Нижний парк Петергофа, раскинувшийся у подножия Большого дворца, - это грандиозный памятник садово-паркового искусства, символ триумфа России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю. Если восточная часть с её Монплезиром и дворцом "Монплезир" олицетворяет приватность и камерность, то западная, Марлинская часть, представляет собой воплощение утилитарности, превращенной в высокое искусство. Это территория, где функциональные пруды-садки стали основой для изысканных дворцовых видов, а практичное рыболовство соседствует с поэзией фонтанов.
Марлинская часть Нижнего парка Петергофа - это не просто уголок природы, а настоящая жемчужина русского садово-паркового искусства, созданная в эпоху Петра I. Этот участок парка, заложенный в первой половине XVIII века, стал важной частью грандиозного проекта по обустройству загородной резиденции, призванной продемонстрировать мощь и статус Российской империи на европейской арене. Создание Марлинской части парка было частью стремления Петра I создать уникальное место, которое бы сочетало в себе красоту природы и архитектурные достижения своего времени.
Да, история Западной части неразрывно связана с личностью Петра Великого и его прагматичным подходом к созданию резиденции. Парк не должен был быть лишь местом увеселений; он обязан был приносить практическую пользу. В 1720-х годах, одновременно с активным строительством восточной части, началось освоение земель к западу от прямого, как стрела, Морского канала. Вдохновленный европейскими традициями, император стремился создать пространство, которое бы отражало его амбициозные планы и желание вывести Россию на международную сцену. В этом контексте Марлинская часть стала символом нового времени, когда Россия открывала свои двери для европейской культуры и искусства.
Марлинский ансамбль создавался в 1720-1730-е годы. Проектированием занимались талантливые зодчие, последовательно воплощавшие волю монарха: Иоганн Фридрих Браунштейн — основной архитектор дворца Марли и первоначального планирования территории; Михаил Земцов — внес значительный вклад в доработку проектов и садовое устройство; Жан-Батист Леблон — главный организатор садово-парковых работ в Петергофе, чьи идеи повлияли и на облик Марлинского ансамбля.
Идея была гениальной в своей простоте: использовать естественный уклон местности к морю и проложить несколько параллельных каналов, которые будут питать водой фонтаны, а также служить удобными транспортными артериями. Но главной особенностью стали пруды. Петр I, любивший свежую рыбу к царскому столу, распорядился выкопать здесь целую систему прудов-садков. Так, утилитарная задача - разведение и хранение живой рыбы - стала градообразующей для всего ансамбля.
Центром и смысловым ядром западной части ансамбля является дворец "Марли", давший ему второе название. Во время своего заграничного путешествия в 1717 году Пётр I посетил резиденцию французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем. Его впечатлил не только большой Версаль, но и сравнительно скромный дворец, где Людовик XIV предпочитал уединяться от светской суеты. Идея "уединённой обители" монарха пришлась Петру по душе. Он заказал чертежи и, вернувшись в Россию, распорядился построить подобный павильон в западной части Петергофа. Название "Марли" стало данью уважения французскому образцу, хотя масштабы петергофского дворца несопоставимо скромнее.
Однако петергофский "Марли" — не копия. Это вольная интерпретация, адаптированная к местным условиям и вкусам заказчика. Французский оригинал был впоследствии разрушен, и сегодня наша Марли является уникальным памятником, сохранившим дух своей эпохи. Строительство велось с 1720 по 1723 год под руководством И.Ф. Браунштейна. Изначально дворец, стоящий между двумя прудами, планировался одноэтажным. Однако из-за малых размеров здания, которое терялось на фоне больших прудов, Пётр приказал надстроить второй этаж. Это решение оказалось гениальным: дворец приобрёл удивительную соразмерность и гармонию. Его компактный, почти кубический объём с высокой крутой крышей идеально вписался в ландшафт.
Архитектура "Марли" уникальна: он стоит между двумя прудами — Марлинским и Секторальными, на искусственной перемычке, и его отражение в воде создает ощущение легкости и парения. Это не парадная резиденция для приемов, а уединенный "дом на воде", предназначенный для отдыха, размышлений и хранения личных вещей монарха. Именно здесь, после смерти императора хранилась знаменитая одежда Петра I, его личные вещи и коллекция картин. Подлинная, камерная атмосфера петровского времени сохранилась в "Марли" лучше, чем в любом другом дворце Петергофа.
Дворец кажется лёгким и ажурным благодаря пропорциям и высоким окнам. Он не доминирует над природой, а органично вписывается в неё, как бы вырастая из земли между двумя зеркалами прудов. Да, ансамбль немыслим без окружающих его водных зеркал. Марлинский пруд перед дворцом и цепь Секторальных прудов за ним — это не просто декоративные элементы. Они были действующими садками, где содержалась ценная рыба: осетры, форель, сиги. Рыбу сюда доставляли с Ладожского озера и даже с Волги.
От дворца Марли" лучами расходятся три аллеи, формирующие планировку всей западной части: Малибская аллея: Ведет на запад, к павильону «Эрмитаж» и одноименному фонтану. Это прямая, тенистая дорога, любимая прогулочная зона; Марлинская аллея: Тянется вдоль Марлинского пруда и Бабигонского канала на север, к самому морю. Она предлагает прекрасные виды на дворец и водную гладь; Березовая аллея: Самая живописная из лучей. Она проходит по дамбе между Секторальными прудами и ведет к фонтану «Ева». Эта лучевая структура, перекликающаяся с трезубцем аллей, расходящихся от Большого дворца, создает четкую, гармоничную и легко читаемую пространственную композицию.
Вокруг дворца раскинулся Марлинский сад — живописный ансамбль, сердцем которого является обширный Большой пруд. Именно он делит территорию на две тематические зоны: южный Сад Бахуса и северный Сад Венеры, обращенный к морю. Заложенные в одно время с дворцом "Марли", эти сады изначально имели сугубо практическое назначение. Так, в Саду Венеры созревали фрукты для царского стола, а в Саду Бахуса при Петре Великом планировали разводить виноград, что и определило их названия.
Сад Венеры, чье планирование и разбивка пришлись на 1721–1724 годы, представляет собой вытянутый прямоугольник, ограниченный с одной стороны водной гладью Марлинского пруда, а с другой — монументальной подпорной стеной. Композиционно он зеркально перекликается с Садом Бахуса: поперечные аллеи обоих садов визуально образуют единые оси, создавая гармоничную перспективу. Внутреннее пространство сада, рассеченное продольной аллеей и поперечными дорожками, делится на шесть симметричных участков-"городков". Изначально здесь росли не только яблони, но и вишневые деревья.
Главной особенностью и гордостью сада является его мощная защитная конструкция. Чтобы уберечь нежные плодовые деревья от суровых ветров с Балтики, со стороны моря был насыпан высокий земляной вал. Для его укрепления со стороны сада возвели грандиозную подпорную стену протяженностью 255 метров и высотой более трех метров. Проект этого инженерного сооружения, фундамент которого был заложен в 1721 году, принадлежал все тому архитектору - Иоганну Фридриху Браунштейну. Уже в 1722 году готовую стену оштукатурили и окрасили в теплый золотисто-охристый цвет. Ее строгий и выразительный ритм создают равномерно распределенные контрфорсы, оформленные в виде полукруглых ниш.
В 1723 году архитектурный облик стены обогатился: на ее верхней террасе появилась изящная беседка, к которой вели две фигурные лестницы с балюстрадами. Год спустя по верху стены выложили карниз из отполированного плитного известняка, добытого и обработанного на Петергофской шлифовальной мельнице, и установили каменную балюстраду. А в 1725 году, по проекту Михаила Земцова, утвержденному лично Петром I, к западной части стены пристроили необычную голубятню. Этот изящный павильон, поднятый на четырех колоннах, был увенчан высокой кровлей со световым фонариком и остроконечным шпилем.
Для насыпки защитного вала была использована земля, извлеченная при копке прудов. По его гребню проложили прогулочную аллею, обсаженную деревьями. С этой точки сегодня открывается одна из лучших панорам Петергофа: можно одновременно любоваться бескрайними просторами Финского залива с силуэтом Кронштадта и видами на садовые партеры Марлинского ансамбля. Спуск с вала в сад был оформлен каменными лестницами.
Центральным акцентом сада, давшим ему имя, является мраморная статуя Венеры Медицейской - богини любви и красоты. Скульптура установлена на главной аллее и обращена лицом к зеркалу Марлинского пруда. Статуя является одной из многих знаменитых скульптур, украшающих Нижний парк государственного музея-заповедника "Петергоф". Венера Медицейская является репликой древней статуи, изображающей богиню любви и красоты.
Оригинал этой скульптуры хранится в галерее Уффици, находящейся во Флоренции, Италия. Статуя запечатлевает момент, когда богиня, выходя из морских волн, испытывает мимолетный страх м стеснение. Одной из примечательных деталей этого произведения искусства является дельфин, находящийся у ног Венеры, который служит дополнительной опорой для фигуры. На спине дельфина расположены два ангела, что придаёт композиции особую нежность и лёгкость.
К сожалению, Сад Венеры, как и весь Петергоф, сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Масштабные реставрационные работы, включавшие воссоздание подпорной стены, карниза, балюстрады и гранитных лестниц, были завершены лишь к 1980 году. Историческая планировка сада и его зеленые насаждения были тщательно восстановлены по сохранившимся архивным документам и графическим материалам XVIII столетия, что позволило вернуть этому месту его первоначальный великолепный облик.
Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.