Найти в Дзене

Книги о книгах. «Имя розы» У. Эко

Умберто Эко в особом представлении не нуждается – выдающийся медиевист, чей авторитет непререкаем. Его творения, даже художественные, читаются как энциклопедии по самым разнообразным сторонам жизни в Средние века. «Имя розы» - самый известный роман мэтра, и главный персонаж в нём – книга. Причём, не абстрактная книга, а самая что ни на есть конкретная – «Поэтика» Аристотеля, точнее, вторая часть этого выдающегося трактата – та, что, по предположениям, посвящена комедии и вообще природе смеха. Эту самую вторую часть вообще-то никто никогда не видел, но она точно была написана, поскольку значится в древних каталогах. Но куда-то подевалась, то есть, с тех Средних веков её больше никто не видел. И Умберто Эко в данном романе как раз и предложил человечеству весьма логичную версию её исчезновения. Подробно пересказывать сюжет нет надобности, поскольку подавляющее большинство, если не читали книгу, то фильм с Шоном Коннери наверняка видели, а он от романа отходит не особенно далеко. На всяки

Умберто Эко в особом представлении не нуждается – выдающийся медиевист, чей авторитет непререкаем. Его творения, даже художественные, читаются как энциклопедии по самым разнообразным сторонам жизни в Средние века.

«Имя розы» - самый известный роман мэтра, и главный персонаж в нём – книга. Причём, не абстрактная книга, а самая что ни на есть конкретная – «Поэтика» Аристотеля, точнее, вторая часть этого выдающегося трактата – та, что, по предположениям, посвящена комедии и вообще природе смеха. Эту самую вторую часть вообще-то никто никогда не видел, но она точно была написана, поскольку значится в древних каталогах. Но куда-то подевалась, то есть, с тех Средних веков её больше никто не видел. И Умберто Эко в данном романе как раз и предложил человечеству весьма логичную версию её исчезновения.

Подробно пересказывать сюжет нет надобности, поскольку подавляющее большинство, если не читали книгу, то фильм с Шоном Коннери наверняка видели, а он от романа отходит не особенно далеко. На всякий случай, вкратце история там такая. В неком монастыре погибает монах при подозрительных обстоятельствах. Вскоре в этом монастыре должны состояться дебаты богословов различного толка, по каковой причине сюда и прибывает светило в данном вопросе Вильгельм Баскервильский со своим юным учеником Адсоном. Они и берутся за расследование, в ходе которого погибает еще несколько монахов и почти сгорает монастырь.

Преступником, убивающим монахов, оказалась книга, та самая вторая часть «Поэтики». Один из братьев, полагая, что смех – дело небогоугодное, и монахам читать такое ни к чему, пропитал нижние уголки страниц ядом. Невоспитанные монахи слюнявили пальцы, перелистывая страницы, и им приходил конец. В результате оперативно-розыскных действий Вильгельма библиотека сгорела вместе с вредной книгой, а это был последний сохранившийся экземпляр. Вот так человечество и лишилось труда великого Аристотеля. По высокохудожественной версии Умберто Эко, разумеется.

Умберто Эко
Умберто Эко

Книга-убийца – образ просто потрясающий.. А когда он вписан в поистине жуткую средневековую атмосферу, впечатляет вдвойне. Эко придумал очень страшную историю и щедро обрамил её религиозно-философскими рассуждениями, отвратительными картинами Средневековья и тяжёлым моральным выбором, стоящим перед многими персонажами романа. И в центре всего этого ужаса – книга о смехе, губящая людей… Да, затейливая фантазия была у итальянского историка и писателя Умберто Эко.