Найти в Дзене
Сириус Автодром

Гонки круглый год: Зимняя Кольцевая Серия на Сириус Автодроме

фото: Пресс-служба SMP F4
фото: Пресс-служба SMP F4

15 и 16 ноября легендарная гоночная трасса примет новые учебно-тренировочные сборы в соревновательном режиме, которые объединят в рамках одного уик-энда заезды машин разных классов. Формулы-4 двух поколений и французские прототипы Mitjet, в течение двух дней будут демонстрировать напряженную борьбу. Разбираемся в том, что такое Зимняя Кольцевая Серия, какие машины и пилоты будут в ней участвовать.

-2

Тренировочная база

Легендарная трасса, которая восемь раз принимала Гран-при России Формулы 1, на протяжении всей своей истории была единственным автодромом страны, пригодным для круглогодичного использования. Перерывы в работе трассы, вызванные погодными условиями, если и бывают, то исчисляются днями. Даже в редкие случаи, когда в Сириусе на день-другой выпадал снег, Олимпийский парк, где расположена трасса, быстро оттаивал. Это сделало Сириус Автодром базовой тестовой трассой на период межсезонья для множества гонщиков, команд, гоночных школ и частных владельцев спортивных автомобилей. Каждую осень из Москвы и Санкт-Петербурга на юг отправляются грузовики с гоночными и спортивными машинами, которые до весны живут на черноморском побережье страны. Аэропорт Сочи и его близость к гоночной трассе позволяют любителям скорости прилетать из других городов для тренировок на выходные или даже на один день.

фото: Александр Пругов
фото: Александр Пругов

Ситуация не изменилась и после того, как Автодром изменил конфигурацию на малое кольцо – с 5 848 метров до 2 312 метров, ведь для тренировок, поддержания формы и обучения трасса по-прежнему прекрасно подходит. Конечно, максимальные скорости упали, но машины категории GT4 все равно успевают набрать более 200 км/ч. Для машин младших категорий и вовсе длинный круг был избыточно быстрым — двигатели упирались в отсечку раньше, чем заканчивалась прямая. Кроме того, характер короткого кольца заметно отличается от трассы Гран-при и больше напоминает остальные российские трассы. Трек стал техничнее, у пилотов практически нет времени на отдых, а настройки шасси стали играть большую роль, чем мощность двигателя — длинная же версия трассы всегда считалась «моторной».

фото: Пресс-служба Phygital Racing
фото: Пресс-служба Phygital Racing

«Трасса очень непростая. Если на других треках наши ученики едут достаточно близко ко мне по времени, то на Сириус Автодроме их отставание доходит до полусекунды. Трасса очень насыщенная: за 20 минут сессии ты успеваешь проехать 20 кругов, а выдохнуть можно только на этой прямой. Даже те пилоты, которые следят за своей формой, регулярно бегают по 10 км, выматываются здесь гораздо быстрее, чем на других трассах. Сириус Автодром идеально подходит для работы над выносливостью. Еще в прошлом году мы распробовали трассу и поняли, что это идеальный тренажер для зимнего времяпрепровождения на Mitjet. Мы безумно рады, что появилась возможность не просто устраивать здесь тренировки, но и полноценные учебно-тренировочные сборы команд в соревновательном режиме», — рассказывает Сергей Борисов, руководитель гоночной академии Sport&Safety.

Уникальные заезды

Идея провести на трассе Зимнюю Кольцевую Серию в соревновательном режиме в зимний период появилась достаточно давно, ведь для этого есть всё необходимое. В начале марта 2024 года на малом кольце Сириус Автодрома прошли уникальные соревнования — впервые в истории состоялась Фиджитал-гонка в рамках «Игр будущего». Первый пилот команды начинал гонку на машине Формулы-4, затем заезжал в боксы и передавал эстафету напарнику, который управлял такой же машиной на виртуальный версии трассы. После этого гонщики менялись местами за рулем симулятора, а затем наступала очередь второго пилота садиться за руль формулы. Соревнования не только показали, что у фиджитал-формата большое будущее, но и наглядно доказали, что на короткой версии Сириус Автодрома можно проводить соревнования даже на столь быстрых машинах, как формулы.

фото: Пресс-служба SMP F4
фото: Пресс-служба SMP F4

В декабре 2024 года на трассе вновь прошли внутренние соревновательные заезды формульных болидов — юные картингисты провели учебно-тренировочные сборы «Зимнего Кубка SMP F4» за рулем автомобилей Формулы-4 первого поколения. УТС прошли в рамках подготовки к первому сезону возрожденного Чемпионата России SMP F4. В России заезды на болидах Формулы-4 не проводилась с 2019 года. Для юных спортсменов сборы стали уникальной возможностью попробовать себя за рулем формульного болида, познакомиться со всеми его особенностями, добиться стабильности, а также попрактиковать борьбу с соперниками на трассе.


Масштаб растет

Формулы выйдут на Сириус Автодром и в межсезонье 2025-2026, но в это межсезонье все будет гораздо масштабнее. Если в прошлом году учебно-тренировочные сборы длились несколько дней и участвовали в них только машины Формулы-4 прошлого поколения, то на этот раз пилотов ждет полноценный тренировочный мини-сезон в соревновательном режиме.

Зимняя Кольцевая Серия — это три этапа учебно-тренировочных сборов, в рамках которых пройдут тестовые сессии, квалификации и внутренние гонки. Первый этап Зимней Кольцевой Серии пройдет 13-16 ноября, второй этап — 3-6 декабря, а третий этап — 22-26 января. При этом финальные два дня каждого этапа будут доступны для гостей в формате экскурсий, в рамках которых их познакомят с жизнью гоночных серий изнутри!

фото: Пресс-служба SMP F4
фото: Пресс-служба SMP F4

Больше станет и участников, ведь на трассу помимо болидов Tatuus F4-T014 выйдут новейшие Tatuus F4-T421, а также французские прототипы Mitjet. Причем, для Формулы-4 второго поколения Зимняя Кольцевая Серия станет дебютным стартом на Сириус Автодроме.

В рамках первого этапа в субботу, 15 ноября, пройдут тестовые сессии в классе F4, а также первый этап для пилотов класса Mitjet, включающий квалификацию, два соревновательных старта и церемонию награждения. В воскресенье, 16 ноября, пройдут квалификации и внутренние гонки класса F4, а также второй этап у спортсменов класса Mitjet. Таким образом, за одни выходные пилоты получат много трек-тайма, гости станут свидетелями множества заездов и смогут поближе познакомиться с миром автоспорта на экскурсиях.

Летающие парты

Именно так любовно называли легендарный Як-52, спортивно-тренировочный самолет, воспитавший не одно поколение советских и российских летчиков. Эта машина могла обучить пилота с нуля, доведя его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу. В мире автоспорта аналогичную роль играют болиды Формулы-4 и прототипы Mitjet.

фото: Пресс-служба SMP F4
фото: Пресс-служба SMP F4

Для юных пилотов Ф4 становится первой ступенью во взрослом автоспорте после картинга. Национальные чемпионаты на машинах четвертой формулы есть в Италии, Японии, Китае, Испании, США, Франции, Бразилии и Индии. Кроме того, проводятся региональные серии в Юго-Восточной Азии, в центральной Европе и на Ближнем Востоке. В 2015-2018 годах в северной Европе проходила SMP F4 NEZ, организатором которой выступала программа развития автоспорта в России СМП Рейсинг.

От карта формула принципиально отличается наличием подвески и аэродинамических элементов, что становится настоящим вызовом для пилотов, ведь чем быстрее ты едешь, тем выше прижимная сила, а, следовательно, и уровень сцепления шин с дорогой. При этом конструкция машины и правила ограничивают настройки автомобиля: положение антикрыльев фиксированное, а команды могут лишь менять давление в колесах. Это сделано для того, чтобы ограничить расходы и сделать такие заезды доступнее для участников.

Итальянские шасси Tatuus F4T421, которые используются в SMP F4, были впервые показаны в 2021 году, а на гоночные трассы вышли годом позже. Его главное отличие от первого поколения — наличие системы защиты головы гало, а также увеличенные габариты монокока, что позволило сделать просторнее кокпит. Двигатель у обоих поколений Tatuus одинаковый — итальянский FIAT Abarth. У него 4 цилиндра, 1.4 литра рабочего объема, турбонаддув. Мощность составляет от 160 л.с. до 180 л.с. Его устанавливали на такие дорожные автомобили, как Fiat 500 Abarth и Fiat 124 Spider, а также некоторые модели Alfa Romeo. Но если вес этих спорткаров перевалил за тонну, то Tatuus F4-T421 весит всего 570 кг! Малый вес, шины-слики, аэродинамические элементы и 6-ступенчатая секвентальная коробка Sadev с переключением передач лепестками под рулем делают Формулу-4 фантастически быстрой. По времени на круге она находится между суперкарами категорий GT3 и GT4.

фото: Пресс-служба Phygital Racing
фото: Пресс-служба Phygital Racing

На автомобилях нового поколения Tatuus F4T421 на старт выйдут звезды картинга и участники Чемпионата России SMP F4 2025 года, а формулами первого поколения F4 Masters будут управлять спортсмены старшего возраста, никогда раньше не выступавшие за рулем формул. Для них это будет уникальная возможность потренироваться в соревновательном режиме за рулем машины с открытыми колесами. Известно, что за руль формул сядут звезды Российской Дрифт Серии: Екатерина Набойченко, Евгений Ружейников, Илья Федоров и Андрей Астапов.

Немало джентльмен-драйверов, как называют пилотов, для которых автогонки — это любимое хобби, а не основной вид деятельности, мы увидим за рулем Mitjet. Эти французские прототипы уже открыли дорогу в большой спорт многим звездам категории SMP GT4 Russia, а также гонок на выносливость. В основе машины лежит пространственная рама, двигатель — атмосферный 4-цилиндровый Renault мощностью около 230 л.с., который работает в паре с 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач. Внешние панели выполнены из пластика и имитируют ту или иную серийную модель, из-за чего Mitjet называют силуэт-прототипом. Привод — задний.

По своему поведению французский прототип похож на спорткупе класса GT4, поэтому идеально подходит для обучения. Для Mitjet Сириус Автодром — настоящий родной дом, ведь в конце прошлого десятилетия существовал монокубок на этих французских машинах, большая часть гонок которого проходила на черноморской трассе, а в зимнем кубке и вовсе все гонки проходили на тогда еще Сочи Автодроме. Из этого монокубка вышли чемпионы SMP GT4 Russia Денис Ременяко и Антон Немкин, а также звезда международных гонок GT Дмитрий Гвазава и другие звездные пилоты.

Сегодня Mitjet для тренировок используют действующие пилоты класса GT4 Дмитрий Родионов и Дмитрий Анастасиадис, а прославленная академия Sport&Safety и вовсе использует французские прототипы в качестве базового автомобиля для обучения новичков. В рамках Зимней Кольцевой Серии мы увидим всех лидеров российских гонок на Mitjet: это и чемпион СМП РСКГ в этом классе Семен Харченко, и вице-чемпион Денис Помогалов, и бронзовый призер Петр Бирюков и другие участники летнего сезона –Евгений Самойлов и Янис Петровский. Кроме того, к ним присоединятся звезды гонок GT Александр Масленников, Илья Сидоров и Дмитрий Родионов.

фото: Пресс-служба Phygital Racing
фото: Пресс-служба Phygital Racing

Гонки на Mitjet отличает плотная борьба вплоть до легких контактов и множество обгонов. В заездах SMP F4 гости смогут увидеть будущих звезд российского и мирового автоспорта, многие из которых уже добились побед на чемпионатах Европы и мира по картингу. В стоимость экскурсионного билета входят доступ на территорию Сириус Автодрома, экскурсия по паддоку продолжительностью 30 минут с посещением бокса Mitjet, палатки одной из команд SMP F4, а также возможность увидеть заезды. Также в продаже билеты в VIP-лаунж, расположенный прямо над питлейном, в стоимость которых включены привилегированный доступ, фуршетная линия с закусками и напитками и особенная экскурсионная программа.

Билеты доступны на официальном сайте Сириус Автодрома https://siriusautodrom.ru/winter_ring_series