Найти в Дзене

Первые РЛС в СССР, которые стояли на страже неба

На заре XX столетия, когда появилась боевая авиация, Вооружённые силы столкнулись с необходимостью найти эффективные методы обнаружения воздушных судов и целеуказания для защиты войск и мирного населения. Раньше использовались визуальные приборы и звукоуловители, проводились опыты по фиксации самолётов посредством теплового излучения двигателей. Но уже в 1930-х годах начались разработки принципиально новых способов радиообнаружения самолётов, обладавших преимуществами перед предыдущими средствами ввиду независимости от погодных условий. Давайте совершим небольшой экскурс в историю, если у вас будут дополнения, то обязательно напишите их в комментариях. Исследования в области радиолокационных технологий стартовали в Советском Союзе в первой половине 1930-х годов. Уже в 1934 году в Ленинграде состоялся успешный опыт по распознаванию воздушного судна посредством отражённого сигнала радиоволн, подтвердивший перспективность данного направления. Тогда же создали аппаратуру под названием «Р

На заре XX столетия, когда появилась боевая авиация, Вооружённые силы столкнулись с необходимостью найти эффективные методы обнаружения воздушных судов и целеуказания для защиты войск и мирного населения. Раньше использовались визуальные приборы и звукоуловители, проводились опыты по фиксации самолётов посредством теплового излучения двигателей. Но уже в 1930-х годах начались разработки принципиально новых способов радиообнаружения самолётов, обладавших преимуществами перед предыдущими средствами ввиду независимости от погодных условий. Давайте совершим небольшой экскурс в историю, если у вас будут дополнения, то обязательно напишите их в комментариях.

Исследования в области радиолокационных технологий стартовали в Советском Союзе в первой половине 1930-х годов. Уже в 1934 году в Ленинграде состоялся успешный опыт по распознаванию воздушного судна посредством отражённого сигнала радиоволн, подтвердивший перспективность данного направления. Тогда же создали аппаратуру под названием «Рапид», состоящую из излучателя радиосигналов и приёмного оборудования. Если самолёт попадал под поток радиоволн, исходящий от передающего устройства, то он становился видимым для оператора на принимающей станции. Позже, в 1937 году, состоялась проверка комплекса «Ревень», а годом спустя приступили к выпуску опытных экземпляров.

РУС-1
РУС-1

Официально данная система была утверждена для эксплуатации 10 сентября 1939 года под наименованием РУС-1. К началу Великой Отечественной войны успели произвести всего лишь 45 установок такого радара.

Комплект каждой станции РУС-1 состоял из двух приёмников и передающей антенны, установленных на автомобильных шасси. Оборудование размещалось на местности таким образом, чтобы приёмники находились напротив друг друга относительно передатчика на расстоянии примерно в 30—40 километров. Когда воздушное судно оказывалось внутри данной зоны, оно фиксировалось приёмниками. Такие установки позволяли создавать протяжённую линию наблюдения длиной до сотен километров.

Передающее устройство обладало мощностью порядка 300 Вт и функционировало на длинах волн от 3,6 до 4 метров (частоты 75—83 МГц). Оно могло переключаться между десятью рабочими каналами с интервалом шага 10 килогерц. Диаграмма направленности передающих антенн составляла угол обзора 25 градусов в горизонтальном направлении. Для приёма использовался принцип супергетеродина.

Испытание радаров РУС-1 состоялось осенью 1939 года на территории Черноморских берегов с целью обеспечения безопасности морских укреплений флота. В ходе Зимней войны 1939—1940 гг. эти станции устанавливали вблизи советско-финской границы неподалёку от города Ленинграда. Близость размещения к населённому пункту приводила к тому, что противовоздушная оборона столицы не могла своевременно реагировать на воздушные атаки противника. Впоследствии комплексы перевезли в Закавказский регион, а в весеннюю пору 1941-го несколько станций направили на защиту Таллинна. Накануне Второй мировой войны установки развернули вокруг Ленинграда и Москвы. В период боевых действий основной зоной их эксплуатации стали районы ПВО Закавказского региона и Дальневосточного округа.

Спасибо за лайк и подписку, большое спасибо за поддержку канала!