточно поддеть его отвёрткой, и он отщёлкнется наружу:
Во время первой разборки пылесоса фоток я не делал, к сожалению, а во время второй разборки я уже знал, что с этим насосом у меня всё в порядке, поэтому второй раз я его не разбирал. Но разбирается он точно так же, как и насос в док-станции. Нужно снять с насоса патрубки, открутить четыре винта и разобрать на части механизм для прочистки и инспекции. Можно посмотреть порядок разборки похожего насоса в статье про ремонт док-станции:
Демонтаж насоса подачи воды на тряпки
Если же вода в баке есть, как в моём случае, то неисправен насос подачи воды на тряпки. Если он жужжит при работе, то его мотор и схема управления исправны, и проблема может быть только в механизме, патрубках или соплах.
Насос подачи воды находится слева от бака:
Он спрятался под жгутом проводов:
Но добраться до него не так уж сложно. Отводим жгут в сторону и откручиваем вот этот винт:
Теперь насос высвобожден и его можно поддеть отвёрткой:
Но для дальнейшего демонтажа нужно снять и бак, так как патрубки проходят под ним. Для этого все провода, которые огибают бак, нужно поочерёдно вынуть из-за бака и отвести в сторону. Далее отсоединяем от бака коротенькую дренажную трубку:
Теперь бак можно приподнять:
Под баком проходит патрубок, который уложен между направляющими выступами:
Отвёрткой нужно поддеть патрубок и вывести его из-под ближайшего крючка (при обратной сборке этот патрубок также отвёрткой нужно будет аккуратно затолкать под этот крючок):
Теперь бак вместе с насосом можно вынуть из своих мест и отвести насос наружу:
Разборка насоса подачи воды на тряпки
Для разборки насоса сначала нужно снять с него патрубки. Розовый патрубок подачи пустой, его можно просто снять. Голубой патрубок приёма воды подключен к баку, который заполнен водой. Нужно подготовить ёмкость, отсоединить патрубок и слить воду из бака:
Насос готов к разборке:
Его конструкция похожа на насос закачки воды, но есть и отличия. Корпус механизма собран не на винтах, а на пружинных скобках. Снимаем эти скобки:
Для дальнейшей разборки механизма придётся пожертвовать наклейкой. Снимаем её и отсоединяем механизм от мотора:
Теперь самый ответственный момент. Нужно разобрать на части механизм. Внутри него находится очень маленький шарик и очень маленькая пружинка, и при разъединении частей механизма и то, и другое может выпасть и потеряться. И тогда только покупать новый насос.
Аккуратно разъединяем части:
Теперь осматриваем всё и чистим при необходимости. В моём случае чистить было нечего, визуально внутри всё было и так чисто. У нас в Спб вода мягкая, отложений в насосе нет. Но я заливаю воду в док-станцию прямо из под крана, без фильтрации, поэтому конечно же в воде есть различные примеси. Из-за длительного неиспользования вся вода внутри высохла, а из-за того, что она не была чистой, все движущиеся части насоса слиплись. Из-за этого он и не качал воду, хотя моторчик работал.
Но поскольку насос такой мизерный, то и слипания я тоже не заметил. И шарик, и прокладка, и клапаны были свободны. Просто насос настолько маломощный, что даже совсем лёгкого слипания достаточно, чтобы он перестал работать. Ну а я при разборке просто всё пошевелил, оно и разлиплось.
Вот в общем-то и весь ремонт. Нужно просто разобрать всё на части и собрать обратно, ничего не изменив. И всё начинает работать. А в каком-то ролике на ютубе сказали, что если насос жужжит, но не качает, то он неисправен и его нужно менять. А разобрать его духу не хватило, видимо. По факту у меня при этих симптомах насос оказался полностью исправен.
Проверка насоса до сборки робота-пылесоса
Собрав обратно механизм насоса, я решил его проверить, прежде чем полностью собирать пылесос. На нём написано, что его напряжение питания 3.3 В. Но чтобы безболезненно его запитать, сначала нужно отключить кабель питания насоса от коммутационной платы.
Для этого вынимаем плату вверх (динамик можно вынуть, а можно и нет, как удобно):
И отключаем разъём питания насоса:
Теперь подключаем входной патрубок и можно подать 3.3 В прямо на насос. Я от блока питания просто прикоснулся оголёнными проводами:
Насос зажужжал а написал струйкой лужицу воды, высосав остатки из бака - работает, можно всё собирать.
Сборка робота-пылесоса
Сборку пылесоса нужно выполнять в обратном порядке.
Нужно не забыть подключить обратно питание насоса. Уложить патрубки и хорошо надеть их на штуцеры, до самого конца. Тщательно уложить все провода за бак, как было до разборки. Проследить, чтобы провода заднего порта не попали под винт крепления крышки корпуса пылесоса. Проверить, на месте ли пружинки под лидаром. Хорошо защёлкнуть крышку корпуса по всему периметру.
При обратной сборке самый сложный момент - это крепление бампера. Те два винта, которые были выкручены последними сверху (под белыми заглушками), закрутить обратно не просто. Нужно завести "рога" бампера с проушинами в посадочное место так, чтобы совпали отверстия. Видно это через углубление для винта плохо, и я мучался как в первый, так и во второй раз. В первый раз я вообще промазал мимо проушины, винт провалился и упал внутрь робота-пылесоса. Хорошо, что он там не застрял и его удалось вытряхнуть, иначе это могло закончится полной разборкой.
После сборки и тестирования у меня всё заработало как надо. Прежде я проверил смачивание тряпок без самих тряпок, так можно понять быстрее и точнее, работает ли подача воды. Тряпки с мопов снять, а сами мопы установить, и запустить влажную уборку. Через пару минут после начала уборки робот начнёт жужжать мотором подачи воды на тряпки. В этот момент под ним должна образоваться лужица воды. Если она есть - всё в порядке.
Я не догадался при разборке продуть патрубки, которые идут от насоса к соплам, разбрызгивающим воду на тряпки. Если бы засор оказался там, пришлось бы всё разбирать снова. Поэтому советую это сделать сразу - дунуть или залить воду шприцем в розовый патрубок, идущий от насоса, и проверить выход воздуха или воды из сопел.
Других проблем с этим роботом-пылесосом за год активной эксплуатации и два года жизни в общей сложности не было. За исключением ухудшения навигации после какого-то промежуточного обновления прошивки, которое было частично исправлено следующим обновлением. Ухудшение сохранилось лишь в части распознавания предметов, теперь робот дольше тупит около проводов на полу и объезжает их с слишком большим запасом. Но в целом качество уборки остаётся хорошим.
5 винтов
отщелкнуть крышку
вынуть аккумулятор
отщелкнуть узкогубцами разъем
2 маленьких винта на выдвижной ноге
отщелкнуть две детали
12 винтов курпуса
6 винтов бампера
снять полукруг
сверху две белые заглушки и два винта
отодвинуть бампер
отключить разъем
убрать бампер
четыре заглушки и винта лидара, может и не надо, но легче отщелкивается
отщелкивать крышку начиная сзади
снять два разъема, левый покачивая пальцами, правый сжать и вынуть вверх
убрать крышку
два винта крепления заднего порта
отвести порт наверх
отщелкнуть насос
открутить два винта привода выдвижной ноги и поднять ее вверх
вынуть жгут проводов из-за бака