Найти в Дзене
Альбом IV

Памяти посёлка Красный Строитель.

Красный Строитель - посёлок, существовавший в 30-70-х годах ХХ века на юге Москвы, по современным картам - между линией Курской железной дороги, МКАД, Ступинским проездом и улицей Подольских Курсантов.
Застраиваться посёлок начал, видимо, около 1935 года - на карте 1931 года ещё нет никаких построек между Курской и Павелецкой железной дорогой, кроме пристанционного поселка Бирюлёво, а уже в 1939-1940 г. мои предки, переехав из Тульской области, купили часть дома в Красном Строителе.
Изначально Красный Строитель относился к Ленинскому району Московской области. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР "О расширении городской черты и изменении административно-территориального деления…" от 18 августа 1960 г. вошел в состав Москворецкого района города Москвы, с 1969 г. - в составе вновь образованного Советского района. О топонимах.
В некоторых источниках можно встретить упоминание про две части Красного Строителя, разделенные Курской железной дорогой. На карте 1968 г. хорошо видно, что

Красный Строитель - посёлок, существовавший в 30-70-х годах ХХ века на юге Москвы, по современным картам - между линией Курской железной дороги, МКАД, Ступинским проездом и улицей Подольских Курсантов.
Застраиваться посёлок начал, видимо, около 1935 года - на карте 1931 года ещё нет никаких построек между Курской и Павелецкой железной дорогой, кроме пристанционного поселка Бирюлёво, а уже в 1939-1940 г. мои предки, переехав из Тульской области, купили часть дома в Красном Строителе.
Изначально Красный Строитель относился к Ленинскому району Московской области. По Указу Президиума Верховного Совета РСФСР "О расширении городской черты и изменении административно-территориального деления…" от 18 августа 1960 г. вошел в состав Москворецкого района города Москвы, с 1969 г. - в составе вновь образованного Советского района.

О топонимах.
В некоторых источниках можно встретить упоминание про две части Красного Строителя, разделенные Курской железной дорогой. На карте 1968 г. хорошо видно, что к западу от железной дороги - это не Красный Строитель, а посёлок Газопровод. Как и западная часть Бирюлёво - это не Красный Строитель. Да и сами жители Красного Строителя то, что за железной дорогой, к своему посёлку не относили. Посёлок Газопровод был в разговоре - "Газик" ("в магазине на Газике", "пошёл на Газик" и т.п.). Жители же Газопровода говорили "на Красном", имея в виду территорию Красного Строителя. Так же, "Красным", между собой посёлок называли и сами его жители.
В 1960-х годах улицы посёлка были переименованы. Проспект Сталина стал Ступинской улицей,
Шоссейная улица - Ступинский проезд,
улица Декабристов - 1-я Ступинская улица,
улица Щорса - 2-я Ступинская улица,
улица Минина - Чугуевская улица,
улицы Крылова, Огарёва и Трудовая - 1-я Чугуевская улица,
улица Пожарского - 2-я Чугуевская улица,
улицы Кольцова и Садовая - 3-я Чугуевская улица,
улица Ворошилова - Никопольская улица,
Ульяновская улица - 1-я Никопольская улица,
улицы Губкина и Кооперативная - 2-я Никопольская улица,
улица Баумана - 3-я Никопольская улица,
улица Верещагина - Льговская улица,
улица Буденного - 1-я Льговская улица,
улица Щукина - 2-я Льговская улица,
проспект Суворова и улица Гончарова - Мелитопольская улица,
улицы Тимирязева и Красина - 1-я Мелитопольская улица,
улица Чайковского - 2-я Мелитопольская улица,
улица Рылеева - 3-я Мелитопольская улица,
улица Серова - 4-я Мелитопольская улица,
улица Пугачева - 5-я Мелитопольская и 3-я Льговская улицы.

Карта 1931 г. Обратите внимание - кроме пристанционного посёлка Бирюлёво, было и другое Бирюлёво к западу от с. Покровское.
Карта 1931 г. Обратите внимание - кроме пристанционного посёлка Бирюлёво, было и другое Бирюлёво к западу от с. Покровское.
Аэрофотосъёмка 1942 г.
Аэрофотосъёмка 1942 г.
Карта 1951 г. Территория Красного Строителя полностью сформировалась, но к западу от железнодорожной платформы ещё нет жилой застройки.
Цифры на карте - 
1 - школа,
2 - керосинная лавка,
3 и 4 - магазины,
5 - пешеходный мост,
6 - железнодорожный переезд,
7 - пожарное депо,
8 - последний дом посёлка.
Карта 1951 г. Территория Красного Строителя полностью сформировалась, но к западу от железнодорожной платформы ещё нет жилой застройки. Цифры на карте - 1 - школа, 2 - керосинная лавка, 3 и 4 - магазины, 5 - пешеходный мост, 6 - железнодорожный переезд, 7 - пожарное депо, 8 - последний дом посёлка.
Карта 1968 г. Посёлки Газопровод, Красный Строитель и Бирюлёво.
Карта 1968 г. Посёлки Газопровод, Красный Строитель и Бирюлёво.

Самым заметным зданием посёлка была школа-десятилетка №24 (цифра "1" на карте 1951 года). Её строительство началось, видимо, в 1941 г. - на аэрофотосъемке 1942 г. уже есть контур её стен, а достраивали уже после войны. Здание школы использовалось по прямому назначению до середины 1970-х годов. Когда начали сносить поселок и строить ТЭЦ, там разместился штаб строительства.

Третьеклассники посёлка. Осень 1948 г.
Третьеклассники посёлка. Осень 1948 г.
В школе №24. 1949 г.
В школе №24. 1949 г.

Отопление в поселке было печное - уголь и дрова. Кухня - в основном, керосинки. В некоторых домах были газовые плиты под привозной газ в баллонах. До начала 1970-х керосином и "сопутствующими товарами" торговали в лавке (на карте - "2"), потом лавку убрали, и на её место по расписанию пару раз в неделю приезжала автоцистерна. Народ к её приезду собирался заранее, было что-то вроде клуба "поговорить".
Непосредственно в посёлке было два магазина, если не считать иногда работавшей овощной палатки на площадке у станции. Один магазин (цифра "3" на карте) в народе назывался "десятый". Стандартный набор сельского продмага и молоко в розлив. За молоком, как и за керосином, приходили задолго до открытия, и тоже был своеобразный клуб.
Прозвище другого магазина (цифра "4") - "голубой". Видимо, по цвету первоначальной окраски. Тот же ассортимент, но без разливного молока. Здесь пользовался популярностью винно-водочный отдел - мимо магазина пролегали тропы возвращавшейся с работы мужской части населения посёлка. И тоже был "клуб", но уже за магазином.

"Голубой" магазин.
"Голубой" магазин.

Другие магазины, продуктовые и непродуктовые - это через железную дорогу, на "Газик". Помню продмаг-универмаг у станции (он ещё стоит и используется по прямому назначению), овощной в доме 38 на Дорожной улице, там же и ближайшая палатка "мороженое", культтовары с отделом игрушек в доме 34, книжный магазин, хозяйственный (к нему надо было спускаться от Дорожной улицы вниз по лестнице), универмаг на Россошанской. Более дальние точки торгового притяжения - Бутово и Царицыно.

Продмаг-универмаг у станции. 2011 г.
Продмаг-универмаг у станции. 2011 г.
Книжный магазин.
Книжный магазин.
Дорожная ул., д. 34.
Дорожная ул., д. 34.
Дорожная ул., д. 38. Овощной магазин.
Дорожная ул., д. 38. Овощной магазин.
Дорожная ул., д. 34. Парикмахерская.
Дорожная ул., д. 34. Парикмахерская.
Клуб. 2011 г.
Клуб. 2011 г.

Вообще, Газопровод для Красного Строителя был чем-то вроде райцентра, вся "цивилизация" - баня, аптека, поликлиника, почта (отделение М-405, оно же - 113405), 95-е отделение милиции, парикмахерская, клуб (он же - кинотеатр) - там. И добираться до этого "райцентра" - пешком минут 15-20 из центральной части посёлка, через пешеходный мост у станции (на схеме он под цифрой "5"). При расширении железнодорожных путей в конце 1970-х его снесли и построили новый метров на 50 южнее, соответственно передвинув и платформу.
Когда-то был железнодорожный переезд на кирпичный завод в конце Чугуевской улицы, но во второй половине 1960-х он уже был закрыт (цифра "6" на схеме). Сам же кирпичный завод в 1970-х ещё работал, даже в конце 1960-х в посёлке ещё можно было услышать его гудок. На память о заводе осталась улица со странным названием "Кирпичные выемки". Собственно, эти выемки можно увидеть на картах 1930-50-х годов, там они обозначены как глиняные карьеры.
Пожарная охрана, милиция, скорая помощь? Ну, их, если что, нужно было ещё постараться вызвать - на весь посёлок было что-то около пяти будок телефонов-автоматов. Правда, пожарное депо было своё, на возвышенности на Ступинском проезде (цифра "7" на схеме).
Транспорт "до города" - электричка. В основном пользовались станцией Красный Строитель Курского направления. Но из южной части поселка кому-то было удобнее ходить до Битцы, а из восточной - до Бирюлёва. Между станциями Красный Строитель и Бирюлёво-товарная по Ступинскому проезду ходила маршрутка. Ещё в 1970-х годах появился автобус №145 от станции до метро Варшавская.

Маршрутка у станции Красный Строитель. 1970-е.
Маршрутка у станции Красный Строитель. 1970-е.

Изначально до 1960 годов поселковым было кладбище у станции Бирюлёво-товарное, на углу современных Медынской улицы и Булатниковского проезда. Там же была и церковь Николая Чудотворца, к приходу которой относился Красный Строитель. В 2024 г. на месте старой деревянной церкви построен храм святителя Николая Мирликийского. С застройкой Бирюлёво кладбище снесли, останки перезахоронили в 1977 г. на участке 50-Г Хованского кладбища.
А вот Покровское кладбище, ставшее поселковым во второй половине 1960-х, на карте 1968 года не обозначено, хотя на 1-м участке там есть захоронения 1960 года.

Бирюлёвское кладбище.
Наложение спутникового снимка 1972 г. на современный.
Бирюлёвское кладбище. Наложение спутникового снимка 1972 г. на современный.
Церковь Николая Чудотворца в Бирюлёво. 2005 г.
Церковь Николая Чудотворца в Бирюлёво. 2005 г.

Наш дом, №29 по улице Ворошилова на углу с улицей Тимирязева, стоял почти напротив школы (на карте 1951 года он помечен красным кружком). Дом попал на чьё-то фото второй половины 1940-х годов - он крайний слева, а правее - дом Галутиных. Трансформатор, который на фото стоит посреди улицы, в 60-е годы перенесли правее метров на 50, а в 1970-х вместо него появилась трансформаторная будка. Эта будка - едва ли не единственный оставшийся от посёлка ориентир - стоит и сейчас. Слева от неё, там где на фото открытые ворота, был въезд на школьный двор.

-17
-18

Ещё ориентир - на месте этого оголовка колодца на Никопольской улице когда-то была водоразборная колонка, к которой мы ходили за водой. А метрах в десяти слева вниз по улице был главный вход в школу.

-19
У водоразборной колонки на углу Ступинского проезда и 3-й Льговской улицы. 1970-е годы.
У водоразборной колонки на углу Ступинского проезда и 3-й Льговской улицы. 1970-е годы.
5-я Мелитопольская улица. Начало 1970-х.
5-я Мелитопольская улица. Начало 1970-х.
2-я Мелитопольская улица. Начало 1970-х.
2-я Мелитопольская улица. Начало 1970-х.
2-я Мелитопольская улица. Начало 1970-х.
2-я Мелитопольская улица. Начало 1970-х.
2-я Никопольская улица. Середина 1970-х.
2-я Никопольская улица. Середина 1970-х.

Снос посёлка начался в 1974-75 г. Сначала расчистили южную часть под строительство ТЭЦ, к 1980 г. относительно нетронутыми оставались северная и восточная часть.

Спутниковый снимок 1972 г.
Спутниковый снимок 1972 г.
Спутниковый снимок 1976 г.
Спутниковый снимок 1976 г.
Спутниковый снимок 1980 г.
Спутниковый снимок 1980 г.

Последний дом посёлка на Мелитопольской улице достоял до лета 2019 года. На карте 1951 г. он обозначен цифрой "8".

Последний дом посёлка. 2011 г.
Последний дом посёлка. 2011 г.
 Последний дом посёлка на спутниковом снимке 2017 г.
Последний дом посёлка на спутниковом снимке 2017 г.

Дома на Дорожной улице снесли в 2004-2006 г.

-30
Дорожная улица. 2011 г.
Дорожная улица. 2011 г.
Примерно на месте пруда на углу Никопольской и Мелитопольской улиц. 2011 г.
Примерно на месте пруда на углу Никопольской и Мелитопольской улиц. 2011 г.
Примерно на месте липовых посадок на Никопольской улице. 2011 г.
Примерно на месте липовых посадок на Никопольской улице. 2011 г.
Примерно перекресток Мелитопольской и 2-й Чугуевской улиц. 2011 г.
Примерно перекресток Мелитопольской и 2-й Чугуевской улиц. 2011 г.
Примерно перекресток Мелитопольской и 1-й Чугуевской улиц. 2011 г.
Примерно перекресток Мелитопольской и 1-й Чугуевской улиц. 2011 г.
ТЭЦ-26. Слева вверху - Покровское кладбище (белая точка часовни, деревья и линия южной части ограды). Ниже изгиба улицы Подольских Курсантов, там где длинное голубое здание, налево уходит Мелитопольская улица.
ТЭЦ-26. Слева вверху - Покровское кладбище (белая точка часовни, деревья и линия южной части ограды). Ниже изгиба улицы Подольских Курсантов, там где длинное голубое здание, налево уходит Мелитопольская улица.
Совмещение улиц поселка со спутниковым снимком 2025 г.
Цифры на карте - 
1 - школа,
2 - керосинная лавка,
3 и 4 - магазины,
5 - пешеходный мост,
6 - железнодорожный переезд,
7 - пожарное депо,
8 - последний дом посёлка,
9 - трансформаторная будка на Никопольской улице
10 - продмаг-универмаг у станции.
Совмещение улиц поселка со спутниковым снимком 2025 г. Цифры на карте - 1 - школа, 2 - керосинная лавка, 3 и 4 - магазины, 5 - пешеходный мост, 6 - железнодорожный переезд, 7 - пожарное депо, 8 - последний дом посёлка, 9 - трансформаторная будка на Никопольской улице 10 - продмаг-универмаг у станции.

Фото посёлка до его сноса сохранены с ныне несуществующего форума его жителей. Хотелось бы, чтобы нашлись их авторы или их потомки.
Архивные карты и спутниковые снимки - с сайта
https://retromap.ru/.