Найти в Дзене
BSP

Цветные снимки Дореволюционной Москвы. Жизнь и виды города в начале ХХ века. Часть 8

Продолжаем наше виртуальное путешествие по старой Москве и её окрестностям в эпоху, когда по булыжным мостовым ещё ездили извозчики. Все снимки в этой подборке бережно раскрашены, чтобы вернуть прошлому не только очертания, но и живые краски быта, свет уличных фонарей и оттенки исторического времени. Некоторые улицы до сих пор узнаваемы, те же фасады, перекрёстки, парки… А другие навсегда исчезли с карты, растворившись в новостройках и проспектах. Именно в этом контрасте, между знакомым и утраченным — и кроется особый шарм такого путешествия: мы не просто смотрим на старые здания, а прикасаюсь к дыханию ушедшей эпохи, где за каждым окном чья-то история, а за каждым углом отголосок великой, неповторимой Москвы. Никитский бульвар. Храм преподобного Феодора Студита, 1913 год. Вид на слободу Лужники с Воробьевых гор, 1890-е. Московские босяки возле Ляпинской ночлежки. Большой Трехсвятительский переулок. Москва, начало ХХ века. Этот дом принадлежал купцам Михаилу и Николаю Ляпиным, которые

Продолжаем наше виртуальное путешествие по старой Москве и её окрестностям в эпоху, когда по булыжным мостовым ещё ездили извозчики.

Все снимки в этой подборке бережно раскрашены, чтобы вернуть прошлому не только очертания, но и живые краски быта, свет уличных фонарей и оттенки исторического времени.

Некоторые улицы до сих пор узнаваемы, те же фасады, перекрёстки, парки… А другие навсегда исчезли с карты, растворившись в новостройках и проспектах.

Именно в этом контрасте, между знакомым и утраченным — и кроется особый шарм такого путешествия: мы не просто смотрим на старые здания, а прикасаюсь к дыханию ушедшей эпохи, где за каждым окном чья-то история, а за каждым углом отголосок великой, неповторимой Москвы.

Никитский бульвар. Храм преподобного Феодора Студита, 1913 год.

Автор: А. А. Губарев
Автор: А. А. Губарев

Вид на слободу Лужники с Воробьевых гор, 1890-е.

-2

Московские босяки возле Ляпинской ночлежки. Большой Трехсвятительский переулок. Москва, начало ХХ века.

-3

Этот дом принадлежал купцам Михаилу и Николаю Ляпиным, которые в 1870–1890-х годах активно занимались благотворительностью. Помимо ночлежки на Трёхсвятительском переулке, они финансировали благотворительный дом для вдов и девочек-учащихся, а также общежитие для студентов Московского университета и учеников Училища живописи и ваяния на Большой Дмитровке.

Анета, Володя и Александр Георгиевич во дворе дома Кирхгоф. 4-я Мещанская ул., 1904 год.

-4

Кудринская улица. Церковь Покрова в Кудрине. Москва, 1912-1914 год.

Фотограф: Лебедев Николай Николаевич
Фотограф: Лебедев Николай Николаевич

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине, построенная в стиле петровского барокко. Располагалась на оси Кудринской площади и Большой Никитской, церковь создавала гармоничную архитектурную композицию с Вдовьим домом.

В 1931 году храм закрыли, а в 1932-м Моссовет утвердил его снос. К 1937 году здание было полностью уничтожено. Сегодня на этом месте возвышается сталинская высотка на Баррикадной.

Красная площадь в Вербное воскресенье. Москва, 1910-е.

Фотограф: Самуэль Гопвуд
Фотограф: Самуэль Гопвуд

В этот день, несмотря на строгость поста, делались послабления — устраивались народные гулянья и вербные базары. «Поехать на вербы» означало именно это — отправиться на праздничные торжества и ярмарку.

Церковь Покрова в Филях. Москва, начало ХХ века.

Фотограф: Мазурин Алексей Сергеевич
Фотограф: Мазурин Алексей Сергеевич

Москва, 1910-е годы.

Фотограф: Самуэль Гопвуд
Фотограф: Самуэль Гопвуд

Царь-пушка — безусловный рекордсмен в своём классе: это крупнейшая сохранившаяся в мире бомбарда, то есть осадное артиллерийское орудие калибром свыше 300 мм. Такие орудия предназначались для навесной стрельбы — ядра летели по крутой дуге, чтобы перелететь через высокие крепостные стены и обрушиться на врага уже внутри города.

Управлять подобным орудием могли только опытные артиллеристы — их называли бомбардирами.

Сразу после отливки в XVI веке Царь-пушку установили на Красной площади и привели в боевую готовность, в ожидании нападения войск крымского хана Гази II Герая. Однако по счастливому стечению обстоятельств или благодаря устрашающему виду орудия — хан, подойдя к Москве, развернул свою армию и ушёл, так и не начав штурма.

Крестьянин на санях. Сокольничье шоссе. Москва, 1904 год.

Фотограф: Александр Гринберг
Фотограф: Александр Гринберг

Название Сокольническое шоссе появилось в конце XIX века, когда дорогу проложили по территории бывшего Сокольнического поля. В 1921 году улицу переименовали в Русаковскую — в честь врача Ивана Васильевича Русакова, большевика, погибшего во время подавления Кронштадтского мятежа.

Московская губерния, конец XIX, начало XX века.

Фотограф: Самуэль Гопвуд
Фотограф: Самуэль Гопвуд

Фотография Самуэля Гопвуда, представителя компании «Кодак», работал до революции в магазине «Мюре-Мерилизе» (ныне — ЦУМ). В посёлке Светлые Горы он построил дачу, где вместе с семьёй проводил всё свободное время.

Гопвуд увлечённо занимался фотографией: он запечатлевал не только свою семью и гостей, но и жителей окрестных деревень. Большинство его сельских снимков сделаны в окрестностях Коростово, Марьино-Знаменского, Сабурова, Путилкова, Аристова и села Ангелово.

Триумфальная площадь. Москва, 1901-1910 год.

-11

Пожар Малого театра. Москва, Театральная площадь, 1914 год.

Фотограф: Сергей Челноков
Фотограф: Сергей Челноков

2 мая 1914 года в Москве произошёл пожар, традиционно именуемый «пожаром в Малом театре». На самом деле само здание театра не горело — огонь охватил пристройки Александровского пассажа, где хранились декорации Императорских театров.

В результате пожара были уничтожены все декорации Большого театра и значительная часть сценографии, подготовленной для спектаклей Малого театра.

«Маня, г-н Корицкий и г-н Шерешевский на платформе Шереметьевом». Московская губ., Московский у. 1904 год.

Фотограф: Александр Гринберг
Фотограф: Александр Гринберг

Наводнение. Москва, апрель 1908 года.

-14

Страстная неделя в 1908 году выдалась необычайно тёплой — весна пришла рано, снег стремительно таял, и в воздухе уже витала радость предстоящей Пасхи. Однако вместе с оттепелью пришла беда: в Подмосковье начались подтопления, а к 23 апреля вода хлынула и в саму столицу.

В Страстную пятницу уровень Москвы-реки подскочил на 9 метров. Почти пятая часть города ушла под воду, улицы превратились в каналы, а Москва на несколько дней оказалась парализована.

Современники описывали картину почти фантастическую:

«Набережные — сплошное море. Из воды торчали только фонарные столбы, ломались перила, а по течению неслись брёвна, стога сена, дрова, обломки изб. У мостов возникли импровизированные «извозчичьи биржи» — ломовики перевозили пассажиров через затопленные кварталы. В лодках рисковали ходить редкие смельчаки: течение могло унести их в миг... А отрезанные от суши жильцы махали родным носовыми платками из окон».

Катастрофические последствия не заставили себя ждать: почти 25 000 зданий были повреждены или разрушены; одна из главных городских электростанций оказалась под водой, и половина престижных районов осталась без света; в магазинах вспомнили про ацетиленовые фонари, а на улицах бурно вырос спрос на керосиновые лампы.

Чудом уцелела Третьяковская галерея: вокруг неё вовремя возвели кирпичную дамбу, спасшую шедевры от потопа.

Но, несмотря на разрушения, москвичи сохранили дух — и даже романтическое настроение. Богатые горожане брали лодки напрокат, чтобы совершить прогулку по «московской Венеции», любуясь затопленными садами и дворцами. Шутили: «Теперь Москва не хуже Петербурга!»

Через десять лет столица и вправду вернётся в Москву, но уже не из-за наводнения, а по воле истории.

Памятник генералу Скобелеву. Общий вид. На заднем плане справа Тверская полицейская часть (фрагмент), 1912 год.

Автор: Губарев Александр Александрович
Автор: Губарев Александр Александрович

«Мотя среди поваленного ураганом леса в Сокольниках», 1904 год.

Автор: Александр Гринберг
Автор: Александр Гринберг

Мат­вей Да­ни­лович Грин­берг, брат фо­тографа.

Первый Русский Автомобильный Клуб. Москва, 1912 год.

-17

По адресу Кузнецкий Мост, дом 15 в начале XX века находился «Первый Русский Автомобильный Клуб» — один из первых и самых влиятельных автоклубов в Российской империи.

Основан он был в 1899 году под названием «Московский клуб автомобилистов», а его устав был официально утверждён 20 марта 1900 года. В 1911 году клуб получил новое имя — «Первый Русский Автомобильный Клуб».

К 1915 году в клубе насчитывалось 220 действительных членов. С 1901 по 1914 год здесь активно проводились автомобильные пробеги, гонки и дальние поездки, способствуя популяризации автомобилей в стране.

С началом Первой мировой войны клуб перепрофилировался: были созданы автомобильно-санитарные отряды и лазарет. Однако после революции 1917 года клуб прекратил своё существование, оставшись в истории как символ зарождения автомобильной культуры в России.

Вид на Трубную площадь с проезда Рождественского бульвара. Москва, 1900–1910.

Фотограф: В. Г. Шухов
Фотограф: В. Г. Шухов

Торговцы возле Смоленского рынка. Москва, 1903–1906 год.

-19

Юная москвичка, 1912–1914 год.

-20

Предыдущий материал:

Понравилась статья? Подписывайтесь — это действительно помогает развитию канала!

Мой контент также доступен в Одноклассниках и ВКонтакте. А если вам интересны исторические темы, приглашаю в мой Telegram-канал — там публикую множество раскрашенных снимков со всего мира, а также материалы, которые не проходят в Дзене из-за цензуры и ограничений.

Буду рад видеть вас среди читателей! Спасибо за поддержку.