Екатерина Пензина — художник, керамист и мозаичист из Челябинска. Когда-то она преподавала в художественном училище и в институте (ныне МИДиС), сейчас занимается творчеством в своей мастерской, которая больше похожа на музей, только экспонаты можно трогать руками. Екатерина провела экскурсию, и рассказала, как делать мозаику и почему в печке для обжига «шутят черти».
Первым делом взгляд падает на «запретный плод» — яблоки. В мастерской висят 20 квадратных керамических панно с яблоками самых разных цветов и форм. По словам Екатерины, в этом и заключается суть работы: показать людям возможности, варианты техник, форм и фактур, увидев которые, можно влюбиться в керамику.
— Когда я получила мастерскую 20 лет назад, то подумала: я должна наглядно показать, насколько это многообразный материал. Поэтому я взяла один объект — яблоко — и сделала его в 20 видах. Каждое яблоко по отдельности не всегда можно заметить, а в сочетании с другими оно несет в себе свою историю. Этот проект очень популярен на выставках, у меня его даже заказывали еще, — говорит Екатерина.
Такие изделия надо обжигать минимум дважды: сначала идет утильный обжиг самого черепка, затем его покрывают глазурной краской. Обходиться одной лишь краской не обязательно: можно добавить, например, кусочки стекла. После этого происходит второй обжиг.
— Если повезет, ты обойдешься двумя обжигами. Но, как говорят, «в печке черти шутят» — иногда после двух обжигов получаешь не то, что хотела, а иногда — сущий кошмар! И хочешь пережечь. Некоторые работы я обжигала до четырех раз, — говорит Екатерина.
Вокруг полно посуды – правда, в основном, не функциональной. Вазы, горшки, чашки и чайники самых причудливых форм. Красная треугольная абстракция так и называется — «Не чайник». Его Екатерина сделала много лет назад, после развода с первым мужем, желая выплеснуть эмоции.
— Внутри накопился какой-то конфликт, что-то «противотанковое». Причем, я полюбила керамику за плавность, а здесь – противоположные чувства. Эта «конфликтная» работа очень нравится людям и всегда привлекает внимание. Вообще, каждая работа — это отпечаток какого-то периода, — рассказывает художница.
Особое внимание в мастерской привлекают изделия с «черным отливом». Но в данном случае дело не в эмоциях и чувствах, а в эстетике Аркаима (прим. ред.: укреплённое поселение бронзового века, расположенное на юге Челябинской области и одноименный музей-заповедник).
30 лет назад, окончив художественный институт в Красноярске по специальности «художник-керамист», Екатерина вернулась в родной Челябинск, а вскоре отправилась на Аркаим, где окончательно влюбилась в керамику. Необычные сосуды из жгутиков художница лепила прямо на Аркаиме из глины, которую вместе с коллегами копала в реке, а затем обжигала в дровяной печи.
В мастерской много автопортретов Екатерины: ей нравится фиксировать свое состояние души в разное время. Один портрет – в стилистике и цветовой гамме Рембрандта, другой — керамический, третий – мозаичный.
— Я раньше думала, что я какой-то «неверный» художник, не могу погружать себя только в один материал. Потом решила, что это мое — соединять материалы, переходить от одного к другому, — признается Екатерина.
Мозаичному искусству художница даже обучалась в Болгарии и в Москве у итальянского мастера.
— Мозаика где-то на перекрестке живописи и керамики, эдакая стеклянная живопись. Я, когда увидела эти стекляшки, сразу влюбилась! Потом обучала детей.
В одном из укромных уголков мастерской мы заметили несколько безделушек: небольшие панно в форме солнца, елки и яблока, на которых блестели камни. Это декоративные панно, которые Екатерина делает с участницами мастер-классов. Женщины приносят бижутерию и украшения, которые уже не носят, но они дороги как память — например, достались от мамы или бабушки, или их надевали по особым случаям.
— Когда ты делаешь панно, то сохраняешь и красоту, и память, — объясняет Екатерина. — Используют не только украшения, но и другие памятные вещи. Например, одна участница использовала пуговицу ее бабушки. В моей мастерской такие вещи, конечно, почти не остаются — участницы уносят их с собой, и это замечательно, что теперь у них есть такие памятные панно.
А еще в мастерской хранятся еще несколько реалистичных портретов, написанных Екатериной: ее второго мужа и сына. К слову, сын, хотя и рожден от союза двух художников, никогда не увлекался творчеством.
— Для этого нужна усидчивость, а он у меня с детства очень подвижным был, — улыбается Екатерина. — Зато у него золотые руки. Ему 30 лет, сейчас он работает на заводе.
У художницы есть двухлетний внук. О его творческих способностях и тяге к рисованию пока трудно говорить, но Екатерина не исключает возможности, что когда-то будет обучать этому искусству и своего внука, как когда-то — челябинцев в художественном училище.
Фото: Надежда Тютикова / hornews.com
Подписывайтесь на Хорошие новости Челябинской области, у нас много интересного!