Найти в Дзене

Одни

Изображение создано нейросетью по заказу автора публикации. Шубейка, конечно, не тех времён, но ИИ других не знает. Очень любила Сонька такие дни: бабка Фёкла и она остались на три дня одни. Родители на каникулах уехали в райцентр к другой бабушке, матери отца, бабе Фросе. Мальчишек всех с собой забрали. Соньку тоже звали, но как же она оставит любимую бабушку. Кроме того, хотелось в тихом доме побыть несколько дней. Одним. Только бабушка и внучка. Без суеты, толкотни, плача и гомона. Сонька мечтала почитать вдоволь, выспаться от души, а главное в это несуетное время можно было просить бабу Фёклу рассказать о том, что было, по мнению Соньки, с нею в давние-стародавние времена. - В кои-то веки в дому одне осталися. Будем с тобою, внучка дорогА моя, бока отлеживать да телеса нежить, пока наши не вернуться, - тоже радовалась бабушка. С вечера натопили баньку, помылись и сели чаёвничать. Бабка заварила душистый чаёк из летней травы: брусничника, смородинового листа да мяты. Пили его с
Изображение создано нейросетью по заказу автора публикации. Шубейка, конечно, не тех времён, но ИИ других не знает.
Изображение создано нейросетью по заказу автора публикации. Шубейка, конечно, не тех времён, но ИИ других не знает.

Очень любила Сонька такие дни: бабка Фёкла и она остались на три дня одни. Родители на каникулах уехали в райцентр к другой бабушке, матери отца, бабе Фросе. Мальчишек всех с собой забрали. Соньку тоже звали, но как же она оставит любимую бабушку. Кроме того, хотелось в тихом доме побыть несколько дней. Одним. Только бабушка и внучка. Без суеты, толкотни, плача и гомона. Сонька мечтала почитать вдоволь, выспаться от души, а главное в это несуетное время можно было просить бабу Фёклу рассказать о том, что было, по мнению Соньки, с нею в давние-стародавние времена.

- В кои-то веки в дому одне осталися. Будем с тобою, внучка дорогА моя, бока отлеживать да телеса нежить, пока наши не вернуться, - тоже радовалась бабушка.

С вечера натопили баньку, помылись и сели чаёвничать. Бабка заварила душистый чаёк из летней травы: брусничника, смородинового листа да мяты. Пили его с медом да хворостом, который бабка накануне пекла в дорогу уезжающим.

- Баб, а ты Миньку, нашего почему не любишь? - Сонька в лоб бабке давно назревший вопрос.

О Мишке, Сонькином младшем братишке, читайте здесь

- Почему енто не люблю? Люблю. Внук он мне тож, как не крути. Я его можа больше вас люблю, потому как непутевым растёть. Как взрослый по миру пойдёт баловень ентот. А непутноного мамки да бабки того боле любять. Его надо почаще по мягкому месту хворостиной прикладывать, уму-разуму учить. Така любовь с пользой. А коль во всём потакать, так то разве то любовь? Грех один от твоих родителей. Мало того родили не ко времени, так ещё и пестуют мальца сверх меры. А ему енто в жизни добра мало принесёть. Попомни слово моё, варнак вырастеть. Мне-то уж не дожить. Дай Бог, чтобы не правда моя была. Только радая буду... Дитята, что пальцы на руке, какой не ранишь, всё больно.

Бабка замолкла. Притихла и Сонька, обдумывая бабкины слова.

А бабушка вдруг встрепенулась, тряхнула головой, налила чаю и прошептала что-то непонятное тихо-тихо, так, что Сонька почти и не расслышала ничего, только имя. Гришка или Гриха...

Отхлебнув из чашки вкусный чай баба Фёкла начала долгожданное повествование:

- В девках ишшо была. Жила в соседях у моей бабушки семья. Мать, отец да единственный, долгожданный сынок, Гришка. Ах, уж как любили мать с отцом его, ни в чем не отказывали, позволяли всё, что надо и что не надо. В школу в соседнюю деревню идти - нельзя ноги топтать. Лучше ить дома сидеть да пироги трескать. Вот так и рос сынок балбесом, что твой брат Миха. Ровно такой же надобень. "Хочу" - и трава не расти. Остался потом с матерью он. Отец-то на хронте в войну сгинул. А Гриха вырос красив: в плечах широк, волосы вьются мелким бесом, высокай, да душой чёрен. Матку свою в могилу ране времени свёл. Мог и руку поднять на неё. Жесток был не в меру - то собаку шпыняет, то кошку. И в деревне его не любили. Хоть и он и красив был, а дочку свою никто за него отдавать не хотел. Так и спился. В дому своём угорел хмельной. Мается теперь его душонка грешная гдей-то меж небом и землёй.Так кому его родители лучше сделали? Их грех - не его. Баловство до хорошего не доводит. Вот бы твоим матери и отцу то понять.

Баба Фёкла утерла глаза. Вроде как слёзы близко, но внучка их не углядела. Да и плакать чего - Мишутка жив и здоров.

***

День быстро катился к вечеру. И был он таким замечательным: все дела переделаны, "Два капитана" читаны - не дочитаны, потушена картошка на воде со сметаною, любимое блюдо бабы Фёклы и Соньки и люто ненавистное отцом из-за его постности. Сверху много лука, порезанного кольцами. А к картошечке селёдка, за которой Сонька специально в магазин бегала. Вкуснота! Ужин получился царский. А рыбка, как известно, пить любит. Вот и пили на ночь. Обе. И бабка, и внучка. Потом бегали по очереди в здание на улице - уносили водичку выпитую. А по темноте Сонька одна боялась, и бабка сопровождала её, незлобливо выговаривая:

- Ну, и куда столько соленого ела? Теперича всю ночь гонять станешь!

Ночь в счибирской деревненьке. Изображение создано нейросетью.
Ночь в счибирской деревненьке. Изображение создано нейросетью.

И гоняли. Вдвоем. По морозцу. Заодно любовались звездным небом, чистым и волшебно-прекрасным в этот морозный вечер. В последний раз вышли уже около полуночи. Потом стояли на крылечке, осматривая окрестности. И вдруг вой не вой, крик не крик, а может стон. Прислушались. Вроде скулит кто-то за воротами. Сонька вскинулась, испугавшись. А бабушка со своим батожком смело направилась на улицу. Сонька поплелась следом, прихватив по дороге метлу. Вокруг темным-темно. А скулеж слышался откуда-то неподалёку.

- А ну, ктой-то тута. Выходи.

Бабка прошла чуть вниз, по тропинке от дома. Крик-стон доносился со стороны дороги. Туда полуночницы и направились.

По широкой лесовозовской колее тихонько шествовала тоненькая фигурка: сразу и не поймёшь то ли бабушка, то ли женщина в годах, но по тоненьким всхлипам понятно было, что существо в короткой шубейке и в белом платке женского пола. Сонька и баба Фёкла оказались на дороге у своего дома раньше, чем путница с ними поравнялась. Она, казалось бы, даже и не заметила, что на улице уже не одна. Шла себе и шла, раскачиваясь из стороны в сторону, тихонько всхлипывая и подвывая.

Бабка преградила ей путь своим батожком, вытянув его поперёк:

- И куды это шагаешь, милка. Вона всех собак побудила. Воешь чего? Помер кто?

Ночная полуночница вскинула голову, и Сонька узнала её: Наташка Ровенко. Училась девчонка в старших классах их школы. Они были почти не знакомы, так как взрослые ученики держались от младших особняком.

Девчонка было попыталась обойти бабкин батожок, толкнула его и двинулась вперёд, бросив коротко:

-Не ваше дело! Не помер ещё пока никто. А туда мне и дорога теперь. Пустите.

-А не успеешь? Куды ж торопиться-то. Туды все мы ко времени попадём. А пока пойдём-ка, голубка, к нам на на чай. Вкусный. С хворостом. А коль не передумаешь, так и дойдёшь потом, куда шла.

Девчонка постояла, размышляя, а потом кивнула, согласившись. Бабка взяла её под руку и поспешила к дому. Сонька плелась следом.

Вот и побыли одни. У них опять гости. Но жутко интересно было, что ж такое случилось у гордой старшеклассницы?

***

Дома Наташка скинула шубейку, сунула в её рукав свой платок и робко прошла в кухню следом за бабкой Фёклой. Сели за стол. Бабка хлопотала тут же, наливая в кружки горячий чай. Соньке в нём было отказано:

- Хватить, напилася ужо. Буду я тебя во двор ночь-полночь водить. Ложися спать.

Вот ещё. Спать. Начинается самое интересное, а её гонят. Не бывать этому.

Но с бабкой не забалуешь. Прикрикнула на внучку, и та убралась в спальню подобру поздорову. Лежала, прислушивалась к голосам, которые слышались из кухни, но так ничего интересного и не узнала. Плакала их ночная гостья, что-то шептала ей баба Фёкла, но так тихо, что и не разберёшь. Так и уснула она, злая и раздосадованная.

***

Утром бабки дома не оказалось, что было удивительно - она, кроме как к сыну в гости, никуда давным-давно не ходила. А к нему накануне она не собиралась. Гостья ночная мирно спала на родительской кровати. Сонька умылась, заплела косу, но завтракать одна не стала.

***

Вскоре началась кутерьма. Вначале явилась баба Фёкла, а вместе с нею худенькая юркая, похожая на мышку, женщина, мать их ночной гостьи, тётя Катерина. Проснулась. Наташа. Она стояла на пороге кухни и испуганно смотрела на родительницу.

- Бабушка Фёкла,опозорила она нас. Нагуляла ребятёнка. В 8 классе только. Что про нас в деревне-то скажут теперь? Ещё отец не знает. Пришибет ведь и её, и меня за то, что не усмотрела. Вот как ему сказать? - причитала женщина.

А бабка в ответ:

- На всякий роток не накинешь платок. Поговорят да забудут. А тут девка жизни себя лишить хотела. Под поезд вона кинется ежели - грех какой. Да, и не только на ней он, поболе на вас. Она-то дитё неразумное, а вы с отцом взрослые и с умом быть должны ужо. Радовались бы - внучкА станете нянчить. А отцу что... Он не родной дочке своей-то? Поди ж ты тожа человек. А говорить ему ничего и не надобно уже. Знает.

В сенях вдруг кто-то затопал.

Наташка в дверях ахнула и попятилась, когда в дом ввалился её отец.

- А ну, баба Фёкла, гони мое бабье царство домой. Устроили тут. Сами решим, что делать. Не дал Бог сынка, так внука или внучку пестовать станем. Судьба, видать, такова.

Бабка Фёкла только хитро улыбалась, поглядывая на мать с дочкой.

Через несколько минут они вновь остались одни. И посыпались вопросы:

- Баб, а как это нагуляла? Где?

- А у Наташки, ребенок будет? Она ж молодая ещё. Детей же только взрослые тётки рожают.

- А как она учиться будет?

Бабушка в ответ любимой внучке:

- Откедова и берутся у тебя энти вопросы только? Сыплешь да сыплешь, равно трындычиха. Думай сама. Большенькая уже. Мотай на ус да не повторяй, чего не гоже. Бываеть и совсем молодки рожають, коль умишка Бог немного отсыпал. Во все времена тако былО. А детки в радость только должны являться в мир. Всё перемелется - мукА будеть. Хорошо, хоть отец умом вышел. А матка чуть две души не сгубила. Вот про таких-то и говорят, что волос долог да ум кОроток.

***

Покатились дни чередом.

На майские в деревне была свадьба. Судачили люди о молодости жениха и невесты - только 8 классов они окончили. Даже и не успели ещё. Экзамены в школе разрешили им сдать.

А летом родился у Наташки сынок, нарекли которого непривычным для деревни именем - Эдуард.

-Как принца английского, - думала Сонька.

Рос спасённый бабкой Фёклой мальчонка на радость отцу с матерью да дедушкам с бабушками.

Хорошо, когда человек не один. Обязательно должен быть тот, кто от беды и греха отведет:

- Все успеем туда. Все там будем, но зачем торопиться. Каждый нужен на этой земле. Зачем-то нужен...

Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"

Неслухи | Светлана Крупская. История и не только... | Дзен

Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство" и новая подборка "От судьбы не уйдёшь"

От судьбы не уйдёшь | Светлана Крупская. История и не только... | Дзен
Другое детство | Светлана Крупская. История и не только... | Дзен

Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

Это помогает развитию канала.

Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru

Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.

Копирование текста без разрешения автора запрещено

Спасибо тем, кто ждёт моих рассказов и не отписывается от канала . Сегодня на ваш суд самый "долгоиграющий" из них - писала три недели, частями, потому как сейчас помогаю дочери ухаживать за маленькой внучкой. Живут они далеко - в самой западной части страны, городе Калининграде. Сюда ещё и добраться надо. И времени нет совсем! Малышка помогает вовсю своими капризами и коликами. Кроме того, приходится работать. К урокам надо готовиться - плохо своё дело выполнять не научена.

Благодарна подписчикам, которые оценивают моё творчество материально. Поддержка сейчас очень кстати))) Она вовсе не обязательна, но сердечко в руке, и вы можете меня поблагодарить.

С наступившей зимой, мои дорогие.

Обнимаю.

Ссылка на донаты. Буду благодарна.

Светлана Крупская. История и не только... | Дзен