Найти в Дзене
Хитрый койот

Прочел я трилогию "Божьи воины", а точнее "Башню шутов"...

и вот че скажу: в этом мире все время тупит кто-нибудь... Написанная создателем "Ведьмака" Анджеем Сапковским сага о Рейневане, известная также как "Божьи воины" и повествующая о случившихся с 1419 по конец 1430-х годов в Чехии и окрестностях гуситских войнах, не настолько известна в народе, как приключения Белого Волка. Но получается при этом такая интересная штука: "Ведьмак" стал популярен благодаря одноименным видеоиграм. А интерес к гуситским войнам отчасти тоже заслуга видеоигр - точнее, двух частей Kingdom Come: Deliverance, которые осветили эти события (надеюсь до них добраться). Забавное наблюдение о пользе видеоигр, правда? Но и сага о Рейневане на момент выхода (2000-е) все-таки сыграла свою роль - да и чем больше хороших произведений, посвященных малоизвестным до того историческим событиям, тем лучше. Итак, сегодня у нас по плану первая часть похождений Рейневана - "Башня шутов" (2002), так что давайте посмотрим, что это за башня. Странствия юного Рейневана. Итак. 1425 год,

и вот че скажу: в этом мире все время тупит кто-нибудь...

Написанная создателем "Ведьмака" Анджеем Сапковским сага о Рейневане, известная также как "Божьи воины" и повествующая о случившихся с 1419 по конец 1430-х годов в Чехии и окрестностях гуситских войнах, не настолько известна в народе, как приключения Белого Волка. Но получается при этом такая интересная штука: "Ведьмак" стал популярен благодаря одноименным видеоиграм. А интерес к гуситским войнам отчасти тоже заслуга видеоигр - точнее, двух частей Kingdom Come: Deliverance, которые осветили эти события (надеюсь до них добраться). Забавное наблюдение о пользе видеоигр, правда? Но и сага о Рейневане на момент выхода (2000-е) все-таки сыграла свою роль - да и чем больше хороших произведений, посвященных малоизвестным до того историческим событиям, тем лучше.

Итак, сегодня у нас по плану первая часть похождений Рейневана - "Башня шутов" (2002), так что давайте посмотрим, что это за башня.

Странствия юного Рейневана.

Итак. 1425 год, Силезия. Наш герой - юный Рейнмар фон Беляу, нареченный своим отцом Рейневаном, то есть Пижмой по латыни. И что-то как-то много у пана Анджея персонажей, названных в честь растений - Лютик, Трисс Меригольд (английское наименование бархатцев), новоиспеченная эльфийская королева Маргаритка из Долин... Так вот, Рейневан - человек знатного рода, причем в родословной у него весьма уважаемые предки, он даже дальний родственник королевской польской династии Пястов. Рейневан работает медиком, чем и зарабатывает на жизнь, а еще он немножко колдун, что, естественно, скрывает от посторонних. И вот, вздумалось медикусу как-то раз влюбиться в Адель фон Стерча, супругу местного рыцаря Гельфрада. Но братья рогоносца его застукали с поличным, так что пришлось медикусу давить на тапок. Эх, знал бы он, какие последствия вызовет эта страсть...

Рейневан и Шарлей. Иллюстрация Дениса Гордеева
Рейневан и Шарлей. Иллюстрация Дениса Гордеева

Рейневан - юноша хоть горячий и жаждущий справедливости, но при этом непроходимо наивный и безрассудный, отчего по дури ищет себе все больше новых приключений на свою голову и неуклонно пополняет список недругов, желающих ему оторвать башку. И медикус, разумеется, быстро бы пропал, если бы не его знакомые, знакомые его родни, а также его новый приятель и учитель мэтр Шарлей - человек-загадка с таинственным прошлым. Рассудительный, опытный, хитрый, циничный, предприимчивый, но в то же время непосредственный к своим друзьям, Шарлей исповедует философию "люби себя, чихай на всех". И этим Шарлей во многом мне напомнил Золтана Хивая из "Ведьмака", и читая книгу, я даже поймал себя на мысли, что про себя произношу реплики Шарлея голосом озвучивавшего Золтана Андрея Ярославцева (серьезно, баритон Шарлею очень хорошо подходит)! И вот, в компании Шарлея и могучего, но дружелюбного духа, застрявшего в теле слабоумного монастырского служки Самсона Медка (его дебиловатое обличье, кстати, хорошо подошло для прикидывания шлангом), Рейневан странствует по Силезии, побывав в местах обычных и необычных, а под конец попадает в ту самую Башню Шутов...

Карта сегодняшнего Нижнесилезского воеводства, на которой читатели узнают большинство городов, которые посетили наш медикус и его новые друзья в ходе своих похождений.
Карта сегодняшнего Нижнесилезского воеводства, на которой читатели узнают большинство городов, которые посетили наш медикус и его новые друзья в ходе своих похождений.

Наследник "Ведьмака"

От своего предшественника - "Ведьмака" - трилогия унаследовала все, чем была хороша история Белого Волка: литературный язык (первые две части которого переводил легендарный Евгений Вайсброт - переводчик того же "Ведьмака"), яркие и колоритные персонажи (даже эпизодические), умелое сочетание смешного, страшного, мистического, трогательного и захватывающего (причем все это не превращается в малоприятную кашу - каждая сценка имеет свой четкий оттенок), а также фирменный хулиганский, чернушный юморок "на грани". Кстати, насчет юморка. Несмотря на наличие порой жутких сцен (особенно после появления на сцене "сирот"), по атмосфере "Башня шутов" - самая легкая и забавная из книг в трилогии. А так как Рейневан постоянно тупит, а Шарлей постоянно язвит и проворачивает какую-нибудь аферу, то хохмы тут хватает с избытком.

Иллюстрация Дениса Гордеева.
Иллюстрация Дениса Гордеева.

Самой уморительной была сцена "изгнания дьявола", когда Шарлей и Рейневан, словно Ося и Киса из "12 стульев", прикидывались священниками, чтобы немного смошенничать и отобедать "на халяву" у монахов-бенедиктинцев. До сих пор ржу с Шарлеева "spiritus anomalis".

Больше истории, меньше фэнтези.

Сама сюжетная линия главгероя в "Башне шутов" незамысловата, а его похождения по большей части эпизодичны, но при этом запускаются сюжетные линии второстепенных персонажей, которые еще сыграют свою роль, а еще Рейневан сталкивается с главгадом всей саги (пока не напрямую). Так что первая книга в трилогии работает как завязка и как рисующая обстановку большая экспозиция. И еще один большой плюс "Башни Шутов" (да и трилогии в целом) - она в целом правильно описывает суть событий и процессов, которые имели место во времена гуситских войн. Даже несмотря на небольшие косяки и допущения. А поскольку волею Автора, Великого и Ужасного, Рейневан встречает многих занятных личностей (даже очень многих - неподготовленный читатель может запутаться), занимающих к тому же самое различное социальное положение, то сие описание получается очень подробным, показывающим гуситские войны как сложное явление. Конечно, чтобы понять получше, что происходило тогда в Чехии и окрестностях, надо читать документальные исторические книги, но некий фундамент для знаний сага о Рейневане заложить таки может.

И говоря о встреченных медикусом личностях - Рейенван на своем пути познакомится с прославленным польским рыцарем Завишей Черным (настоящим!), немецким изобретателем Иоганном Гутенбергом (настоящим!) и польским астрономом Николаем Коперником (не настоящим). Так что эта трилогия - произведение скорее историческое со вкраплениями фэнтези в виде заговоров, волшебных амулетов, встреч с нечистой силой, духами, ведьмами, демонами, а также в виде преследующего нашего медикуса злого колдуна, умеющего превращаться в стенолаза,

-5

вот в такую птичку. Выглядит не очень опасно, да? Но это только так кажется, конечно - умевший превращаться в незаметную и относительно маленькую крыску наделавший дел Питер Петтигрю соврать не даст.

Рейневан, Завиша Черный и наш старый знакомый Йож. Иллюстрация Дениса Гордеева.
Рейневан, Завиша Черный и наш старый знакомый Йож. Иллюстрация Дениса Гордеева.

Забавно, что Рейневан встретился еще с тем самым Йожем из Эрленвальда, который назвал себя Ганс Майн Игель. Правда, Гордеев отсылки к сказке братьев Гримм "Ганс мой ежик", на которой основана история Дани, не понял, и потому нарисовал персонажа скорее похожим на кота, а не на ежа, как положено.

Кстати, насчет фольклора. Культура Силезии и Чехии во всем многообразии показана как причудливая смесь мотивов славянских, германских, романских, арабских, еврейских... и кельтских. Так, ведьмы и духи отмечают кельтский праздник осеннего солнцестояния Мабон (здесь даже приблудился один эльф, всамделишный). И казалось бы, где Ирландия, а где Чехия с Силезией? Но в древности кельты действительно проживали в этих местах, и даже старое название Чехии - Богемия - происходит от имени кельтских племен бойев. Так что древние святилища, в коих тайно продолжали отмечать кельтские языческие праздники, в теории вполне себе могли быть.

Гул перемен и символизм разрушаемой башни.

"Перемен жаждут наши сердца
Перемен требуют наши глаза
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен
Перемен, мы ждем перемен"

(Кино, "Перемен")

Хотя Рейневан большую часть "Башни шутов" не участвует в исторических событиях напрямую, через него до читателя доходит гул перемен эпохи позднего Средневековья. Ян Гус не был первым борцом против несправедливости католических священников и диктата римского папы - он опирался на идеи английского врача Виклифа. Гуситы, как мы уже знаем, проиграют. Но во-первых, не до конца, и, во-вторых, после них появятся Мартин Лютер, Жан Кальвин и другие. Да и уклад жизни в целом тоже меняется: рыцари и дворяне, такие как родной брат Рейневана Петерлин, все чаще подумывают об открытии собственных мануфактур и торговли, что запускает новые капиталистические отношения, а молодой Иоганн Гутенберг вот-вот пустит в дело подвижную литеру, положив начало книгопечатанию. Причем, рассуждая о книгопечатании и переменах, автор еще поднимает тему прогресса, того, к каким последствиям он может привести и того, как к нему отнесутся люди простые и не очень. Но все-таки коллектив Шарлея, Рейневана и Самсона таки сошелся во мнении, что книги принесут больше пользы, чем вреда, и это - характерный штришок в образе Шарлея: несмотря на свой цинизм, он глубоко в душе он все-таки верит в то, что этот мир в конце концов изменится в лучшую сторону.

И в свете постоянно звучащего в книге гула перемен интересен образ башни, которую в видениях постоянно встречает Рейневан. Вот этой:

"...Была turris fulgurata, башня, разваливающаяся от удара молнии, был падающий с нее человек..."
"...Была turris fulgurata, башня, разваливающаяся от удара молнии, был падающий с нее человек..."

Это - одна из карт Таро, мотив которых мне уже встречался в "Отблесках Этерны" (там при их помощи автор намекала на то, что предстоит пережить героям). Так вот - образ башни, разрушаемой молнией, по символике Таро означает серьезные изменения в жизни и мировоззрении человека, символически олицетворяющие крушение старого образа жизни и идеалов. И в нашем случае Рейневан по ходу своего путешествия как раз переживает такую смену мировоззрения - превращение из легкомысленного повесы в приверженца идеалам гуситов.

Такой вот вышел разговор о "Башне шутов" - интересном и даже познавательном произведении, которое я искренне рекомендую. На сегодня все!