13 ноября 1985 года в Москве умер летчик Александр Иванович Покрышкин, в годы войны бывший грозой люфтваффе, и ставший первым трижды Героем Советского Союза в нашей стране.
Александр Иванович Покрышкин не нуждается в представлении. Он был настоящей легендой. Он наш самый знаменитый и прославленный лётчик-истребитель, первый в годы войны трижды Герой Советского Союза.
Однако, в документальной, мемуарной и публицистической литературе результаты его боевой деятельности довольно сильно разнятся. Кто же он, самый известный летчик?
Родился он в городе Ново-Николаевске Томской губернии в семье фабричного рабочего. Семья жила небогато, а Александр был вторым ребёнком из шести детей, но это не помешало Александру с ранних лет много времени уделять учёбе. В возрасте 12 лет, наблюдая за полётами самолётов, он увлёкся авиацией. В 1928 году, окончив семилетнюю школу, он пошёл работать на стройку вместе с отцом и дядей. В 1933 году окончил авиационную школу авиатехников. К началу Великой Отечественной войны, он был кадровым лётчиком в возрасте 28 лет. Старший брат, Петр Покрышкин, геройски погиб в 1941 году под Ленинградом.
Вот как рассказывал Покрышкин о своем первом воздушном бое:
«Летал я тогда на МиГе. Это была выносливая машина. На больших высотах она вела себя отлично: ее скорость и маневренность возрастали. Помню, в эту первую реальную встречу с противником меня охватило спокойствие, мысль работала быстро и напряженно. Я еще раз оценил обстановку: три мессера внизу и два вверху. План боя был решен мгновенно. Набирая высоту, я встретился лоб в лоб с тройкой немцев, шедших в нижнем ярусе. Желтый, с резко обрубленными крыльями самолет взмыл перед самым носом моего МиГа. Я сделал разворот и оказался у него в хвосте.
В этот момент один из мессеров верхнего яруса стал заходить мне в хвост. Белые трассы пуль прошли совсем рядом. Резким рывком, до полного потемнения в глазах, я рванул машину вверх, и немец остался в стороне. Он не смог сделать такой резкий маневр. Осмотревшись, я увидел, что мой ведомый Семенов выходит из боя. Как позже выяснилось, у него сдал мотор. Пикируя, я свалился на ближайшего мессера и с очень близкой дистанции дал очередь. Вспыхнув, он рухнул вниз. Я проводил его взглядом, и это едва не стоило мне жизни. Еще один немец подобрался ко мне сзади. Резкие удары вражеских снарядов разворотили левую плоскость и бак. Машина перевернулась. Вернув ее в нормальное положение, я попробовал драться еще. Но самолет плохо слушался управления. Надо было выходить из боя. Я скользнул вниз, прижался к земле и, чувствуя, как машина теряет устойчивость, потянул на свой аэродром.
Сел я как обычно, зарулил по всем правилам и, выключив мотор, откинулся на бронированную спинку сиденья. Страшно хотелось пить. К моему МиГу бежали летчики. И Семенов бежал, в шелковом подшлемнике, возбужденный. "Тебя ведь зажгли!" — закричал он. Он прилетел раньше и сказал, что видел, как я, подбитый, камнем пошел к земле. Как водится у летчиков, я движением рук обрисовал воздушную обстановку, удар по хвосту мессершмита и скольжение на крыло. Это был мой первый немец».
Из воспоминаний Покрышкина. Ссылка: https://lenta.ru/articles/2024/06/27/pokryshkin/
Вся история боевого пути летчика Покрышкина боевого пути уникальна. Первый раз, подняв в воздух МиГ-3 в первый день войны, он за годы войны совершил 650 боевых вылетов. Причем, очень символично, что в последний раз это было уже после 9 мая 1945 года, в небе над Прагой. По воспоминаниям военных, летный почерк Покрышкина был хорошо известен немецким летчикам. Противостоять ему в небе было практически невозможно:
- в годы Великой Отечественной войны ему приходилось покидать горящую машину с парашютом,
- возвращаться пешком из вражеского тыла,
- пробиваться с наземными частями из окружения.
Одним из самых сложных сражений, и в тоже время, «звездным часом» Покрышкина стало воздушное сражение над Кубанью весной 1943, в котором он добился своих наиболее впечатляющих побед. Так, 12 апреля он в течение дня сбил 7 самолетов противника, из них 4 в одном бою. В конце апреля в одной схватке летчик сбивает сразу 5 немецких пикировщиков.
Слава об Александре Покрышкине стала греметь по обе стороны фронта.
Александр Иванович Покрышкин участвовал в Параде Победы, который проходил 24 июня 1945 года: он нес знамя 1-го Украинского фронта. Пройдя мимо Мавзолея Ленина, Покрышкин передал его офицеру-сменщику, а затем поднялся на трибуну для командного состава. На глазах легендарного летчика, две сотни знамен и штандартов разгромленных фашистских соединений были брошены на брусчатку Красной площади. В послевоенные годы Александр Иванович написал несколько книг мемуарного жанра о Великой Отечественной войне, за что в 1965 году был принят в Союз писателей СССР.
После войны Покрышкин с отличием окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и академию Генерального штаба, занимал ряд командных должностей. В 1972 летчик возглавил ДОСААФ, занявшись патриотическим воспитанием молодежи, в декабре того же года Александру Ивановичу присвоили звание маршал авиации.
В библиотеках города Сочи есть книги и статьи об Александре Покрышкине, а также воспоминания и записки самого летчика-аса, собранные в книгу «Познать себя в бою».
Берегите себя! Будьте счастливы! И не забывайте подписываться на мой канал!