Красный Строитель - посёлок, существовавший в 30-70-х годах ХХ века на юге Москвы, по современным картам - между линией Курской железной дороги, МКАД, Ступинским проездом и улицей Подольских Курсантов.
Застраиваться посёлок начал, видимо, около 1935 года - на карте 1931 года ещё нет никаких построек между Курской и Павелецкой железной дорогой, кроме пристанционного поселка Бирюлёво, а уже в 1939-1940 г. мои предки, переехав из Тульской области, купили часть дома в Красном Строителе.
Изначально Красный Строитель относился к Ленинскому району Московской области. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР "О расширении городской черты и изменении административно-территориального деления…" от 18 августа 1960 г. вошел в состав Москворецкого района города Москвы, с 1969 г. - в составе вновь образованного Советского района.
О топонимах.
В некоторых источниках можно встретить упоминание про две части Красного Строителя, разделенные Курской железной дорогой. На карте 1968 г. хорошо видно, что к западу от железной дороги - это не Красный Строитель, а посёлок Газопровод. Как и западная часть Бирюлёво - это не Красный Строитель. Да и сами жители Красного Строителя то, что за железной дорогой, к своему посёлку не относили. Посёлок Газопровод был в разговоре - "Газик" ("в магазине на Газике", "пошёл на Газик" и т.п.). Жители же Газопровода говорили "на Красном", имея в виду территорию Красного Строителя. Так же, "Красным", между собой посёлок называли и сами его жители.
В 1960-х годах улицы посёлка были переименованы. Проспект Сталина стал Ступинской улицей,
Шоссейная улица - Ступинский проезд,
улица Декабристов - 1-я Ступинская улица,
улица Щорса - 2-я Ступинская улица,
улица Минина - Чугуевская улица,
улицы Крылова, Огарёва и Трудовая - 1-я Чугуевская улица,
улица Пожарского - 2-я Чугуевская улица,
улицы Кольцова и Садовая - 3-я Чугуевская улица,
улица Ворошилова - Никопольская улица,
Ульяновская улица - 1-я Никопольская улица,
улицы Губкина и Кооперативная - 2-я Никопольская улица,
улица Баумана - 3-я Никопольская улица,
улица Верещагина - Льговская улица,
улица Буденного - 1-я Льговская улица,
улица Щукина - 2-я Льговская улица,
проспект Суворова и улица Гончарова - Мелитопольская улица,
улицы Тимирязева и Красина - 1-я Мелитопольская улица,
улица Чайковского - 2-я Мелитопольская улица,
улица Рылеева - 3-я Мелитопольская улица,
улица Серова - 4-я Мелитопольская улица,
улица Пугачева - 5-я Мелитопольская и 3-я Льговская улицы.
Самым заметным зданием посёлка была школа-десятилетка №24 (цифра "1" на карте 1951 года). Её строительство началось, видимо, в 1941 г. - на аэрофотосъемке 1942 г. уже есть контур её стен, а достраивали уже после войны. Здание школы использовалось по прямому назначению до середины 1970-х годов. Когда начали сносить поселок и строить ТЭЦ, там разместился штаб строительства.
Отопление в поселке было печное - уголь и дрова. Кухня - в основном, керосинки. В некоторых домах были газовые плиты под привозной газ в баллонах. До начала 1970-х керосином и "сопутствующими товарами" торговали в лавке (на карте - "2"), потом лавку убрали, и на её место по расписанию пару раз в неделю приезжала автоцистерна. Народ к её приезду собирался заранее, было что-то вроде клуба "поговорить".
Непосредственно в посёлке было два магазина, если не считать иногда работавшей овощной палатки на площадке у станции. Один магазин (цифра "3" на карте) в народе назывался "десятый". Стандартный набор сельского продмага и молоко в розлив. За молоком, как и за керосином, приходили задолго до открытия, и тоже был своеобразный клуб.
Прозвище другого магазина (цифра "4") - "голубой". Видимо, по цвету первоначальной окраски. Тот же ассортимент, но без разливного молока. Здесь пользовался популярностью винно-водочный отдел - мимо магазина пролегали тропы возвращавшейся с работы мужской части населения посёлка. И тоже был "клуб", но уже за магазином.
Другие магазины, продуктовые и непродуктовые - это через железную дорогу, на "Газик". Помню продмаг-универмаг у станции (он ещё стоит и используется по прямому назначению), овощной в доме 38 на Дорожной улице, там же и ближайшая палатка "мороженое", культтовары с отделом игрушек в доме 34, книжный магазин, хозяйственный (к нему надо было спускаться от Дорожной улицы вниз по лестнице), универмаг на Россошанской. Более дальние точки торгового притяжения - Бутово и Царицыно.
Вообще, Газопровод для Красного Строителя был чем-то вроде райцентра, вся "цивилизация" - баня, аптека, поликлиника, почта (отделение М-405, оно же - 113405), 95-е отделение милиции, парикмахерская, клуб (он же - кинотеатр) - там. И добираться до этого "райцентра" - пешком минут 15-20 из центральной части посёлка, через пешеходный мост у станции (на схеме он под цифрой "5"). При расширении железнодорожных путей в конце 1970-х его снесли и построили новый метров на 50 южнее, соответственно передвинув и платформу.
Когда-то был железнодорожный переезд на кирпичный завод в конце Чугуевской улицы, но во второй половине 1960-х он уже был закрыт (цифра "6" на схеме). Сам же кирпичный завод в 1970-х ещё работал, даже в конце 1960-х в посёлке ещё можно было услышать его гудок. На память о заводе осталась улица со странным названием "Кирпичные выемки". Собственно, эти выемки можно увидеть на картах 1930-50-х годов, там они обозначены как глиняные карьеры.
Пожарная охрана, милиция, скорая помощь? Ну, их, если что, нужно было ещё постараться вызвать - на весь посёлок было что-то около пяти будок телефонов-автоматов. Правда, пожарное депо было своё, на возвышенности на Ступинском проезде (цифра "7" на схеме).
Транспорт "до города" - электричка. В основном пользовались станцией Красный Строитель Курского направления. Но из южной части поселка кому-то было удобнее ходить до Битцы, а из восточной - до Бирюлёва. Между станциями Красный Строитель и Бирюлёво-товарная по Ступинскому проезду ходила маршрутка. Ещё в 1970-х годах появился автобус №145 от станции до метро Варшавская.
Изначально до 1960 годов поселковым было кладбище у станции Бирюлёво-товарное, на углу современных Медынской улицы и Булатниковского проезда. Там же была и церковь Николая Чудотворца, к приходу которой относился Красный Строитель. В 2024 г. на месте старой деревянной церкви построен храм святителя Николая Мирликийского. С застройкой Бирюлёво кладбище снесли, останки перезахоронили в 1977 г. на участке 50-Г Хованского кладбища.
А вот Покровское кладбище, ставшее поселковым во второй половине 1960-х, на карте 1968 года не обозначено, хотя на 1-м участке там есть захоронения 1960 года.
Наш дом, №29 по улице Ворошилова на углу с улицей Тимирязева, стоял почти напротив школы (на карте 1951 года он помечен красным кружком). Дом попал на чьё-то фото второй половины 1940-х годов - он крайний слева, а правее - дом Галутиных. Трансформатор, который на фото стоит посреди улицы, в 60-е годы перенесли правее метров на 50, а в 1970-х вместо него появилась трансформаторная будка. Эта будка - едва ли не единственный оставшийся от посёлка ориентир - стоит и сейчас. Слева от неё, там где на фото открытые ворота, был въезд на школьный двор.
Ещё ориентир - на месте этого оголовка колодца на Никопольской улице когда-то была водоразборная колонка, к которой мы ходили за водой. А метрах в десяти слева вниз по улице был главный вход в школу.
Снос посёлка начался в 1974-75 г. Сначала расчистили южную часть под строительство ТЭЦ, к 1980 г. относительно нетронутыми оставались северная и восточная часть.
Последний дом посёлка на Мелитопольской улице достоял до лета 2019 года. На карте 1951 г. он обозначен цифрой "8".
Дома на Дорожной улице снесли в 2004-2006 г.
Фото посёлка до его сноса сохранены с ныне несуществующего форума его жителей. Хотелось бы, чтобы нашлись их авторы или их потомки.
Архивные карты и спутниковые снимки - с сайта https://retromap.ru/.