Автопробег Владивосток - Новосибирск, октябрь-2025. Глава 4
Все опубликованные главы путевых заметок вы можете прочесть по этой жирной ссылке.
Все сугубо технические и ценовые вопросы задавайте в комментариях - засорять этим текст не хочу.
***
Обзорная площадка, куда мы в итоге добираемся, удивляет эпичной панорамой Уссурийского залива - и тем, что никто не берёт за её посещение денег. В том же Горном Алтае такая красотища была бы давно монетизирована: огорожена и с кассой на входе.
А здесь площадка, по сути, часть двора стоящих на берегу, старых советских "панелек". Заходи, смотри, наслаждайся. Всё культурно, чистенько, даже лавочки есть.
Глядишь на верхние этажи "панелек" и немного завидуешь их обитателям - такой красотой каждый день любуются, попросту глядя в окна.
Пока фотографируем море, рядом с Мордатым паркуется на легковушке какой-то парень. Затем подходит к нам.
- А давайте, - говорит, - я вас сфотографирую.
В смысле на один из наших смартфонов.
- Не нужно, спасибо, - отказываемся злые и недоверчивые мы.
Парень пожимает плечами, возвращается в свою машину и сразу уезжает.
Какой странный "добрый самаритянин". Или, думаете, он хотел "свистнуть" наш телефон? Навряд ли. Пока чувак добежал бы до своей "тачки", пока в неё сел и завёл бы мотор, мы бы его неминуемо догнали.
Наш туризм не подразумевает никакой программы. Когда-то, ещё в ходе наших алтайских странствий, я дал ему определение "медитативный". То есть куда захотел, туда и поехал, - фактически "куда глаза глядят", - где захотел, там и остановился. Хоть на минуту, хоть на весь день, как тебе заблагорассудится.
Главный козырь такого туризма: не надо никуда спешить и подстраиваться под чьи-то расписания, маршруты и графики. Вот и сегодня мы следуем этому "вольно-ветровому" принципу. А поскольку наши глаза глядят на юг, в сторону острова Русский с его мостом, туда мы затем и едем.
Петлять по Владивостоку больше не надо. На Русский нас ведёт то же самое шоссе, по которому мы въехали в город.
Приближающая громада моста, построенного в 2012 году, как говорится, "внушает". Его 324-метровые пилоны даже ставят рекорд. Удерживаемый их вантами над проливом Босфор Восточный, 1104-метровый пролёт - самый длинный в мире среди мостов такого рода. И у этого, в отличие от безымянного моста над Амурским заливом, всё-таки есть имя - Русский.
Тёзки с островом, короче говоря.
Едем на высоте 70 метров над водой. Выйти из машины, чтобы побродить по пешеходной дорожке моста и пофотографировать, нельзя. Это запрещено, ибо мост "ну очень стратегический", и ходят по нему лишь ремонтники. Жаль. А мог бы получиться интереснейший прогулочный маршрут. Даже за хорошую плату отбоя бы от туристов не было.
На Русском уже совсем не так, как в городе. Проезжаем мимо кишащего интернациональной молодежью, Дальневосточного Федерального Университета - и всё, дальше "города", как такового, уже нет. А есть знакомые нам сопки да кусты, хотя под колёсами Мордатого всё то же приличное шоссе.
На острове много автобусов с китайскими туристами. В основном все едут в океанариум, что дальше на восток по побережью.
Но нас туда не тянет. Неохота вливаться в галдящую туристическую толпу. Да и сама по себе "рыбная тюрьма" - не то зрелище, которое воодушевляет прямо на берегу "вольного" океана. А ведь за ним и за его запахом мы приехали сюда в первую очередь.
Минуем океанариум и сворачиваем на берег следующей бухты - Ахлестышева.
Вот! Совсем другой коленкор!
Это похоже на настоящий "край мира". Не дикий - летом здесь открыт пляж, - но сейчас, в конце октября, он заброшен. И лишь наши редкие единомышленники, то бишь другие любители медитативного туризма, гуляют по берегу, любуясь роскошной панорамой.
Главное культурное украшение пляжа - 3-метовая бетонная скульптура сидящей обнажённой женщины. Видимо, русалки. Но это не точно. Почему-то с её нижними конечностями скульптор не определился, залив их в постамент.
Зато в отношении его творчества определились главные местные критики - чайки. Так как народу на пляже мало, скучающие птицы тренируются в меткости на русалке.
Глазомер у них, судя по "результатам стрельб", в полном порядке.
Рядом с чайками у воды "тусуется" пара чёрных галок. Ну или афрочаек, если уважить их желание тоже побыть гордыми морскими птицами.
Гуляем вдоль скромного в погожий день прибоя долго и неторопливо. Мордатый в это время скучает на почти пустой стоянке. Однако незачем чересчур его томить, тем более островное шоссе изучено нами ещё не до конца.
Эту очередную цель себе и ставим: ехать до тех пор, пока под колёсами не начнётся раздражающий ухабный "тыгдым".
Вскоре шоссе переходит в обычную асфальтовую дорогу, но по-прежнему комфортную. Доезжаем до поворота на "Ворошиловскую батарею", о чём любезно информируют нас дорожный знак и навигатор.
Любопытно. И туристического ажиотажа, как возле океанариума, тут не наблюдается.
На другом конце километровой дороги прячется в сопках целый парк-музей: с билетной кассой, выставкой советской/российской бронетехники и пока загадочной для нас, "партизанской деревней".
Но центральным экспонатом - стальным титаном на фоне прочей "мелюзги", - является именно береговая артиллерийская батарея им. К. Ворошилова. Две гигантские, "врезанные" в сопку, бронированные башни. В каждой - по три орудия зверского калибра 305 мм..
Построена батарея в 1934-м, в последний раз стреляла в начале 90-х (на учениях), сняли её с боевого дежурства в 1997-м, а через год переоборудовали в музей. И правильно сделали.
Вы любите технику и военно-морскую историю? Хотите получить незабываемые туристические впечатления? Тогда вам сюда! Только поберегите голову: стукнуться ею в "недрах" башни обо что-то металлическое - плёвое дело.
В первую башню туристов не пускают. Зато вторая открыта для посещения даже без экскурсовода. Само собой, во многие технические помещения вам тоже хода нет. Но на основные этажи - а их там аж несколько, - и в утробу самой башни заходи, кто пожелает.
- Ну что, полезем? - интересуюсь я у Лехи после того, как мы вдоволь насмотрелись снаружи на башни и запасные орудийные стволы, лежащие рядом.
- Ещё бы! - довольно потирает руки Лёха. - Столько чисто "технарского" кайфа за такие недорогие билеты! А ну покажите тех, кто нас остановит!..