Найти в Дзене
МЕДАЛИСТ

9 класс. Биология🔬🧪🧬💻📖📚 Влияние асимметрии мозга на деятельность человека✍

"Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни - художники … захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления… Другие – мыслители, именно дробят ее…, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как-бы снова собирают ее на части и стараются их таким образом оживить…" И.П. Павлов До недавнего времени считалось, что два полушария мозга человека анатомически идентичны. Однако исследования показали, что это не так. В 1968 году Н.Гешвинд и У.Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. То есть, мозг анатомически и физиологически с рождения имеет некоторую специализацию. Индивидуально-психологические качества проявляются в общих и специальных способностях человека, в его индивидуальном «жизненном стиле». Дело в том, что развитие способностей каждого из нас опирается на соответствующие задатки, которые представляют собой физиологические особенности нервной
Асимметрия мозга
Асимметрия мозга
"Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница.
Одни - художники … захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления…
Другие – мыслители, именно дробят ее…, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как-бы снова собирают ее на части и стараются их таким образом оживить…"
И.П. Павлов
Академик Иван Петрович Павлов, ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии
Академик Иван Петрович Павлов, ученый-физиолог, лауреат Нобелевской премии

До недавнего времени считалось, что два полушария мозга человека анатомически идентичны. Однако исследования показали, что это не так.

В 1968 году Н.Гешвинд и У.Левитски сообщили о заметных анатомических различиях между полушариями. То есть, мозг анатомически и физиологически с рождения имеет некоторую специализацию.

Индивидуально-психологические качества проявляются в общих и специальных способностях человека, в его индивидуальном «жизненном стиле». Дело в том, что развитие способностей каждого из нас опирается на соответствующие задатки, которые представляют собой физиологические особенности нервной системы и мозга человека. И изучение врожденных индивидуальных особенностей является важным условием при выборе будущей профессии.

Итак, у каждого человека существует функциональная асимметрия мозга. То есть ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга.

Правое полушарие ответственно за образы и эмоции, а левое – за слова и речь в целом.

Правый мозг оперирует образами, «заведует» ориентацией в пространстве, различением музыкальных звуков и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, «отвечает» за сновидения.

Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в четкие конструкции.

Левое полушарие мозга управляет правой стороной тела человека, а правое - левой (в этом смысл понятия «асимметрия мозга»).

Относительное преобладание деятельности правого полушария мозга человека позволяет судить о преимуществе первой системы, а преобладание левого полушария - о доминировании второй системы.

Простейший тест для выявления относительного преобладания той или иной системы состоит в неоднократном «схлестывании» или переплетении пальцев: если сверху всегда оказывается большой палец левой руки, то говорят об отнесении данного человека к художественному типу (первая система); если сверху оказывается большой палец правой руки, то это указывает на мыслительный тип (вторая система).

Основные отличия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри. Он установил, если у человека было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, он сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто был беспомощным, если требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями.

Когда «отключали» левое полушарие, а «работало» одно правое, то пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить.

Поэтому основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого - пространственно-образного.

Отличительной особенностью «правополушарного» мышления считают способность целостно, в комплексе, воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров.

«Левополушарное» мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит пошагово и носит аналитический характер.

Данное отличие было также установлено И. П. Павловым, который писал, что «художников» захватывает действительность целиком, сполна, без всякого дробления и разъединения, а «мыслители» дробят ее, делая из нее скелет, а затем постепенно собирают ее части.

В последнее время появились исследования, которые продолжили и углубили изучение деятельности полушарий мозга человека. Обзор результатов этих исследований позволяет сделать вывод о двух различных типах мышления.

Фундаментальные различия между лево- и правополушарной обработкой информации имеет прямое отношение к формированию различных способностей.

Так, для научного творчества, для преодоления традиционных представлений, необходимо восприятие мира во всей его целостности, что предполагает развитие способностей к организации образного мышления. И действительно, существуют многочисленные наблюдения, что для людей, сохраняющих способности к образному мышлению, творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная, монотонная работа.

Люди же, не выработавшие способности к образному мышлению, нередко предпочитают выполнять механическую работу, причем она им не кажется скучной, поскольку они как бы «закрепощены» собственным формально-логическим мышлением. Отсюда ясно, как важно с ранних лет правильно строить обучение, чтобы оба нужных человеку типа мышления развивались гармонично.

1. Преобладающее полушарие и профессиональная деятельность

Итак, наш мозг состоит из двух полушарий. При рождении каждое полушарие имеет возможность контролировать большинство, а, возможно, и все виды деятельности тела. Однако вскоре полушария начинают «специализироваться».

У большинства людей - тех, кто пишет правой рукой, левое полушарие отвечает за речь, логическую обработку информации и много другое, включая движения правой стороной тела. Правое полушарие «контролирует» образное мышление, интуицию, творчество, воображение и является связующим звеном с чувствами (ощущениями) и даже с чувством юмора. Правое полушарие управляет движениями левой части тела. При этом любой человек может преимущественно обрабатывать информацию при помощи левого или правого полушария, либо являться представителем «смешанного» мозга.

По наблюдениям психологов «правополушарные» и «левополушарные» люди имеют следующие отличительные особенности.

«Левополушарные» - люди активные и разговорчивые, любят иметь дело с вопросами на логику. Они ищут точные факты и любят конструктивные задания. Они быстрее сделают выводы, чем произведут новые идеи и, в сущности, они скорее улучшат существующий процесс или продукт, чем изобретут что-то новое.

«Правополушарные» сильны в вопросах интуиции и очень хороши в образном мышлении. Им нравится изобретать, находить главную идею. Они предпочитают гибкие графики и любят проявлять личную инициативу.

Люди со смешанным мозгом используют возможности левого или правого полушария в соответствии с ситуацией. Смешанная обработка информации имеет преимущество перед «правополушарными» и «левополушарными»

У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно (чаще левое) полушарие. Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные способности, перестаёт полностью выполнять свои функции, т.к. оно подавлено более сильным. Поэтому от распространенного сегодня традиционного подхода к учебе и работе страдает не только небольшое количество левшей, но и основная масса населения – правши.

3. Леворукость и ее влияние на выбор профессии

Существуют доказательства, что левши имеют преимущества в развитии интеллектуальных способностей, эмоциональном развитии, лучше адаптируются к климатическим условиям.

У леворуких мужчин и женщин была обнаружена большая креативность, они более эмоциональны, чем правши, у них ярче выражены художественные и пространственные способности.

Левшами были многие гениальные люди: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон, Жанна д’Арк, Льюис Кэрролл, Н.Лесков, выдающие ученые И.П.Павлов, Максвелл, Пуанкаре, знаменитый Пол Маккартни («Битлз») и президент США Бил Клинтон. Многие из них писали левой рукой и зеркально.

Леворукость чаще встречается среди артистов, художников, спортсменов игровых видов спорта и реже среди инженеров, но чаще встречается у лиц, занятых физическим трудом. При этом леворуких не оказалось среди спортсменов-стрелков, баскетболистов, штангистов. Большое число левшей обнаружено среди каратистов (16%) и борцов.

Леворукость нельзя считать болезнью или, тем более, психическим отклонением. Однако, многие родители и учителя пытаются переучивать таких детей. Ученые же убеждены: насильственное переучивание леворуких приводит к неврозам, поскольку природа не прощает стремления переиначить то, что она заложила в самые сокровенные глубины организма. Не случайно, что среди леворуких более 60% людей страдают от различных стрессов. При этом они называли широкий круг причин (личные или семейные проблемы, неопределенность карьеры, ухудшающееся исполнение работы и т. д.), кроме единственно верной. В основе такого стресса лежит, как правило, невозможность «правомозговой» личности (левши) приспособиться к миру, который является «лево-мозговым».

Как же определить, левша ли перед вами и каковы возможные проявления этого?

· во-первых, можно увидеть леворукость при письме, или заметить, что люди пользуются левой рукой во время жестов;

· во-вторых, можно понаблюдать за движениями глаз говорящего. Правши, при задумчивости, обращают взор вправо, а левши, наоборот, влево;

· в-третьих, интересы, которые у левши часто связаны с необходимостью осязательности и непосредственного восприятия, например: виндсерфинг, парусный спорт, лыжи, альпинизм, изготовление моделей (например, авиамоделизм), игры с ракеткой (теннис, бадминтон и др.).

Естественно, что осязательная привлекательность для левшей относится не только к досугу; она может распространяться и на работу. И в этом часто заключается проблема, так как традиционно любой, связанный с осязанием род занятий, принято относить к ручному или физическому труду. В связи с этим левши могут иметь трудности с карьерой. Чтобы этого не происходило, необходимо уже на этапе выбора профессии учитывать фактор леворукости.

Заключение

Учет функциональной асимметрии важен при выборе профессии и подготовке к ней. Углубленное и всестороннее изучение организации и свойств психики человека путем анализа индивидуальных особенностей позволяет найти такую деятельность и профессию, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и физическое здоровье.

МЕДАЛИСТ

Проект по биологии 🌞⛱🌴🍌🥑 Книга рекордов Гиннесса📖❗ Чудесный Цветок-Рекордсмен 🌸🏆

6 класс. Проект по БИОЛОГИИ 👍🌞⛺🏞. Органы растений 🌷🍀🌿🌳🍁🍂🍃🌺🌻🌼💐

6 класс. Проект по БИОЛОГИИ 👍🌞⛺🏞. Видоизменения листьев🌿🍀🍃🧅🌵✍

6 класс. Проект по БИОЛОГИИ 👍🌞⛺🏞. Видоизменение побега🌱🧅🍟🎃🍇🥔🌵✍

6 класс. Проект по БИОЛОГИИ 👍🌞⛺🏞. Видоизменения корня🥕✍

6 класс. Проект по БИОЛОГИИ 👍🌞🍳🥩🍗🍖🍼🥛🥝🥑🌽🥜🐟🐠🐓🐣. ЖИРЫ✍

6 класс. Проект по БИОЛОГИИ 👍🌞⛺🏞. Систематика📚📜📑✍

Проект по Биологии 🔬🧪🧬💻📖📚 Составляем кроссворд и ребус ✍👍

Спасибо, что заглянули на наш канал! 👍 Ждем Вас снова! Лайк?🙏