Найти в Дзене
sevprostor

Зачем чукче бесполезная русская жена (а все равно женились); речь о 19 веке

И рожали русские мало, и работали плохо, и тем не менее, смысл какой-то был. Какой? Напишу в статье.

Итак, на днях я рассказывала, почему русские женщины на Камчатке еще в начале ХХ века выходили за чукч и даже "продавали" себя им, хотя в целом русским обществом такое замужество и связи осуждались.

В статье я писала, зачем это нужно было русским женщинам. И русской семье. С точки зрения русских.

В первую очередь, для избавления от голода. У русских, нередко, еды не было вообще, а у чукчей всегда было мясо. Не буду повторяться, все это можно почитать по ссылке.

А теперь напишу, зачем это замужество было нужно чукчам.

Хотя по всему русские жены были для чукчей не только бесполезны, но даже вредны.

Чем вредны?

Как писал известнейший русский этнограф В.Г. Богораз:

"Следует заметить, что русская семья, пришедшая с женой, ложится тяжелой обузой на мужа чукчу и истощает стадо, так же как в случае брака с тунгусской женщиной. Я уже говорил, что чукчи, несмотря на грубость, имеют своего рода жалость к иноплеменникам, умирающим от голода у них на глазах... Но очень трудно уйти от родного тестя. Поэтому чукчи, женатые на русских женщинах, постепенно спускаются от богатства к бедности."

Получается, беря замуж русскую, получаешь еще и целую голодную семью вдобавок. И, возможно, нищету.

При этом пользы от русской не так уж много. В первую очередь потому, что работать она наравне с чукчанкой физически была неспособна.

Как писал Богораз:

"Все же различие между бытом русских рыболовов, живущих в теплых деревянных домах у края лесотундры, и жизнью чукотских оленеводов, обитающих в безлесной тундре в холодных открытых шатрах, очень велико. Зимой эти русские женщины, закутанные в косматые чукотские одежды, довольно беспомощны. С точки зрения чукоч, они — никуда негодные работницы и хозяйки. Ни одна из них не умеет с достаточной силой и терпением сбивать снег с меховой оболочки спального полога. Работа русской женщины в районе Колымы несравненно легче, чем работа чукчанки."...

Чукчи в своем жилище
Чукчи в своем жилище
"Все женщины, вышедшие замуж за чукоч, сознаются, что первые месяцы жизни на тундре для них были очень тяжелы. Молодая хозяйка не знает ни языка, ни уклада жизни, ее тянет обратно на реку. Все время она плачет. Тогда муж, бывало, вызывал старую знающую женщину, та произнеся заклинания, эти заклинания уносили горе и делали женщину пригодной для новой жизни. Русские женщины, живущие на реке Колыме, говорили, что чукотские колдуньи своими заклинаниями вынимают русскую душу и вкладывают на ее место чукотскую душу. Поэтому такие женщины после заклинания навсегда привыкали к жизни на открытой тундре".

При этом русские женщины рожали мало, по сравнению с чукчами, и с трудом, просто потому что организм, видимо, не справлялся и с вынашиванием ребенка, и с нагрузками в быту.

Как писал Богораз:

"Большая часть браков между чукчами и русскими остается бездетными. При этом нужно принять во внимание что: 1) русские и обрусевшие женщины Нижней Колымы, особенно последние, обладают пониженной плодовитостью и 2) в жилах так называемых русских очень мало русской крови. Бесплодие этих смешанных браков имеет прямую связь с истощением жизненной силы среди обрусевших туземцев всего района Колымы".

-2

Так зачем же чукчам эта обуза?

Как писал Богораз:

"Чукчи с презрением и насмешкой относятся к холостяку. Его рассматривают как человека никчемного (tьmŋe-lejwьlьn), бездельника, бродягу, праздно переходящего из стойбища в стойбище {Е. Westermarck, ссылаясь на Armstrong Discovery of the North-West Passage, стр. 192, утверждает, что у эскимосов человек, не имеющий жены, кажется почти неестественным существом, не заслуживающим никакого внимания (Е. Westermarck, History of Human Marriage, стр. 136)."

Очень важно было найти жену, чтобы помогала в хозяйстве и рожала детей. Продолжение рода считалось принципиально важным делом для каждого. А если нет подходящих чукчанок, возьмешь русскую (или тунгуску, юкагирку и т.п.).

Кроме того, чукчами двигало известное любопытство к женщинам других племен или народов.

Как писал Богораз:

"Оленные чукчи, по крайней мере, в настоящее время весьма склонны жениться на женщинах из чужих племен. «Мы хотим знать их вкус, — весьма цинично заявил мне ранее упомянутый Əttьgьn, — мы ведь любители»".

И, наконец, чукчам было ценно родство с русскими для культурного обмена, скажем так.

Как писал Богораз:

"Чукчи высоко ценят такое родство, так как они считают, что русские, несмотря на постоянный голод и нужду, все же выше их по культуре."

Интересно получается, что причиной брака для чукч были не только рациональные мотивы, но и эмоциональные: интерес к телу чужеземных женщин, а также к их культуре.

Ну и вливание чужой крови для здоровья детей, думаю, тоже было мотивом, недаром среди чукч был развит групповой брак, как способ обмена женами, и, соответственно, и кровью среди потомков.