Первая часть (вместо предисловия)
День 1 - Первое знакомство, погружение в культуру и религию
Итак, я в Непале.
В Катманду в середине октября ещё лето. Яркий, шумный, наполненный огнями и благовониями город. У меня был всего один полноценный день до трека, чтобы познакомиться с достопримечательностями Катманду и полное отсутствие идей как лучше этот день организовать. Конечно, из роликов на ютубе я знала про площадь Дурбар, ступы и храм Пашупатинатх, где под открытым небом сжигают тела усопших. Но мне всегда хочется увидеть что-то особенное, интересное и не банальное. Место, куда доберётся не каждый турист. Собственно, и сам трек к Канченджанге выбирался примерно по тем же критериям.
Предварительно мы договорились с женской частью нашей команды, что встретимся на завтраке в 9 и вместе куда-нибудь сходим. Но этой договоренности не суждено было сбыться.
Ночью я спала плохо и проснулась с первыми лучами солнца. Решила не терять время даром и еще до завтрака пробежаться по Тамелю без толп. Это было очень правильное решение. Рано утром на улочках Катманду ещё можно дышать, но ближе к обеду и до позднего вечера - там полный аншлаг. Люди, тук-туки, машины и мотоциклы - всё смешивается в едином потоке. Очень пыльно и очень шумно.
Немного прогулялась по туристическому центру, но уходить далеко от отеля не рискнула. Все улицы в Тамеле похожи одна на другую, без карты можно заблудиться. А в оффлайн-картах у меня опрометчиво загружен только район Канченджанги.
Вернулась в отель как раз к началу завтрака. Шведский стол не слишком разнообразный, но и голодным не останешься. Всё довольно стандартно для таких мест: бутерброды, хлопья, омлет с сосисками, оладья, булочки и чай/кофе. Из фруктов папайя и арбуз. Из необычного - арбузный фреш.
Сижу кушаю, никому не мешаю. Поднимаю глаза - и вижу знакомое лицо, явно русское. Не сразу соображаю где я могла его видеть, но машинально здороваюсь. Потом понимаю, что это парень из нашей группы и видела я его на аватарке в чате. Подходит еще один участник нашей будущей команды, мы быстро знакомимся и моментально находим общий язык.
Тут же за завтраком ребята мне рассказали о своих планах - они собирались поехать за город в малоизвестный храмовый комплекс. Неожиданно получаю приглашение поехать с ними. Немного сомневаюсь, но понимаю что для меня это интереснее и привлекательнее, чем идти по стандартному туристическому маршруту.
Пишу девочкам, чтоб меня не ждали, так как у меня на ходу меняются планы. И сразу после завтрака мы с ребятами берем такси и выдвигаемся за город.
Храм Ваджрайогини
Очень скоро с шумных улиц Катманду мы оказались среди зеленых холмов малых Гималаев. Такси довезло нас до самых ворот у входа в комплекс (на фото выше). Мы записали контакты водителя, чтобы он приехал за нами позднее, но по итогу этим вариантом воспользоваться не пришлось. Первыми на подступах к храму посетителей встречают обезьяны. Нет, не так - очень много обезьян! Торговцы подкармливают их кукурузой и они слетаются словно голуби. Бегают по дорогам, как кошки, и наводят смуту. Из интересных наблюдений - с собаками они, подобно кошкам, тоже не дружат. Обезьян лучше не трогать и вообще держать ухо востро. Эти воришки способны как подарить радость, так и изрядно подпортить настроение. Но равнодушными они не оставят никого! Вдоволь поснимав мартышек, мы отправились непосредственно к храму.
Храм Ваджрайогини (Bajrayogini Temple)- это тантрический буддийский храм в форме пагоды. Расположен в деревне Санкху (Sankhu), примерно в 20 километрах к северо-востоку от Катманду на склонах горы Маничунда (2403м). На вершину холма из Санкху ведет длинная каменная лестница. Первоначально на месте храма был монастырь, известный как Гум Вихара, он сыграл решающую роль в распространении буддизма из Непала в Тибет.
Богиня Ваджрайогини, именем которой назван храм, одинаково почитаема буддистами и индуистами. Она дарует высшее познание любому, кто, по ее мнению, этого заслуживает.
Согласно священной книге на месте храма когда-то был раздвоенный камень, из которого вырывался огонь. Это было очень важно, ведь весь остальной мир был покрыт снегом, и вскоре появилось пятицветное пламя, которое стало богиней вулканов. Богиня повелела построить храм на месте её появления. С тех пор жрецы веками использовали окрестные пещеры для служения этому храму.
Я жадно всё снимала, стараясь замечать детали: резные элементы архитектуры, каменные изваяния и даже необычное поведение животных на территории. Помимо храмов в этом месте привлекают внимание множество других объектов, в том числе рукотворные каменные пещеры. Среди пещер в этом районе есть высеченная в скале двойная камера с окном, которая, как считается, использовалась Марпой Лотсавой. А неподалёку находится крошечная камера, вырубленная в небольшой скале, где Миларепа был заточен в стене для уединённого отшельничества.
Миларепа - ученик Марпы. Прежде, чем обратиться к буддизму, был тибетским сиддхом и совершил большое количество убийств. Миларепа практиковал путь, живя в пустой, голой пещере. Из одежды у него был только шарф и халат, а его единственной едой была крапива. Так великий йог Миларепа, пройдя путь с большими трудностями, стал единственным из практиков, кто без заслуг прошлых жизней, несмотря на все свои бывшие злодеяния, сумел достичь просветления.
Получить желаемое — все равно что напиться соленой воды. Жажда лишь растет (с) Миларепа.
На момент поездки, я совершенно ничего не знала ни про Марпу, ни про Минорепу, ни про про Ваджрайогини. Просто ходила с открытым ртом, восхищалась и снимала. Мы заходили в каждый храм, в каждую открытую дверь на нашем пути. И в каждом месте нужно было снимать обувь. Внутри снимать нельзя, запрет я нарушать не стала. В главном храме расположена статуя Ваджрайогини, вокруг зажигали огни и благовония. Подходили люди, прикладывали к статуе какую-то свою вещь, украшали, оставляли подношения. Затем садились неподалёку и сидели, погруженными в свои мысли. Я тоже присела. Вскоре ощутила как благовония начали затуманивать голову и мне захотелось на свежий воздух.
А потом произошло нечто странное. К нам подошла девушка, иностранка. Она спросила откуда мы знаем об этом месте, рассказала о пещерах и о своем опыте ночной медитации внутри. Затем предложила нам пойти в ближайшую пещеру и помедитировать вместе. То, что происходило внутри пещеры, сложно описать словами. Нас было четверо и каждый занял один из углов небольшой комнаты. Четыре энергии, четыре стихии. Мощный замес. Не могу сказать сколько времени мы провели внутри - одну минуту или один час. Время в таких местах замирает. Потом девушка дала каждому из нас обратную связь - то, что она почувствовала. В моём случае было сто-процентное попадание.
Затем мы тепло попрощались и под впечатлением пошли дальше, в следующую пещеру. Потом в ещё одну, и ещё. В каждом месте ощущалась своя особенная энергетика: где-то лёгкая и светлая, где-то тёмная и тягучая.
В этих пещерах в разное время медитировали около 80 cовершенных гуру. Представляете, какой там сгусток энергий?
То, что я описала выше, можно посчитать шизотерическим бредом - пусть так. Но для меня храмовый комплекс Ваджрайогини - оказался местом невероятной силы. Посещение храма запустило цепочку внутренних трансформаций, которые я переживаю до сих пор.
Надо сказать, что религия в Непале, очень плотно переплетена с жизнью людей и является её неотъемлемой частью. Собственно поэтому одно из слов в названии цикла рассказов об этом путешествии - "Молись". А район Канченджанги, куда мы направляемся, расположен на пересечении Непала, Тибета и Индии. Это смешение культур и религий мы еще будем наблюдать в следующих главах.
А пока - движемся дальше.
Ступа Боднатх
Возвращаясь из храмового комплекса, мы снова оказались на шумных улицах Катманду. Время позволяло никуда не спешить, и мы попросили таксиста высадить нас около Ступы Боднатх. Это целый храмовый комплекс, спрятанный в подворотне одной из главных улиц города.
Боднатх — буддийский храмовый комплекс на северо-востоке Катманду, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ступа представляет собой пространственную мандалу. Основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.
Ступа Боднатх или Будда Ступа — самая большая в Катманду и в Непале. Высота ступы — 40 метров, диаметр — больше 100 метров.
Ступа или по тибетски «чортен» - это особый вид буддийских святынь. На санскрите «ступа» - это одновременно и «волосяные узлы», «верхушка головы», и «нагромождение из каменной и земляной породы». Историки единогласно утверждают, что изначально ступы были простыми курганами и захоронениями для оставшихся после кремации (сожжения) частей тела усопших, но со временем ступы стали возводиться в ознаменование великих событий, как дар (подношение) и как культовая реликвия со святыми мощами.
В отличие от монастырей - в ступе нет входа внутрь для посещения. Это сооружение , построенное по особому плану и технологии. Это, если выражаться современным языком - это генератор особых тонких вибраций. Он воздействует своей энергией как на окружающее пространство в огромном радиусе (сотни километров), так и на людей, находящихся внутри этого радиуса. Соответственно, чем ближе к центру, тем мощнее воздействие. Внутри ступы хранятся особые «реликвии» - останки Великих Учителей, их вещи, прах тела, личные вещи, а также особые ритуальные предметы, драгоценные камни и и.д.
Сюда приезжают в буддисты со всего мира. Одной из главных реликвий у ступы Боднатх является прах тела Будды Шакьямуни - основателя мировой религии. Вторая реликвия - она не так очевидна, это статуя охранительницы самой ступы и пространства вокруг. Охранительница - это божество с огромным могуществом и Силой, которое охраняет это место, а также наделяет этой Силой всех, кто к ней обращается. Если к ней искренне и с верой обращаются просящие - нет такого желания, которое она бы не могла исполнить. Боднатх ещё называют ступой, исполняющей желания.
Посещая такое священное место, наши тонкие энергетические тела получают колоссальный заряд. Это ведет к целому ряду положительных изменений в судьбе посетившего их, начинается новый этап жизни. Некоторые называют этот процесс чисткой кармы, можно еще сказать избавлением от старых привычек мыслить. Тот , кто хотя бы раз в жизни здесь побывал – хочет вернуться сюда снова.
Время в таких местах останавливается; можно надолго залипнуть, наблюдая за мерцанием огней или развевающимися на ветру флажками, удивляться тому, что голуби сидят четко на одной стороне свода, рассматривать детали архитектуры и просто восхищаться силой этого места. Если буду в Катманду, обязательно вернусь сюда еще.
Фестиваль огней
Также не могу не отметить, что мой приезд в Катманду совпал с празднованием фестиваля Тихар — это непальский фестиваль огней и цветов. Безусловно, это событие сильно повлияло на восприятие мной этого города. Город огней и благовоний. В дни проведения Тихара индуисты поклоняются богине Лакшми, освещая дома масляными лампами, свечами и красочными огнями.
А вечером мы попали в эпицентр фестиваля — многочисленная толпа молодых людей буквально несла нас своим потоком по узким улочкам Тамеля под звуки тарелок и барабанов. Незабываемые впечатления!
Вот таким было первое знакомство с Катманду. Потом еще была встреча-знакомство с командой, но это уже совсем другая история.
Продолжение следует...