Екатерина Максимова создала новую игру «Шекспирон», на которой мне посчастливилось побывать. Игра получилась с глубоким смыслом, все элементы – на своем месте, а их унисон рождает красивую и глубокую историю, как в хорошем спектакле. Спектакле, который меняет жизнь и меняет роль – из актеров мы становимся режиссерами своей жизни. Как игре это удается? Разберемся в статье.
Четыре Королевства Бытия. Начало
«Шекспирон» – это путешествие. Но не по внешним землям, а по извилистым тропам психики. Поле игры – это четыре королевства, каждое из которых — метафора разных времен нашей жизни – времени Трагедии, Драмы, Мелодрамы и Комедии.
Все начинается в Королевстве Трагедии. Игроки пишут на листочке название пьесы, которую они больше не хотят играть. Например: моя пьеса о вечных долгах/несчастливой любви/плохом самочувствии.
В этот момент приходит осознание — авторы этой трагедии мы сами. А значит — переписать ее, изменить жанр — в нашей власти. Следующий этап подтверждает эту мысль, ведущая просит написать – о чем будет новая пьеса. Например: моя пьеса о финансовом благополучии/о счастливых отношениях/об отличном самочувствии.
В пространстве тут же что-то меняется – кажется психика начинает воплощать новый спектакль, мыслить новым названием, не проблемой, а задачей.
Бумажку со старой пьесой рвем и символично смываем в унитаз, а новую кладем туда, куда нам нужно прийти в конце игры – в Королевство Комедии. Но не все так быстро, герой не приходит в новый мир по взмаху «бумажек», перемены надо пережить.
Для начала – прожить Трагедию. Тут мы находимся во власти рока – обстоятельства сильнее нас, выбора нет, есть тьма. Что поможет увидеть свет, придаст сил идти вперед? Ответить на эти вопросы помогает ход игры.
Архетипы и сюжеты как части целого
Бросок кубиков – и мы на одном из трех типов клеток. На первом типе вытягиваем две карты.
Первая – карта с одним из 36 вечных драматургических сюжетов, описанных Жоржем Польти.
Польти предполагает, что все сюжеты мировой драматургии сводятся к этой «базе». Например, сюжеты «Месть». «Похищение». «Соперничество». Это основы всех человеческих историй, всех времен и народов. Сюжеты можно видоизменять и комбинировать, создавая бесконечное разнообразие фабул.
Вторая – Карта с Архетипом по Юнгу.
Архетипы — универсальные, врожденные образы и модели поведения, которые существуют в коллективном бессознательном человека. Они формируют наше восприятие мира, ценности и отношения, а также влияют на наши реакции, поступки и мотивацию.
Сами по себе карты – лишь слова, чтобы они ожили, игрок должен разыграть двухминутную импровизацию в ситуации сюжета и от имени архетипа (например, Потерянная душа в Безумии), выбрав себе в партнеры коллегу по игре.
И вот вы выходите на сцену, хлопок ладоней и вы больше не вы. Импровизация подключает тело. Травмы и блоки хранятся не в памяти, а в мышечных зажимах, в паттернах дыхания. Проживая ситуацию «Безумия» в роли «Потерянной Души», человек позволяет своему телу отыграть, высвободить энергию, что была заблокирована годами рационального контроля. Он отпускает вожжи и позволяет частям себя, подсознанию говорить и действовать, входит в состояние потока, где тело, голос, спонтанные реакции принадлежат не ему, а архетипу.
В этом хаосе, в этом «безумии», рождается удивительная ясность. «Заблудшая душа» в диалоге с партнером выдает фразу, жест, смысл, которые становится ключом к запросу. Например, показывает, что страх, который мешает финансовому благополучию, коренится в детском ощущении «незаслуженности». Или, наоборот, в импровизации вдруг ощущаешь прилив сил от того, что даже в «безумии» ты можешь быть услышанным.
Второй тип встречи — клетка «Свет мой, зеркальце, скажи». Попадая на эти клиентки, вытягиваете карту с чертой характера, например, «Истеричность», «Целеустремленность», «Домовитость». И назначаете любого игрока за столом этой своей чертой.
Смотрите в глаза «своей черте» и спрашиваете:
– Историчность, как ты мешаешь отлично себя чувствовать?
— Я заставляю тебя все контролировать, не даю дышать
– А как мы можем подружиться?
— Позволь мне проявляться не в панике, а в энергичном действии
– Это поможет моему запросу?
– Обязательно.
Вы отделяете часть себя, чтобы увидеть ее со стороны и вступить с ней в переговоры. Вы превращаете внутреннего врага в союзника.
Третий тип клеток – клетка Режиссера. Это знак: ваш запрос, воплощенный в названии новой пьесы жизни близко, но чтобы его достичь, нужно перестать быть актером и стать творцом. Вы получаете возможность поставить свой собственный спектакль, назначив игроков – актерами вашей пьесы.
Например, ваша пьеса о счастливых отношениях и тогда вы можете поставить спектакль – девичник. Раздавать роли: подружка-бунтарка, лучшая подружка, подружка-моралистка… Вы погружаете себя в пространство сбывшийся мечты, берете энергию будущего счастья в настоящее, и ваша новая пьеса готова – осталось ее поставить в жизни!
К Королевству света
Игра продолжается. Забрезжил свет в конце тоннеля – это виднеется Королевство Драмы, пространство где по прежнему все сложно, но мы осознаем – выбор есть, и он – за нами. Сделать этот выбор вновь помогают импровизации и разговоры с разными частями своей личности.
Пробившись через тернии Драмы, вступаем в Королевство Мелодрамы. Его стихия — отношения. В первую очередь, с самим собой. Тут вам предстоит проявить не силу, а чувствительность, не контролировать, а доверять и вести диалог. Это царство сердца, души, не логики и не разума.
И вот, наконец, финал пути — Королевство Комедии. В шекспировской традиции комедия — это не только смех. Это жанр примирения, воссоединения и обретения дома. Нового дома, который вы выстраиваете заново — из осознаний, пройденных испытаний и обретенной целостности. Вы возвращаетесь к себе — другому.
«Шекспирон» говорит на языке символов, языке, который понимает наше бессознательное. Архетипы Юнга — это живые сущности, «органы» психики, как называл их сам психолог. Вступая с ними в контакт через игру, мы не анализируем их — мы даем им голос. Сюжеты Жоржа Польти — это извечные сценарии, по которым ходят наши души. Игра помогает увидеть, осознать эти сценарии и —- поменять по своему желанию.
В конце игры, когда все приходят к своим новым пьесам, наступает тишина свершившегося чуда. Нет, «Шекспирон» не решил все проблемы. Он помог стать тем человеком, который увидел в проблеме задачи, почувствовал силы их решить и осознал — каждый из нас — неотъемлемая и совершенная часть пространства. Нужно лишь дать себе проявиться.