Найти в Дзене

О ювелирной выставке "Урал: металл и камень" в Москве, до 01.03.2026

Выставка уральских ювелиров в Музее-заповеднике Царицыно в Москве открыта до 01.03.2026 г. Уральская ювелирная школа в середине XX века, как и многие прикладные искусства в СССР, оказалась на волне небывалого подъема. Художественная ювелирная промышленность работала в тесной связи с исконными камнерезными традициями. Расцвет начался в 1960-70-е годы. Школы авторского ювелирного искусства возникли в Москве, Ленинграде и Свердловске. В музейную неделю, каждый третий вторник месяца, можно посетить эту выставку бесплатно всем категориям граждан. О том, какие очереди выстраиваются в этот день я оповестила в предыдущей статье. Но ВСЕ выставки того стОят. В парке, на удивление, в ноябре цветут маргаритки. Прекрасно себя чувствуют огари и утки-кряквы. Московская осень 2025 года достаточно теплая и бесснежная. Можно и в очереди постоять. Зимой это, конечно, будет весьма сомнительное удовольствие. На выставку "Урал: металл и камень" мы пришли после двух других, уже слегка уставшие. Смотрим

Выставка уральских ювелиров в Музее-заповеднике Царицыно в Москве открыта до 01.03.2026 г.

Уральская ювелирная школа в середине XX века, как и многие прикладные искусства в СССР, оказалась на волне небывалого подъема. Художественная ювелирная промышленность работала в тесной связи с исконными камнерезными традициями. Расцвет начался в 1960-70-е годы. Школы авторского ювелирного искусства возникли в Москве, Ленинграде и Свердловске.

А. Попов. Серия "Нам улицы свердловские знакомы и близки". Серебро, яшма, фианит, литье по выплавляемым моделям.
А. Попов. Серия "Нам улицы свердловские знакомы и близки". Серебро, яшма, фианит, литье по выплавляемым моделям.

В музейную неделю, каждый третий вторник месяца, можно посетить эту выставку бесплатно всем категориям граждан. О том, какие очереди выстраиваются в этот день я оповестила в предыдущей статье. Но ВСЕ выставки того стОят.

Музейный вторник
Музейный вторник

В парке, на удивление, в ноябре цветут маргаритки.

-3

Прекрасно себя чувствуют огари и утки-кряквы.

-4
Огари зимуют в Царицыно.
Огари зимуют в Царицыно.

Московская осень 2025 года достаточно теплая и бесснежная. Можно и в очереди постоять. Зимой это, конечно, будет весьма сомнительное удовольствие.

Гарнитур "Сумерки". Браслет, гривна с подвесом. 1978. Вл. Храмцов. Металл, стекло. Ковка, литье, гнутье, огранка, полировка, закрепка.
Гарнитур "Сумерки". Браслет, гривна с подвесом. 1978. Вл. Храмцов. Металл, стекло. Ковка, литье, гнутье, огранка, полировка, закрепка.

На выставку "Урал: металл и камень" мы пришли после двух других, уже слегка уставшие. Смотрим на самые яркие и запоминающиеся экспонаты. Потом в тишине и спокойствии, уже дома, можно будет внимательно изучить фотографии, переосмыслить надписи, посмотреть на сайте музея фильм, подготовленный к выставке.

В фильме куратор - Сергей Винокуров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета прольет свет на идею выставки и особенности уральской ювелирной школы.

Леонид Устьянцев. Брошь «Кавказ». 1960.
Леонид Устьянцев. Брошь «Кавказ». 1960.

Уральская школа русского ювелирного искусства отличается тем, что использует преимущества и разнообразие природных камней, которыми богаты Уральские горы. Главный принцип - сначала камень, потом оправа. Топазы, гранаты, дымчатый кварц, цитрины, аквамарины, обсидианы, бирюза, яшма, малахит, агат, сердолик, родонит и другие - всё, чем богаты здешние места, используется ювелирами. Природная красота камня неповторима.

Гарнитур "Рождественская ночь". Колье, кольцо. В. Ветров.1990.
Гарнитур "Рождественская ночь". Колье, кольцо. В. Ветров.1990.

На выставке наглядно показано, какими способами ювелир создает изделие. Сначала полёт фантазии художника воплощается в эскиз, потом - в восковую модель, потом - в форму для литейной модели, в которую заливается горячий металл.

  • Древнейшая техника изготовления ювелирных изделий-литье.
-9

Изделия из золота, серебра, мельхиора, нейзильбера и никеля и др. металлов отливают в форму. Образцы можно потрогать руками.

Образцы литья.
Образцы литья.
Фото с сайта музея. Владимир Шицалов. Украшение интерьера «Идол». 2002
Фото с сайта музея. Владимир Шицалов. Украшение интерьера «Идол». 2002
  • Ювелир может орудовать лобзиком, выпиливая ажурный орнамент или детали изделия.
Выпиловка.
Выпиловка.
Образцы можно потрогать руками.
Образцы можно потрогать руками.

Серия брошей "Встреча с тенью" Александра Мирошникова, 1994 г. вылита из мельхиора. Вставки из камней: хризопраз, обсидиан. Способы обработки: ковка, выпиливание, гнутье, закрепка, полировка, резьба, огранка.

-14
  • Вылитую заготовку можно гнуть и ковать, придавая нужную форму.
Гибка и ковка
Гибка и ковка
Образец для осмотра.
Образец для осмотра.

В ювелирном украшении гривна "Увертюра", 1994 г. Владимира Ветрова, отлитой из мельхиора, использованы методы обработки: ковка, гнутье, выпиливание; закрепка, огранка, резьба, полировка камней: калканская яшма, пирит.

Гривна "Увертюра". 1994. В. Ветров.
Гривна "Увертюра". 1994. В. Ветров.

В его же гарнитуре "Рождественская ночь", отлитом из нейзильбера, состоящем из колье и кольца со вставками из камней ( халцедоновая щетка, гематит, обсидиан, победит), ювелир использовал такие способы обработки, как: литье, гнутье, огранка, полировка, закрепка.

Гарнитур "Рождественская ночь". 1990. В.Ветров.
Гарнитур "Рождественская ночь". 1990. В.Ветров.
  • Можно создавать узоры из металлической проволоки-филигрань. Напаивать капельки металла - зернь.
Филигрань
Филигрань
Образцы изделий из филиграни
Образцы изделий из филиграни
Образцы.
Образцы.

Одним из первых художников завода "Уральские самоцветы", применившим филигрань, стал Владимир Ульянович Комаров. Его произведения в 1960-1980г. создавались на сочетании крупных каменных вставок с ажурными дугообразными металлическими деталями, узор которых повторял природный рисунок камня.

Брошь "Козерог". В.У. Комаров. 1980. Мельхиор, малахит. Литье, гнутье, филигрань, полировка, резьба, закрепка.
Брошь "Козерог". В.У. Комаров. 1980. Мельхиор, малахит. Литье, гнутье, филигрань, полировка, резьба, закрепка.

Для броши из мельхиора "Козерог", художник выбрал камень с рисунком, напоминающим вьющуюся шерсть барашка. Брошь, конечно, не могла ни привлечь внимание утомленного зрителя! Способы обработки: литье, гнутье, филигрань, полировка, резьба, закрепка.

Красивые изделия гарнитура "Малый" из серии "Каслинский павильон" 2020 г. уральского ювелира Алексея Попова завораживают сложным, ажурным орнаментом, нежными розовыми камнями родонита. Можно разглядеть, как крепится камень в оправу.

Серия "Каслинское литье". Гарнитур "Малый". А. Попов. Браслет, серьги, кольцо. 2020 г. Серебро, корунд, родонит, родирование.
Серия "Каслинское литье". Гарнитур "Малый". А. Попов. Браслет, серьги, кольцо. 2020 г. Серебро, корунд, родонит, родирование.
  • Оправа бывает: корнеровая, глухая, обводковая, крапановая. Этот ответственный этап производства называется закрепка.
Закрепка.
Закрепка.
Вида оправы
Вида оправы
Леонид Устьянцев. Колье «Соло». 2003. Крапановая закрепка.
Леонид Устьянцев. Колье «Соло». 2003. Крапановая закрепка.

Когда мы были в Костроме на ювелирном мастер-классе, то занимались закрепкой камня в оправу. Опыт крапановой закрепки теперь в моем личном арсенале.

Инструмент-давчик для крапановой закрепки.
Инструмент-давчик для крапановой закрепки.
Камень "тигровый глаз" в крапановой оправе. Моя работа)
Камень "тигровый глаз" в крапановой оправе. Моя работа)
  • Плетение цепочек всевозможными способами: якорное, венецианское, кордовое, панцирное, ленточное, витое-комбинированное.
Плетение
Плетение
Образцы цепочек
Образцы цепочек

Уральские горы – одни из самых старых на Земле. За сотни миллионов лет здесь сформировались богатейшие запасы самоцветных и поделочных цветных камней. Многие из них в России до сих пор добываются только на Урале. В поселке Малышева находится единственное в России месторождение изумрудов в России. На Урале добывается редко встречаемый камень – ярко-зеленый прозрачный гранат, который геологи называют демантоидом.

Кольцо из гарнитура "Театральные подмостки". 1992. Серебро, золото, иск. кремний. Литье, гнутье, выпиливание, полировка, монтировка.
Кольцо из гарнитура "Театральные подмостки". 1992. Серебро, золото, иск. кремний. Литье, гнутье, выпиливание, полировка, монтировка.

Частного ювелирного бизнеса в СССР не было и быть не могло. Но членство в творческих профессиональных союзах позволяло проявить индивидуальность; ювелирная мысль работала и развивалась по законам высокого искусства. Международные выставки и профессиональное соперничество способствовали тому, что художники-ювелиры работали не только над серийными изделиями на производстве, но и создавали авторские изделия, пополняя музейные собрания и частные коллекции.

Валерий Игнаткин (1952-2025) . Серьги "Берегиня". 2009. Золото, бриллианты, лабрадорит. Литье, выпиловка, резьба по камню, полировка, закрепка.
Валерий Игнаткин (1952-2025) . Серьги "Берегиня". 2009. Золото, бриллианты, лабрадорит. Литье, выпиловка, резьба по камню, полировка, закрепка.

Об этом рассказывает и показывает выставка "Урал: металл и камень" в «Царицыне» до 01.03.2026 г. - первая более чем за полвека выставка уральских художников-ювелиров в Москве. Пройдет ещё несколько десятилетий и время покажет, что наиболее актуально в сегодняшнем современном ювелирном искусстве Урала.