Здравия, товарищи!
Большую часть своего существования как вида сапиенс был охотником и собирателем. Именно этот образ жизни нас и сформировал.
Так наши предки прожили не менее 140 тысяч лет и только около 10 тыс. лет назад они освоили земледелие.
Да и то не все – некоторые группы намного позже – около тысячи лет назад или даже меньше.
Например, в Европу земледелие принесли мигранты с Ближнего Востока около 8 тыс. лет назад, но отдельные популяции перешли к нему позже прочих.
- Скажем, жители Скандинавии перешли в основном на него лишь 3,5–4 тысячи лет назад.
Это считается прогрессивным шагом, но вообще-то для наших предков это было совсем не очевидно. Во всяком случае, достоинства земледелия вскрылись не в первую тысячу лет и не во вторую
О том, почему люди были вынуждены (я не случайно использую это слово) сменить охоту и собирательство на земледелие, я расскажу как-нибудь в другой раз.
А пока что коротко о том, как они изменились внешне и как изменился их образ жизни.
…
Сравнивать земледельцев из Палестины с охотниками на каких-нибудь шерстистых носорогов из Европы смысла нет – слишком разный климат и прочее.
Разумнее всего сравнивать первых выраженных ближневосточных земледельцев с их же предками охотничьих времен и соседями не менявшими лук и копье на мотыгу.
Рост
В первую очередь люди стали ниже ростом.
Средний рост их предков составлял ок. 178 см для мужчин и 165 для женщин.
Земледельцы же уменьшились до 165 у мужчин и 155 (иногда говорится о 153 см) у женщин.
Та же самая картина наблюдалась в других регионах, где от охоты-собирательства переходили к земледелию и скотоводству: где-то теряли в росте всего по 4 см, а где и по 15.
Занятно, что к нашим временам рост значительной части популяций удалось возвратить до охотничьих показателей (но не физическую форму).
Однако у тех популяций, которые в наибольшей степени приходятся потомками ранних земледельцев Ближнего Востока по-прежнему низкий рост и субтильное телосложение.
Питание
Диета земледельцев стала крайне однообразной. Сократилось количество не только животной пищи, но и растительной.
Судя по всему, значительная часть знаний об окружающей природе у ранних земледельцев была утеряна, да и времени на сбор даров природы после работы в поле хватало не всегда.
Однако какой бы ни была причина, анализ останков показывает, что они намного чаще страдали от нехватки тех или иных элементов, чем охотники-собиратели из того же региона.
Здоровье
Они стали чаще болеть.
Это объяснялось как ослаблением иммунитета, вызванным однообразной пищей, так и высокой скученностью поселений.
Раньше каждая группа состояла из нескольких десятков человек и очень редко больше.
Истощив ресурсы рядом со стоянкой, и набросав рядом кучу мусора, охотники-собиратели откочевывали на несколько километров в сторону и жили, кормились и мусорили там.
К тому времени, как они возвращались на старое место, экосистема обычно успевала восстановиться и им снова было чаво жрать и чем мусорить.
Земледельцы почти не меняли места жительства, и их было много.
Высокая скученность способствовала распространению заболеваний.
К тому же они годами мусорили и мусорили и мусорили на одном месте, что тоже здоровья не приумножало.
Когда они стали еще и скот разводить – ситуация не улучшилась, ибо домашние животные оказались прекрасными переносчиками заразы.
Так что эпидемиологическая нагрузка возросла кратно.
Трудовой день
Он здорово возрос.
Если охотники-собиратели тратят на добычу пищи от 2 до 6 часов в день (когда как), и большая часть этого труда приходится на ходьбу с места на место слабо отличаясь от прогулки, то земледельцы стали вкалывать порой от рассвета до заката, выполняя одни и те же движения.
- Видимо тогда же появились и такие понятия, как «работа», ибо в словарях народов, по сей день ведущих жизнь охотников-собирателей, терминов, обозначающих тяжкий труд или какую-то поденщину порой нет вовсе.
У тех же популярных в последнее время негров-хадза «игра» и «работа» вообще обозначаются одним словом, который проще всего перевести как «что-то делаем».
Да и чего бы не поиграть, когда большая часть дня у них посвящена отдыху и болтовне друг с другом.
Физическая форма
- Тела людей стали менее развиты.
Судя по всему, основой их двигательной активности стали специфические движения, не слишком естественные для хомо сапиенса.
- Ещё они стали менее мускулистыми.
- Зато появилась скособоченность (деформации скелета).
Вероятно, они делали очень много односторонних движений, типа махания мотыгой в течение всего дня. Тело получало ассиметричное развитие, что выразилось в деформации скелета.
Некогда Пифагор сказал, что физический труд иссушает мозг и уродует тело.
При том сам был спортсменом высокого уровня, как и многие другие мудрецы Эллады.
Дядька явно зрил в корень, ибо последние исследования показали, что люди многие годы занятые на тяжелой физической страдают от болезней в среднем чаще, чем кабинетные работники.
- Те же исследования показали, что физра и даже спорт (даже профессиональный) снижают среднее количество проблем со здоровьем даже по сравнению с кабинетными трудягами, а по сравнению с работниками тяжелого физического труда – тем более.
Так вот земледельцы придумали нам тяжелый физический труд, ибо жизнь охотников-собирателей в плане физической активности была похожа на физкультурную с той только разницей, что тогда отправившиеся на прогулку или пробежку соплеменники возвращались с ланью и корешками/орехами/пр, а нынешние ЗОЖники-физкультурники – с пустыми руками.
Фертильность
Она здорово повысилась.
Нет, не от того, что каша поднимала потенцию.
Просто охотники-собиратели не считали многодетность плюсом, ибо большой выводок сильно затруднял туризм перемещение в пространстве, на котором держалась их жизнь, благо средства контрацепции нащупали уже тогда.
Собственно, даже в современном мире любой родитель знает, как сильно дети привязывают к одному месту, особенно, когда их много.
После того же как люди стали выражено оседлыми, они стали рожать без ограничений.
Правда возросла и детская смертность, поскольку детей и от груди отнимали раньше, и кормили потом однообразнее и заразы вокруг было больше, но рождаемость все же перекрывала смертность, отчего племена становились все больше.
Больше ртов требовали больше пищи, производство таковой требовало больше труда, обрабатываемых земель требовалось все больше, и иногда их не хватало, что провоцировало конфликты, уйти от которых земледелец уже не мог, ибо был привязан к земле, чтобы прокормить много ртов, которые потом наплодят новые рты…
В общем, так родилась цивилизация, и выйти из этой ловушки уже возможным не представлялось.
Голод
Перейдя к земледелию люди узнали, что такое жестокий голод.
Да, большую часть времени у них было обилие пищи, пусть и однообразной, но привязка к небольшому количеству культур и к земледелию вообще, делала их уязвимыми, и возможность хранить запасы спасала не всегда.
Добывать же пищу в естественной среде они умели плохо и, учитывая обилие детей, это было очень тяжело.
Как результат, земледельцы (и скотоводы) стали чаще вымирать от голода.
В отличие от них охотники-собиратели чаще сталкивались с периодической нехваткой пищи, но голода целыми группами почти никогда не умирали, ибо такого, чтобы в окрестностях исчезло вообще все съедобное (а их меню состояло из нескольких сотен наименований) практически никогда не случалось.
Культура
У земледельцев здорово упала культура, по крайней мере материальная. Изделия стали крайне примитивными. Творческое начало явно деградировало.
Скорее всего, это связан с банальной нехваткой времени.
Однако не исключено и то, что они отупели. Ибо однообразный физический труд и в самом деле иссушает мозг.
Во всяком случае все те же современные исследования подтверждают правоту Пифагора: вероятность развития слабоумия у людей, занятых на тяжелой физической работе, более чем на 50% выше.
Позже – в каком-нибудь феодальном обществе тысяча тугодумов добывала ресурсы для комфортного существования пары людей.
Те заказывали себе на радость произведения искусства, на которые через несколько веков можно будет глазеть не только их потокам, но и нам, что «кагбэ оправдывает».
Но у ранних земледельцев этого еще не произошло и там было сплошное село с убогой материальной культурой.
…
Возникает разумный вопрос: зачем же тогда люди перешли к такому образу жизни?
Этот вопрос заслуживает отдельного рассмотрения, однако в двух словах можно сказать, что они сделали это неосознанно, шаг за шагом смещаясь в сторону земледелия и не замечая ни масштаба перемен, ни того, что с каждым шагом ловушка захлопывается и назад выхода уже не будет.
Кстати, в ту пору заметно изменился и менталитет человека, его религиозность и представления о мире, о чем тоже хотелось бы рассказать в других статьях. Возможно, что и расскажу.
До встречи!