В суровые годы Великой Отечественной войны органы прокуратуры, юстиции и суда работали исключительно в интересах обороны страны.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад. Расширилась сеть военных прокуратур. В действующей армии были созданы военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, артиллерийских дивизий Резерва главного командования, воздушно-десантных бригад и др.).
В оперативном подчинении военных прокуратур фронтов, кроме того, находились военные прокуратуры войск НКВД по охране тыла и фронта, и военные прокуратуры железнодорожных войск фронтов. Действовали также военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др.
В тылу возникли военные прокуратуры округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад.
В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны.
Все транспортные прокуратуры преобразовались в военные. В январе 1942 года возникла Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта.
Руководили органами прокуратуры Генеральная прокуратура СССР и подчиненные ей Главная военная прокуратура, прокуратуры Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.
Судебно-прокурорские работники обеспечивали неукоснительное соблюдение гражданами и должностными лицами указов и постановлений власти военного времени. В приказах по Прокуратуре СССР и Наркомату юстиции СССР того периода красной нитью проходит мысль о том, что всякий, кто нарушает закон, будет подвергаться наказанию. Прокурорские проверки и расследования уголовных дел должны были проводиться в кратчайшие сроки и без малейшего бюрократизма и волокиты.
Органы прокуратуры осуществляли надзор за исполнением законов военного времени, направленных на охрану общественного порядка, трудовой и государственной дисциплины, прав и законных интересов военнослужащих и их семей, охрану социалистической собственности от преступных посягательств. Но в первую очередь прокуратура обеспечивала безусловное исполнение законов о поставке военной продукции, об оказании помощи фронту и об укреплении тыла.
Деятельность органов прокуратуры, внесших бесценный вклад в приближение Победы, была по достоинству оценена. Высшую награду Родины – орден Ленина – получили 23 работника прокуратуры. Орденом Красного Знамени были награждены 8 работников прокуратуры, орденом Отечественной войны 1-й степени – 19, 2-й степени – 3, орденом Трудового Красного Знамени – 113, орденом Красной Звезды – 81, орденом «Знак Почета» – 294, медалями «За трудовую доблесть» – 106, «За трудовое отличие» – 64. Всего же были удостоены правительственных наград 711 прокуроров и следователей и 481 работник органов юстиции [1]. О некоторых из них расскажем в этой статье.
Военный юрист 3-го ранга Наум Соломонович Лозовский был призван в РККА на пятый день Великой Отечественной войны. Юрист занял должность помощника военного прокурора 2-й ударной армии по надзору за следствием в органах особого отдела НКВД.
Наум Соломонович «показал образцы в работе по разоблачению и уничтожению вражеской агентуры, предателей и изменников родины». Помощник прокурора оказывал помощь работникам следственной части особого отдела, «тем самым обеспечивал высокое качество следствия и его быстроту». Отмечалось, что своей работой Наум Соломонович «немало способствовал созданию высокого морального состояния отдельных частей армии».
27 марта 1942 года военный юрист 3-го ранга Лозовский был отмечен медалью «За боевые заслуги». В мае 1942 года Наум Соломонович занял должность помощника прокурора Волховского фронта. После введения в 1943 году новых званий для военно-юридического состава Красной Армии ему было присвоено звание «майор юстиции». Второй наградой офицера стала медаль «За оборону Ленинграда».
На новом месте службы Н. С. Лозовский руководил следствием и «обеспечил высокое качество расследования сложных и запутанных хозяйственных дел, в результате чего на фронтовых складах было раскрыто несколько крупных шаек преступников, расхищавших социалистическую собственность, которые были осуждены военным трибуналом». Наум Соломонович оказывал практическую помощь нижестоящим военным прокуратурам, выезжая на места.
В качестве заслуг Н.С. Лозовского называлось полное отсутствие в 1943 году безосновательно возбуждённых уголовных дел. Не было и дел, возвращённых военным трибуналом на доследование. Оправдательные приговоры по возбуждённым в 1943 году делам также отсутствовали.
16 февраля 1944 года майор юстиции Лозовский был награждён орденом Красной Звезды. Четвертой наградой офицера стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу Наум Соломонович завершил в 1956 году в звании подполковника юстиции.
Военный юрист 3 ранга Юлий Александрович Шульмейстер на военной службе находился с 1940 года. С начала Великой Отечественной войны он занимал должность военного следователя военной прокуратуры Северо-Западного фронта.
По долгу службы Юлию Александровичу приходилось неоднократно выезжать со специальными заданиями в полки и дивизии, сражавшиеся на передовой и проводить следствие «по исключительно сложным следственным делам» под обстрелом противника. «Все порученные задания выполнял с присущей ему точностью и аккуратностью», – отмечало руководство.
В наградном листе также говорилось: «Как имеющий высшее юридическое образование свои знания и опыт умело передает низовым работникам и оказывает тем самым большую помощь им в работе».
6 ноября 1941 года военный юрист 3 ранга Шульмейстер был награждён медалью «За боевые заслуги». В феврале 1942 года Юлий Александрович назначается на должность помощника военного прокурора Северо-Западного фронта по следствию. В дальнейшем ему было присвоено звание «майор юстиции».
За время работы на фронте Юлий Александрович «показал себя смелым, энергичным, квалифицированным оперативным прокурорским работником». Неоднократно Ю.А. Шульмейстер выезжал на поле боя для проведения следственных действий «по расследованию срывов выполнения боевых приказов». Помощник прокурора также выезжал на фронт и для оказания помощи прокуратурам войсковых соединений в организации борьбы с преступностью.
28 сентября 1943 года майор юстиции Шульмейстер был удостоен ордена Красной Звезды. Третьей наградой военного юриста стала медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Капитан юстиции Виктор Алексеевич Скляров находился на службе в органах военной прокуратуры с первых дней Великой Отечественной войны. Офицер последовательно занимал должности военного следователя в механизированном корпусе, танковой дивизии и гарнизонной прокуратуре г. Тулы.
Во время осады Тулы Виктор Алексеевич «проявлял исключительную оперативность и настойчивость по выявлению дезертиров, мародеров, дела о которых заканчивал оперативно».
Следующим этапом в биографии капитана Склярова стала должность военного следователя военной прокуратуры Западного фронта ПВО. На новом месте службы Виктор Алексеевич раскрыл убийство шофера артиллерийской базы, совершенное 6 ноября 1943 года неизвестным военнослужащим. Следователь установил личность убийцы, «дело о котором расследовал умело, оперативно».
8 февраля 1944 года капитан юстиции Скляров был отмечен медалью «За боевые заслуги». Другими наградами следователя стали медали «За оборону Москвы» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Военную службу Виктор Алексеевич завершил в 1952 году в звании майора юстиции.
Майор юстиции Михаил Яковлевич Ковальский служил в органах военной прокуратуры с 1938 года. Его карьера началась с должности военного следователя. После начала Великой Отечественной войны он стал старшим помощником военного прокурора Северного флота. На этом посту Михаил Яковлевич «хорошо руководил следствием, глубоко и всесторонне исследовал все обстоятельства расследуемых дел и причин совершения преступлений, одновременно вскрывая недостатки в организации службы в частях».
В ноябре 1942 года М. Я. Ковальский назначается военным прокурором Северной тихоокеанской военной флотилии. На новом месте службы он «вскрыл ряд недочетов и ненормальностей в организации службы части, чем оказал командованию флотилии помощь в устранении их». Отмечалось, что Михаил Яковлевич правильно и умело вёл «борьбу с нарушителями дисциплины и расхитителями военного имущества».
22 февраля 1944 года майор юстиции Ковальский был удостоен ордена Красной Звезды. Позже офицер был награждён медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Японией». Военную службу Михаил Яковлевич завершил в 1960 году в звании полковника юстиции.
Никита Москалев
Источники
1. https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/veterans-rights/wow
2. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 44677. Д. 556.
3. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682523. Д. 24.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Д. 733.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1718.
6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Д. 873, 2857.
7. ЦАМО. Ф. 13608. Д. 20398. Д. 64, 156.
8. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 41. Ящик 6.
9. ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 52а. Ящик 2.
10. ЦВМА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 769, 792.