Найти в Дзене

Петергоф. Западная часть Нижнего парка. Часть №22. Дворец "Марли" и сад Венеры

Нижний парк Петергофа, раскинувшийся у подножия Большого дворца, - это грандиозный памятник садово-паркового искусства, символ триумфа России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю. Если восточная часть с её Монплезиром и дворцом "Монплезир" олицетворяет приватность и камерность, то западная, Марлинская часть, представляет собой воплощение утилитарности, превращенной в высокое искусство. Это территория, где функциональные пруды-садки стали основой для изысканных дворцовых видов, а практичное рыболовство соседствует с поэзией фонтанов. Марлинская часть Нижнего парка Петергофа - это не просто уголок природы, а настоящая жемчужина русского садово-паркового искусства, созданная в эпоху Петра I. Этот участок парка, заложенный в первой половине XVIII века, стал важной частью грандиозного проекта по обустройству загородной резиденции, призванной продемонстрировать мощь и статус Российской империи на европейской арене. Создание Марлинской части парка было частью стремления Петра I создат

Нижний парк Петергофа, раскинувшийся у подножия Большого дворца, - это грандиозный памятник садово-паркового искусства, символ триумфа России в Северной войне и выхода к Балтийскому морю. Если восточная часть с её Монплезиром и дворцом "Монплезир" олицетворяет приватность и камерность, то западная, Марлинская часть, представляет собой воплощение утилитарности, превращенной в высокое искусство. Это территория, где функциональные пруды-садки стали основой для изысканных дворцовых видов, а практичное рыболовство соседствует с поэзией фонтанов.

Большой каскад Нижнего парка. Фото автора.
Большой каскад Нижнего парка. Фото автора.

Марлинская часть Нижнего парка Петергофа - это не просто уголок природы, а настоящая жемчужина русского садово-паркового искусства, созданная в эпоху Петра I. Этот участок парка, заложенный в первой половине XVIII века, стал важной частью грандиозного проекта по обустройству загородной резиденции, призванной продемонстрировать мощь и статус Российской империи на европейской арене. Создание Марлинской части парка было частью стремления Петра I создать уникальное место, которое бы сочетало в себе красоту природы и архитектурные достижения своего времени.

Западная (Марлинская) часть Нижнего парка. Фото автора.
Западная (Марлинская) часть Нижнего парка. Фото автора.
Марлинский пруд и дворец "Марли". Фото автора.
Марлинский пруд и дворец "Марли". Фото автора.

Да, история Западной части неразрывно связана с личностью Петра Великого и его прагматичным подходом к созданию резиденции. Парк не должен был быть лишь местом увеселений; он обязан был приносить практическую пользу. В 1720-х годах, одновременно с активным строительством восточной части, началось освоение земель к западу от прямого, как стрела, Морского канала. Вдохновленный европейскими традициями, император стремился создать пространство, которое бы отражало его амбициозные планы и желание вывести Россию на международную сцену. В этом контексте Марлинская часть стала символом нового времени, когда Россия открывала свои двери для европейской культуры и искусства.

Фото автора.
Фото автора.
Вид на Марлинский вал. Фото автора.
Вид на Марлинский вал. Фото автора.

Марлинский ансамбль создавался в 1720-1730-е годы. Проектированием занимались талантливые зодчие, последовательно воплощавшие волю монарха: Иоганн Фридрих Браунштейн — основной архитектор дворца Марли и первоначального планирования территории; Михаил Земцов — внес значительный вклад в доработку проектов и садовое устройство; Жан-Батист Леблон — главный организатор садово-парковых работ в Петергофе, чьи идеи повлияли и на облик Марлинского ансамбля.

Каскад "Золотая гора". Фото автора.
Каскад "Золотая гора". Фото автора.
Вид на дворец "Марли" с каскада "Золотая гора". Фото автора.
Вид на дворец "Марли" с каскада "Золотая гора". Фото автора.

Идея была гениальной в своей простоте: использовать естественный уклон местности к морю и проложить несколько параллельных каналов, которые будут питать водой фонтаны, а также служить удобными транспортными артериями. Но главной особенностью стали пруды. Петр I, любивший свежую рыбу к царскому столу, распорядился выкопать здесь целую систему прудов-садков. Так, утилитарная задача - разведение и хранение живой рыбы - стала градообразующей для всего ансамбля.

Вид на дворец "Марли" со стороны Марлинского пруда. Фото автора.
Вид на дворец "Марли" со стороны Марлинского пруда. Фото автора.

Центром и смысловым ядром западной части ансамбля является дворец "Марли", давший ему второе название. Во время своего заграничного путешествия в 1717 году Пётр I посетил резиденцию французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем. Его впечатлил не только большой Версаль, но и сравнительно скромный дворец, где Людовик XIV предпочитал уединяться от светской суеты. Идея "уединённой обители" монарха пришлась Петру по душе. Он заказал чертежи и, вернувшись в Россию, распорядился построить подобный павильон в западной части Петергофа. Название "Марли" стало данью уважения французскому образцу, хотя масштабы петергофского дворца несопоставимо скромнее.

Дворец "Марли" со стороны Секторальных прудов. Фото автора.
Дворец "Марли" со стороны Секторальных прудов. Фото автора.

Однако петергофский "Марли" — не копия. Это вольная интерпретация, адаптированная к местным условиям и вкусам заказчика. Французский оригинал был впоследствии разрушен, и сегодня наша Марли является уникальным памятником, сохранившим дух своей эпохи. Строительство велось с 1720 по 1723 год под руководством И.Ф. Браунштейна. Изначально дворец, стоящий между двумя прудами, планировался одноэтажным. Однако из-за малых размеров здания, которое терялось на фоне больших прудов, Пётр приказал надстроить второй этаж. Это решение оказалось гениальным: дворец приобрёл удивительную соразмерность и гармонию. Его компактный, почти кубический объём с высокой крутой крышей идеально вписался в ландшафт.

Секторальные пруды. Фото автора.
Секторальные пруды. Фото автора.

Архитектура "Марли" уникальна: он стоит между двумя прудами — Марлинским и Секторальными, на искусственной перемычке, и его отражение в воде создает ощущение легкости и парения. Это не парадная резиденция для приемов, а уединенный "дом на воде", предназначенный для отдыха, размышлений и хранения личных вещей монарха. Именно здесь, после смерти императора хранилась знаменитая одежда Петра I, его личные вещи и коллекция картин. Подлинная, камерная атмосфера петровского времени сохранилась в "Марли" лучше, чем в любом другом дворце Петергофа.

Фото автора.
Фото автора.

Дворец кажется лёгким и ажурным благодаря пропорциям и высоким окнам. Он не доминирует над природой, а органично вписывается в неё, как бы вырастая из земли между двумя зеркалами прудов. Да, ансамбль немыслим без окружающих его водных зеркал. Марлинский пруд перед дворцом и цепь Секторальных прудов за ним — это не просто декоративные элементы. Они были действующими садками, где содержалась ценная рыба: осетры, форель, сиги. Рыбу сюда доставляли с Ладожского озера и даже с Волги.

Сад Венеры. Фото автора.
Сад Венеры. Фото автора.
-13

От дворца Марли" лучами расходятся три аллеи, формирующие планировку всей западной части: Малибская аллея: Ведет на запад, к павильону «Эрмитаж» и одноименному фонтану. Это прямая, тенистая дорога, любимая прогулочная зона; Марлинская аллея: Тянется вдоль Марлинского пруда и Бабигонского канала на север, к самому морю. Она предлагает прекрасные виды на дворец и водную гладь; Березовая аллея: Самая живописная из лучей. Она проходит по дамбе между Секторальными прудами и ведет к фонтану «Ева». Эта лучевая структура, перекликающаяся с трезубцем аллей, расходящихся от Большого дворца, создает четкую, гармоничную и легко читаемую пространственную композицию.

Марлинский пруд
Марлинский пруд
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Вокруг дворца раскинулся Марлинский сад — живописный ансамбль, сердцем которого является обширный Большой пруд. Именно он делит территорию на две тематические зоны: южный Сад Бахуса и северный Сад Венеры, обращенный к морю. Заложенные в одно время с дворцом "Марли", эти сады изначально имели сугубо практическое назначение. Так, в Саду Венеры созревали фрукты для царского стола, а в Саду Бахуса при Петре Великом планировали разводить виноград, что и определило их названия.

Финский залив. Вид с Марлинского вала. Фото автора.
Финский залив. Вид с Марлинского вала. Фото автора.
Смотровая площадка. Фото автора.
Смотровая площадка. Фото автора.

Сад Венеры, чье планирование и разбивка пришлись на 1721–1724 годы, представляет собой вытянутый прямоугольник, ограниченный с одной стороны водной гладью Марлинского пруда, а с другой — монументальной подпорной стеной. Композиционно он зеркально перекликается с Садом Бахуса: поперечные аллеи обоих садов визуально образуют единые оси, создавая гармоничную перспективу. Внутреннее пространство сада, рассеченное продольной аллеей и поперечными дорожками, делится на шесть симметричных участков-"городков". Изначально здесь росли не только яблони, но и вишневые деревья.

Смотровая площадка. Фото автора.
Смотровая площадка. Фото автора.

Главной особенностью и гордостью сада является его мощная защитная конструкция. Чтобы уберечь нежные плодовые деревья от суровых ветров с Балтики, со стороны моря был насыпан высокий земляной вал. Для его укрепления со стороны сада возвели грандиозную подпорную стену протяженностью 255 метров и высотой более трех метров. Проект этого инженерного сооружения, фундамент которого был заложен в 1721 году, принадлежал все тому архитектору - Иоганну Фридриху Браунштейну. Уже в 1722 году готовую стену оштукатурили и окрасили в теплый золотисто-охристый цвет. Ее строгий и выразительный ритм создают равномерно распределенные контрфорсы, оформленные в виде полукруглых ниш.

Лестница на Марлинском земляном валу. Фото автора.
Лестница на Марлинском земляном валу. Фото автора.

В 1723 году архитектурный облик стены обогатился: на ее верхней террасе появилась изящная беседка, к которой вели две фигурные лестницы с балюстрадами. Год спустя по верху стены выложили карниз из отполированного плитного известняка, добытого и обработанного на Петергофской шлифовальной мельнице, и установили каменную балюстраду. А в 1725 году, по проекту Михаила Земцова, утвержденному лично Петром I, к западной части стены пристроили необычную голубятню. Этот изящный павильон, поднятый на четырех колоннах, был увенчан высокой кровлей со световым фонариком и остроконечным шпилем.

Фото автора.
Фото автора.

Для насыпки защитного вала была использована земля, извлеченная при копке прудов. По его гребню проложили прогулочную аллею, обсаженную деревьями. С этой точки сегодня открывается одна из лучших панорам Петергофа: можно одновременно любоваться бескрайними просторами Финского залива с силуэтом Кронштадта и видами на садовые партеры Марлинского ансамбля. Спуск с вала в сад был оформлен каменными лестницами.

Сад Венеры и Марлинский земляной вал. Фото автора.
Сад Венеры и Марлинский земляной вал. Фото автора.

Центральным акцентом сада, давшим ему имя, является мраморная статуя Венеры Медицейской - богини любви и красоты. Скульптура установлена на главной аллее и обращена лицом к зеркалу Марлинского пруда. Статуя является одной из многих знаменитых скульптур, украшающих Нижний парк государственного музея-заповедника "Петергоф". Венера Медицейская является репликой древней статуи, изображающей богиню любви и красоты.

Статуя Венеры Медицейской. Фото автора.
Статуя Венеры Медицейской. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Оригинал этой скульптуры хранится в галерее Уффици, находящейся во Флоренции, Италия. Статуя запечатлевает момент, когда богиня, выходя из морских волн, испытывает мимолетный страх м стеснение. Одной из примечательных деталей этого произведения искусства является дельфин, находящийся у ног Венеры, который служит дополнительной опорой для фигуры. На спине дельфина расположены два ангела, что придаёт композиции особую нежность и лёгкость.

Сад Венеры. Фото автора.
Сад Венеры. Фото автора.

К сожалению, Сад Венеры, как и весь Петергоф, сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Масштабные реставрационные работы, включавшие воссоздание подпорной стены, карниза, балюстрады и гранитных лестниц, были завершены лишь к 1980 году. Историческая планировка сада и его зеленые насаждения были тщательно восстановлены по сохранившимся архивным документам и графическим материалам XVIII столетия, что позволило вернуть этому месту его первоначальный великолепный облик.

Фото автора.
Фото автора.
Статуя "Афина Джустиниани" -  повторение известного античного оригинала. Создана в 1846 году скульптором Ф. Франки из Каррары. Петергофская "Афина" находилась до 1926 года у Розового павильона (павильон "Озерки"), после чего перемещена в Сад Венеры. Фото автора.
Статуя "Афина Джустиниани" -  повторение известного античного оригинала. Создана в 1846 году скульптором Ф. Франки из Каррары. Петергофская "Афина" находилась до 1926 года у Розового павильона (павильон "Озерки"), после чего перемещена в Сад Венеры. Фото автора.

Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.