Выставка уральских ювелиров в Музее-заповеднике Царицыно в Москве открыта до 01.03.2026 г.
Уральская ювелирная школа в середине XX века, как и многие прикладные искусства в СССР, оказалась на волне небывалого подъема. Художественная ювелирная промышленность работала в тесной связи с исконными камнерезными традициями. Расцвет начался в 1960-70-е годы. Школы авторского ювелирного искусства возникли в Москве, Ленинграде и Свердловске.
В музейную неделю, каждый третий вторник месяца, можно посетить эту выставку бесплатно всем категориям граждан. О том, какие очереди выстраиваются в этот день я оповестила в предыдущей статье. Но ВСЕ выставки того стОят.
В парке, на удивление, в ноябре цветут маргаритки.
Прекрасно себя чувствуют огари и утки-кряквы.
Московская осень 2025 года достаточно теплая и бесснежная. Можно и в очереди постоять. Зимой это, конечно, будет весьма сомнительное удовольствие.
На выставку "Урал: металл и камень" мы пришли после двух других, уже слегка уставшие. Смотрим на самые яркие и запоминающиеся экспонаты. Потом в тишине и спокойствии, уже дома, можно будет внимательно изучить фотографии, переосмыслить надписи, посмотреть на сайте музея фильм, подготовленный к выставке.
В фильме куратор - Сергей Винокуров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета прольет свет на идею выставки и особенности уральской ювелирной школы.
Уральская школа русского ювелирного искусства отличается тем, что использует преимущества и разнообразие природных камней, которыми богаты Уральские горы. Главный принцип - сначала камень, потом оправа. Топазы, гранаты, дымчатый кварц, цитрины, аквамарины, обсидианы, бирюза, яшма, малахит, агат, сердолик, родонит и другие - всё, чем богаты здешние места, используется ювелирами. Природная красота камня неповторима.
На выставке наглядно показано, какими способами ювелир создает изделие. Сначала полёт фантазии художника воплощается в эскиз, потом - в восковую модель, потом - в форму для литейной модели, в которую заливается горячий металл.
- Древнейшая техника изготовления ювелирных изделий-литье.
Изделия из золота, серебра, мельхиора, нейзильбера и никеля и др. металлов отливают в форму. Образцы можно потрогать руками.
- Ювелир может орудовать лобзиком, выпиливая ажурный орнамент или детали изделия.
Серия брошей "Встреча с тенью" Александра Мирошникова, 1994 г. вылита из мельхиора. Вставки из камней: хризопраз, обсидиан. Способы обработки: ковка, выпиливание, гнутье, закрепка, полировка, резьба, огранка.
- Вылитую заготовку можно гнуть и ковать, придавая нужную форму.
В ювелирном украшении гривна "Увертюра", 1994 г. Владимира Ветрова, отлитой из мельхиора, использованы методы обработки: ковка, гнутье, выпиливание; закрепка, огранка, резьба, полировка камней: калканская яшма, пирит.
В его же гарнитуре "Рождественская ночь", отлитом из нейзильбера, состоящем из колье и кольца со вставками из камней ( халцедоновая щетка, гематит, обсидиан, победит), ювелир использовал такие способы обработки, как: литье, гнутье, огранка, полировка, закрепка.
- Можно создавать узоры из металлической проволоки-филигрань. Напаивать капельки металла - зернь.
Одним из первых художников завода "Уральские самоцветы", применившим филигрань, стал Владимир Ульянович Комаров. Его произведения в 1960-1980г. создавались на сочетании крупных каменных вставок с ажурными дугообразными металлическими деталями, узор которых повторял природный рисунок камня.
Для броши из мельхиора "Козерог", художник выбрал камень с рисунком, напоминающим вьющуюся шерсть барашка. Брошь, конечно, не могла ни привлечь внимание утомленного зрителя! Способы обработки: литье, гнутье, филигрань, полировка, резьба, закрепка.
Красивые изделия гарнитура "Малый" из серии "Каслинский павильон" 2020 г. уральского ювелира Алексея Попова завораживают сложным, ажурным орнаментом, нежными розовыми камнями родонита. Можно разглядеть, как крепится камень в оправу.
- Оправа бывает: корнеровая, глухая, обводковая, крапановая. Этот ответственный этап производства называется закрепка.
Когда мы были в Костроме на ювелирном мастер-классе, то занимались закрепкой камня в оправу. Опыт крапановой закрепки теперь в моем личном арсенале.
- Плетение цепочек всевозможными способами: якорное, венецианское, кордовое, панцирное, ленточное, витое-комбинированное.
Уральские горы – одни из самых старых на Земле. За сотни миллионов лет здесь сформировались богатейшие запасы самоцветных и поделочных цветных камней. Многие из них в России до сих пор добываются только на Урале. В поселке Малышева находится единственное в России месторождение изумрудов в России. На Урале добывается редко встречаемый камень – ярко-зеленый прозрачный гранат, который геологи называют демантоидом.
Частного ювелирного бизнеса в СССР не было и быть не могло. Но членство в творческих профессиональных союзах позволяло проявить индивидуальность; ювелирная мысль работала и развивалась по законам высокого искусства. Международные выставки и профессиональное соперничество способствовали тому, что художники-ювелиры работали не только над серийными изделиями на производстве, но и создавали авторские изделия, пополняя музейные собрания и частные коллекции.
Об этом рассказывает и показывает выставка "Урал: металл и камень" в «Царицыне» до 01.03.2026 г. - первая более чем за полвека выставка уральских художников-ювелиров в Москве. Пройдет ещё несколько десятилетий и время покажет, что наиболее актуально в сегодняшнем современном ювелирном искусстве Урала.