Друзья, мы уже писали в одной из наших историй о механизированных помощниках ЖКХ — машинах, выполняющих ежедневную рутинную работу по созданию комфортной и безопасной среды на городских улицах и здорово облегчающих труд коммунальщиков. Однако наши внимательные подписчики справедливо заметили, что мы «забыли» упомянуть об одном важном региональном предприятии, которое создает машины для российского ЖКХ.
Мы принимаем справедливую критику и сегодня расскажем о Ряжском авторемонтном заводе, с производственных линий которого сходят машины, за работой которых и летом, и в снежные зимы могут наблюдать не только жители Рязани, но и многих российских городов.
В конце XIX века Ряжск был таким типичным уездным городком — уютным, неторопливым и очень «земледельческим». На юге — плодородные чернозёмные поля: земля тут веками кормила людей. Жили по главному правилу: если хорошо поработать, то и хлеб на столе будет. Вначале землю вспашут, затем зерно посеют, затем — соло косарей, ну и урожайная молотьба. Ничего нового, кстати, за века придумано не было. Изменились и возмужали лишь механические помощники.
Плодородные земли и крестьянский труд, а ещё желание заработать добавили Ряжску статус местной «хлебной столицы» и ярмарочного центра. Приезжали на ряжский торг люди со всей округи, чтобы купить отборное зерно; ухватить свежий хлебушек, аромат которого простирался далеко за пределы ярмарочной локации; присмотреть себе какой‑нибудь «сельхозгаджет» — конечно, по меркам того времени: деревянные плуги, бороны, косы, серпы, цепы для обмолота и прочую полезную утварь, созданную местными умельцами в маленьких кустарных мастерских. Выходившую из строя — несли на ремонт к её создателям. Вот из таких‑то мастерских и родится в будущем производство, которое назовут Ряжский авторемонтный завод.
В 1929 году в Ряжске открывается мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники. Скромное начало — несколько станков, горстка умелых рук и огромное желание работать. Но уже через 10 лет картина разительно меняется: здесь трудятся 70 человек, а сама мастерская обретает новый статус — машинно‑тракторной. Это был первый серьёзный шаг вверх по лестнице профессионального роста: от локальной мастерской по капитальному ремонту сельхозтехники — к организованному производству с чётким разделением труда и новым технологиям.
В 1947 году ряжские мастера восстанавливали двигатели тракторов УД и ХТЗ и легендарных автомобилей ЗиС‑5 и ГАЗ‑ММ, экстерьеры которых теперь можно оценить лишь по старым чёрно‑белым кинофильмам. Финал следующего десятилетия в истории когда‑то мастерской, а именно 1957 год, стал поворотным — предприятие преобразовалось в авторемонтный завод, да и возможности у теперь уже завода существенно расширились.
Для читателя, далекого от технических маркировок, вот эти все ЗИЛ‑130, ЗИЛ‑150, ММЗ‑555 или модификации котлов КВ‑100, КВ‑300, КТФ‑300 — ничего не говорят. Ну котлы и котлы. Чтобы было понятно, напишем просто: завод ремонтировал и производил технику или сопутствующие «аксессуары», без которых значительная часть механизированных тружеников села не смогла бы выйти на полевые работы. В Рязанской области точно.
Распад СССР и экономические эксперименты начала 90‑х стали для завода серьёзным испытанием. На рынок хлынули зарубежные машины — технологичные, мощные, с продуманным дизайном и маркетинговым бэкграундом. Ряжская техника, годами исправно служившая советским реалиям, вдруг оказалась «не в тренде»: старые производственные линии и привычные конструкторские решения уже не могли тягаться с импортными аналогами.
В 1993 году завод подошёл к своему «нулевому километру» — точке, от которой началась новая глава. Приватизация и переименование в ОАО «Ряжский авторемонтный завод» стали не просто формальными изменениями. Перед предприятием встала чёткая задача: найти нишу, где оно сможет не погибнуть, а удержаться на плаву. Рынок‑то здорово дожимал импортными аналогами. Решение было принято жёсткое и не гарантирующее успеха: сменить профиль. Сделали ставку на коммунальную технику. Пилотным проектом стали мусоровозы с задней загрузкой (модели МКГ и МКЗ) — именно они были первыми машинами Ряжска, рыночная востребованность которых быстро подтвердилась. Эти машины сделали своё дело: они не просто заполнили нишу, а убедительно доказали правоту выбранного решения.
Сегодня РАРЗ — безусловный лидер среди российских производителей коммунальной техники. В 2024 году предприятие заняло первое место по выпуску кузовных мусоровозов с долей рынка в 36 %. Впечатляющий результат для завода, который начинал с ремонта тракторов. Более 116 наименований техники — от универсальных мусоровозов до специализированного оборудования для нефтегазовой отрасли — работают по всей стране и за её пределами: в СНГ, Ираке и на Кубе.
А на городских улицах Рязани каждый день можно увидеть самых «народных» представителей линейки — комбинированные дорожные машины, или просто «Чистики». Зимой они борются со снегом, летом — с пылью. Да, их не назовёшь элегантными или автокрасавцами, но они делают главное: там, где прошёл «Чистик», — чисто. Такая вот настоящая рабочая эстетика: не блеск хрома, а функциональность. Недаром говорят: мал золотник — да дорог.