Как Александр Сергеевич превратился в Черномора
В Башкирском государственном театре кукол состоялась премьера, которую очень ждали: театр впервые представил полноценный мюзикл. Хотябольшинство спектаклей театра кукол можно назвать музыкальными, «Руслан и Людмила» — постановка другого формата и масштаба. Это двухчасовое действо с антрактом, смелой драматургией и красивыми вокальными партиями. А по сути — это эксперимент, в котором постановщики сделали попытку поговорить с молодым зрителем на его языке и на языке Пушкина одновременно. И знаете, что из этого получилось?
За сюжетную основу взята знаменитая поэма, дополненная отрывками из других произведений Александра Сергеевича. Вместо классической инсценировки зрителю предлагают созданный уфимским драматургом Владимиром Аношкиным поэтический коллаж в виде остроумно переработанных классических текстов. Режиссер-постановщик — главный режиссер театра, народная артистка Башкортостана Ольга Шарафутдинова, художники-постановщики Наталья Бирюкова и Светлана Степанова, хореограф — заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Александр Родионов, композитор Владислав Савватеев и Татьяна Родионова, работавшая над вокальными партиями, взялись сделать Пушкина современным и понятным для молодого поколения, не предав дух оригинала — задача интересная и непростая. И очень ответственная.
Результат — динамичный яркий спектакль, который смотрится на одном дыхании.
Актеры театра кукол, которых зрители знают преимущественно в качестве «голосов» из-за ширмы, все чаще выходят на сцену в «живом плане» и, похоже, вошли во вкус. А колдунья Наина (Гузель Мухамедьянова) и волшебник Финн (Максим Иванов) вообще лишены кукольного воплощения, их история, кстати, получила неожиданный хеппи-энд. Все без исключения образы колоритные и запоминающиеся: например, непутевый Фарлаф в исполнении талантливого комика Сергея Булки и грозный Рогдай Вадима Габидуллина, яркая и неоднозначная Наина и мужественный Финн.
Самой неожиданной режиссерской метафорой стал образ Черномора. Его сыграл Марат Гиниятуллин, но воплощен злодей в виде куклы с лицом... самого Пушкина! Этот Черномор с длиннейшей белой бородой признается в любви Людмиле строками пушкинской лирики. Воспринимать его как угрозу невозможно — он скорее странный, смешной «чувак», как сказала бы молодежь. Еще один запоминающийся персонаж — Кот ученый в исполнении Салавата Бикмиева. Это не сказочник и певец, что ходит по цепи, а многозначительно молчащий артист в костюме черного кота, который «по-пацански» поигрывает своей цепью. Он служит связующим звеном между сценами, и каждое его появление вызывает улыбку.
Музыка композитора Владислава Савватеева — настоящая удача для постановки, хотя театр работает с этим композитором не впервые: красивые мелодичные арии органично вплетаются в действие и раскрывают характеры героев. Партию Руслана, кстати, исполнил новичок труппы Айнур Ризванов, а Людмилу — Залифа Шагисултанова. В спектакле также заняты мэтры театра: народный артист РБ Виталий Щербаков в роли Князя Владимира и заслуженные артистки Екатерина Кочурова и Илюза Мухитова.
— В театре кукол возможно все, — говорит директор БГТК Альберт Имамутдинов. — Нам подвластны даже такие сложные и метафорические произведения, которые порой невозможно передать обычным языком, а для нас это уже привычно.
Специально для этой постановки к нам из Москвы приехала художник по свету Большого театра России Елена Древалева. Постановщикам удалось создать на сцене волшебный, сказочный мир, используя современные технические средства, благодаря чему спектакль получился близок и понятен современным детям и подросткам.
Зрители встретили премьеру очень тепло. «Я в восторге! — говорит одна из зрительниц Анна. — Сначала удивилась, но потом поймала себя на том, что постоянно улыбаюсь. Сыну-подростку, который Пушкина знает только по школьным учебникам, было интересно». Другой зритель отмечает динамику и яркость образов: «Мюзикл в двух отделениях с антрактом смотришь на одном дыхании. Чувствуется, что постановщики решили: играть так играть, поэтому неожиданностей здесь хватает».
Что касается возрастного ценза «6+», то здесь есть нюанс. Малыши из начальной школы наверняка увлекутся спектаклем как красочным шоу с красивыми куклами (особенно впечатляют Людмила, Русалка и Фарлаф). Но вся языковая игра и пушкинские параллели пройдут мимо них, потому что они знают, пожалуй, только «У Лукоморья дуб зеленый». А вот детям от 10 лет, подросткам и взрослым, которые знакомы не только с «Русланом и Людмилой», будет интересно узнавать цитаты и замечать трансформацию классики.
Конечно, всегда есть категория консервативных зрителей, которые не одобрят вольного обращения с классическими текстами, обосновывая это тем, что дети, не знающие Пушкина, посмотрев спектакль, так его и не узнают. Но этот спектакль не нужно рассматривать как учебное пособие. Напротив, удачная постановка часто становится мостиком к первоисточнику, заставляя зрителя прочитать или перечитать оригинал. Вариации на тему классики в данном случае у меня вызывают только позитив. Лично я, не выйдя еще из театра, позвонила своей подруге, у которой 10-летняя дочь, и порекомендовала сходить на спектакль всей семьей. Думаю, это говорит само за себя. Классики живы, пока с ними ведут такой смелый и увлекательный диалог, как это получилось в Уфимском театре кукол.
Фото Альберта ЗАГИРОВА.