Найти в Дзене

«Синдром Улисса» (синдром мигранта): история возникновения понятия

Синдром мигранта (травма эмигранта) не является психическим расстройством, но более 50 лет изучается психологами и психиатрами. Хочу рассказать историю возникновения этого понятия и как развивался интерес к этой проблеме.

В 1688г швейцарский врач Дж.Хофер описал в своих работах фатальную форму тоски у швейцарских наемных солдат, которые служили далеко от родины. Он впервые для этого состояния использовал понятие ностальгия (от греческого nostos – возвращение домой и algos - болезненное состояние). Он связал ностальгию с беспокойством и меланхолией, которые наблюдал у этих солдат. Кроме этого, Хофер обратил внимание на такие симптомы как общее физическое нездоровье (недомогания), слабость, анорексия и лихорадка, которые также связал с болезненной тоской по родине. Такое состояние Хомер диагностировал у студентов, обучающихся далеко от дома. «Ностальгия — это тоска по родной земле, которая, будучи подавляемой слишком долго, вызывает тяжёлые расстройства разума и тела», — пишет Хофер в своей работе «Dissertatio Medica de Nostalgia oder Heimwehe». Позже он расширил симптоматику этого состояния: уныние, бессонница, нерегулярное сердцебиение, потеря аппетита и, даже смерть, если больной не возвращается домой. В 1732г другой швейцарский врач (ученый, философ) попытался объяснить симптомы ностальгии резкими перепадами атмосферного давления, что вызывает отток крови от сердца к мозгу и сопровождается перепадами настроения. Случаи ностальгии часто диагностировались у солдат всех европейских стран в течение 17-18 веков. Известно, что Наполеон запрещал солдатам своей Великой армии играть музыку своих регионов, т.к. это может способствовать моральному разложению войск и повлечь даже бегство с поля боя. В течение 19 века в результате индустриализации многие деревенские жители стали менять свое место жительства, и у них также стали диагностировать те же симптомы, что и у солдат в дали от родины. Это позволило сместить акцент с чисто физиологического нарушения в здоровье людей к эмоциональному, связанному с психическим и психологическим состоянием. Расширился спектр симптоматики, были обнаружены такие симптомы как тревога, бессонница, уныние.

Долгое время стресс, который испытывают мигранты в процессе адаптации к новым условиям жизни, рассматривали под термином «культурный шок». Это понятие ввел антрополог Калерво Оберг в 1954г. По его мнению, вхождение в новую культуру сопровождается неприятными чувствами, такими как отверженность, удивление и дискомфорт при осознании различий между культурами, потери друзей и статуса, социальной и личностной идентичности. На смену «культурному шоку» пришло понятие «стресс аккультурации». Это понятие предложил канадский психолог Дж. Берри. Он предположил, что соприкосновение с иной культурой приводит не только к отрицательным последствиям, но и к положительным и ввел понятие концепции общего адаптационного синдрома. Симптомы культурного шока подразделяются на соматические, поведенческие и психологические (аффективные, регуляторные, коммуникативные и рефлексивные.

В 2002 году Доктор Хосеба Ачотеги из Барселонского университета ввел термин «синдром Улисса» (в честь древнегреческого героя Одиссея (которого римляне называли Улиссом), вынужденного скитаться по миру 10 лет после Троянской войны). Его скитания сравниваются с трудностями современных мигрантов. Но еще до него в 1972г. канадец Мерсер Ранг использовал этот термин для описания плохого самочувствия пациента, как побочного эффекта в результате неправильно поставленного диагноза при ложноположительных результатов лабораторного скрининга. Мы будем использовать этот термин в понимании Доктор Хосеба Ачотеги.

Синдром Улисса можно рассматривать скорее не как психическое расстройство, а как нормальную реакцию человека на стресс в экстремальной ситуации, при которой происходит подавление нормальных психологических механизмов по преодолению стресса, вызванного этой ситуацией. Однако он сопровождается множественными симптомами, которые мешают человеку жить и нормально адаптироваться в новых условиях, человек находится на границе между нормой и болезнью. И если не заниматься лечением этих симптомов, то они могут трансформироваться в тяжелые психосоматические расстройства, ведущие к депрессии, могут привести к экзистенциальному кризису и потери идентичности. Доктор Хосеба Ачотеги приводит аналогию со стеблем бамбука, который сгибается на ветру, но не ломается. Те, кто испытывает синдром Улисса, находятся на грани психической нестабильности и становятся более уязвимые к психическим расстройствам, которых пока еще нет. Когда ветер стихнет, бамбук вернется в свое обычное состояние (если он не сломался), так же и человек, испытавший стрессовые факторы, может вернуться к своему обычному состоянию, когда эти факторы исчезнут. При наличие другого психического расстройства, синдром Улисса не может быть диагностирован. На данный момент нет критериев DSM-5 для этого синдрома. Поэтому его часто ошибочно определяют как острое стрессовое расстройство, депрессия, нарушение адаптации или другое психическое расстройство, но, по мнению Ачотеги, он существенно отличается от этих патологий. Об этом я расскажу в следующий раз.