Двусоставное имянаречение в славянской традиции
Введение. Имя человека с древности воспринималось славянами как носитель особой силы и смысла. Нарекая новорождённого, родители фактически направляли его судьбу, стараясь защитить от бед и дать счастливый путьrussian7.ru. Недаром говорилось, что «имя человеку – оберег и компас жизни». Поэтому обряд имянаречения у славян был сакральным действом, окружённым обрядами и предосторожностями, а само имя понималось двояко: существовало истинное (сокровенное) имя и мирское имя-прозвище. Эта древняя традиция двусоставного именования (двух имён для одного человека) отражала разделение между духовной сущностью личности и её повседневным обликом в обществе.
Картина К. В. Лемоха «Родительская радость» (1884) – рождение ребёнка в народной жизни было окружено множеством обычаев, а выбор имени считался делом ответственного духовного значения.
Сакральное имя: тайна и предназначение
Истинное имя давалось не сразу при рождении младенца, а лишь после особого обряда имянаречения – когда ребёнок прожил некоторое время, проявил черты характера и, по выражению ведунов, «настроился» со своим духом. До этого момента новорожденного могли ласково звать просто «дитя», «сыночек», «дочка» или дать ему временное детское прозвищеperunica.ru. Все понимали, что такое имя – временное. Настоящее же, сакральное имя выбиралось ведуном или волхвом с учётом судьбы ребенка и открывалось торжественно в установленный час.
Прямое имя и тайна имени. В старину детей (особенно мальчиков) часто нарекали двумя именами сразу: первое – ложное, мирское, известное всем; второе – тайное, предназначенное лишь для узкого кругаkulturologia.ru. Это тайное имя держалось в строгом секрете, ибо оно считалось духовным «именем-сутью» человека. Сакральное имя отражало предназначение и лучшие качества носителя – это было как бы обращение прямо к его душе. Дав такое имя, родители и жрецы верили, что призывают высокие силы оберегать и вести ребёнка по жизненному пути.
Сам обряд имянаречения подчёркивал связь с небесами и родовыми покровителями. Согласно преданиям, отец поднимал младенца к небу, знакомя его с солнцем, и нарекал именемkulturologia.rukulturologia.ru. Волхвы выбирали имя по звёздам и приметам – считалось, что имя должно соответствовать духовной природе ребёнка, его роли в мире. Если в течение первых лет жизни становилось ясно, к какому призванию тянется душа (например, к ведовству, ратному делу или ремеслу), то настоящий обряд имянаречения совершали в установленном возрасте (для будущего волхва – около 9 лет, для воина – около 12, для остальных – около 16 лет)kulturologia.ru. Имя давали мудрецы-жрецы именно по тем способностям и наклонностям, которые успели проявиться у ребёнка к этому возрастуkulturologia.ru. Так сакральное имя становилось как бы напутствием и пророчеством, соединяя человека с его духовным путём.
Истинное имя никогда не произносилось всуе. Его знали лишь посвящённые – сам человек, дававший имя волхв и, иногда, самые близкие родственники. Часто даже родители не знали тайного имени собственного дитяkulturologia.ru. Считалось, что охраняемое молчанием имя оберегает человека. Пока никто посторонний не знает истинного имени, зло не сможет найти дороги к душе. Как зафиксировал В. И. Даль, в народе говорили: «Без имени ребёнок — чертёнок», то есть не принадлежащий миру людей и недоступный для злых чарdeti.mail.ru. Знание же подлинного имени, напротив, давало власть над его носителем – это отголосок древних магических представлений. Если недобрый колдун узнает тайное имя человека, он может навести порчу, поэтому имя скрывали от чужихdeti.mail.ru. Именно по этой причине при обращении к человеку в обычной жизни не спрашивали прямо: «Какое имя твоё?» – подобный вопрос был бы бестактным и опасным. Вместо этого спрашивали: «Как тебя звать?», то есть каким именем можно тебя назвать в разговоре. Тем самым сохранялась граница между сокровенным именем-essence («имя твоё») и внешним именем-прозвищем («как звать»).
Бытовое имя-прозвище для повседневности
Помимо сакрального имени, у каждого человека было мирское имя или прозвище – то, чем его звали в быту. Это имя давалось для повседневного общения и «маскировки» личности в глазах врагов и злых духов. Мирское прозвище нередко появлялось ещё в младенчестве. После обряда рождения отец мог совершить обряд вынесения: вынести ребёнка из избы и затем внести обратно, нарекая его шутливым именем-оберегомrussian7.ru. Например, желанного сына, которого дома звали Ждан («долгожданный»), при людях начинали звать Гнилозуб или Кудряrussian7.ru. Считалось, что скромное или даже некрасивое прозвище отпугнёт нечистую силу и убережёт малыша от сглаза и завистиrussian7.rurussian7.ru. Под чужим именем ребёнок становился как бы невидимкой для смерти: если у малыша нет имени, смерть не сможет его отыскатьdeti.mail.rudeti.mail.ru.
Прозвища в старину отражали либо черты ребёнка, либо обстоятельства рождения. В многодетных семьях не всегда тщательно подбирали очередное имя – могли назвать по порядку: Шестой, если это шестой ребёнок, или по времени года: Мороз (рождённому в стужу), Май (рождённому в мае)russian7.ru. Давали прозвища и по характеру: Пискун – крикливому малышу, Неждан – незапланированному, внезапно «нежданно» появившемуся ребёнкуrussian7.ru. Подобные имена были «прямыми» и использовались дома в кругу семьиrussian7.ru. Но при посторонних часто предпочитали имена с нарочито скромным или негативным оттенком – так называемые защитные имена. Их было множество: известны, например, прозвища Некрас («некрасивый»), Злоба («злой»), Хромой, Толстый, Репа, Тетёрка (глуповатый), Висло (висящий, напр. с оттопыренными ушами) и т. п.russian7.rurussian7.ru. Подобные прозвища не только скрывали красоту и удачу ребёнка от дурного глаза, но и служили обычным социальным именем при общении.
Важно подчеркнуть: бытовое имя не являлось полной противоположностью истинному, а скорее выполняло роль экрана. Когда мать ласково кликала сына домашним именем, она вкладывала в него всю любовь – даже если называла условного «Гнилозуба» нежнее, чем любое красивое имя. Со временем прозвище могло смениться другим, более благозвучным, особенно если человек проявлял себя в делах. Так, подрастая, ребёнок получал новые имена: во дворе подростка могли звать уменьшительно Ванькой, позже уважительно Иваномdeti.mail.ru. После инициации и получения сакрального имени юноша становился взрослым и мог назвать своё мирское имя сам. Нередко геройские поступки или черты характера давали повод окружающим даровать человеку новое прозвище уже во взрослой жизни – например, Храбрый, Мудрый, Красно Солнышко и т.д. Такое имя становилось славой человека в памяти народа, пока истинное имя оставалось тайной между ним и Богами.
Таким образом, «как звать тебя» – значило, по сути, «как тебя величать среди людей сейчас». А «какое имя твоё» – вопрос почти интимный, предполагающий глубокое знание сущности собеседника. В общественной жизни наши предки сознательно разводили эти понятия. Даже в христианские времена сохранялся обычай двойного именования: Владимир Даль свидетельствовал, что во многих губерниях крестильное имя ребёнка держалось в тайне, а дома и в деревне его звали другим именем «по обычаю»deti.mail.ru. Официально при крещении давалось святое имя (например, Георгий), но в миру человек мог прожить под старым славянским именем (скажем, Владимир) либо под прозвищем. До нас дошли случаи, когда крестное имя человека становилось известно лишь из церковных записей, а для современников он был известен под прозвищем или родовым именем.
Магическая власть и охранная функция имени
Представление о тайне имени и его обережной функции у славян тесно связано с универсальной для многих культур верой в магическую силу имен. Славяне верили, что имя – это часть души человека, своего рода вербализированный дух. Поэтому не только люди, но и боги и духи имели истинные имена, знание которых давало власть над сущностью. «Не называй лихо по имени, чтоб не накликать» – эта поговорка отражает веру: достаточно произнести имя нечисти, и она явится. Соответственно, не зная имени, злой дух бессиленdeti.mail.ru.
В фольклоре разных народов сохранился мотив: герой побеждает зло, узнав его настоящее имя. Отголосок этого – сказка про Румпельштильцхена (у славян ему созвучен образ черта, которого можно изгнать, лишь узнав его имя). Древние египтяне развили целую систему тайных имен: каждый египтянин имел два имени – одно публичное, другое секретное, известное лишь близкимtrikky.rudetterra.ru. Считалось, что зная тайное имя человека (или даже божества), можно подчинить его своей волеdetterra.ruru.wikipedia.org. Египетские жрецы практиковали магические обряды: написав имя врага или злого духа на глиняном черепке и разбив его, можно было навлечь гибель на носителя этого имениdetterra.ru. Похожим образом и славяне верили, что раскрыть своё истинное имя – значит выдать врагу часть своей силы. Поэтому князь или воин мог прославиться под прозвищем, а своё крестильное или родовое имя держать при себе, «чтоб лихой человек в беде не приговорил».
Даже в книжных традициях эта идея проявлялась. В иудаизме существует Тетраграмматон – неизречённое имя Бога, которое произносить вслух запрещено из-за его святости и мощности. В каббалистических легендах знание тайного имени Творца наделяет смертного магической силой над миром – так, сочетание букв истинного имени оживляет глиняного големаru.wikipedia.org. Эти параллели указывают: представление об имени как носителе духовной сути и энергии было свойственно разным цивилизациям. Славянская традиция двусоставного имянаречения – лишь один из ярких примеров такого мировоззрения, где слово-имя воспринималось материальным воплощением судьбы.
Отдельно можно упомянуть традиции духовных имён. В индуизме до сих пор принято получать новое имя при посвящении – имя Духа, данное гуру, отражает новую духовную роль человека. Человек может жить под мирским именем, но в ашраме или духовной общине его зовут по этому саньяса-имени, подчеркивающему отречение от прошлой жизни. Создаётся интересная параллель с древнеславянским обычаем: есть имя для повседневности и имя для вечности. Во многих культурах новое имя давали также при важных жизненных переменах – например, при восхождении на престол, вступлении в сан или переходе в иной социальный статус. Всё это – отражения единого принципа: имя обладает силой трансформировать и защищать.
Древнеславянские имена и их значения
Ниже приведены примеры более 50 древних славянских личных имён с кратким пояснением смысла каждого. Эти имена двусоставны или производны от слов, отражающих качества, идеалы и пожелания, которыми наши предки наделяли своих детей:
- Святополк — «святой полк», то есть священное войско; имя князей, призванных быть защитниками верыrussian7.ru.
- Владимир — «владеющий миром» (или «владеющий миром/мирный властитель»); имя, сулящее миролюбивую силу правителяrussian7.ru.
- Владислав — «владеющий славой», именующий того, кому предназначено приобрести славу и почёт.
- Всеволод — «властелин всего», дословно «всевладеющий» – имя, даваемое как пожелание широкой власти и достатка.
- Вячеслав — «весьма славный», то есть обладающий наибольшей славой, превзошедший других в славеoum.ru.
- Ярослав — традиционно трактуется как «яркая (яростная) слава»; по одной версии – «славящий Ярило» (солнечного бога)perunica.ru, по другой – «яркий в славе», очень прославленный.
- Святослав — «святая слава», имя, означающее святую, праведную славу; носилось князем Святославом Игоревичем – как бы предрекая ему святительскую славуoum.ru.
- Мирослав — «славящий мир» или «славный миром»; имя, выражающее идеал миролюбия и гармонииperunica.ru.
- Радослав — «радующийся славе» или «дарующий радость и славу»; имя с корнем рад- (радость), пожелание счастливой славной жизни.
- Мечислав — «меч славы» (образно: прославленный мечом или прославляющий меч); имя, данное будущему воину, чей меч принесёт ему славуperunica.ru.
- Ратибор — «ратный борец», воин, сражающийся за свою землю; сочетает рать (войско) и борьбу, подчёркивая доблесть.
- Ратмир — «воюющий за мир» или «защитник мира»; имя-оксюморон, указывающее на воина, чья цель – мирoum.ru.
- Любомир — «любящий мир» либо «любимый миром»; имя, несущее идею миролюбия и гармонии с окружающимиoum.ru.
- Добромир — «добрый мир», доброжелательный и миролюбивый человек; имя со значением доброй натуры, несущей мир.
- Велимир — «великий мир»; имя, наделяющее носителя благословением на великую миротворческую роль.
- Драгомир — «дорогой миру» или «драгоценный мир»; имя, подчёркивающее ценность мирной жизни (распространено у южных славян).
- Богдан — «Богом данный» (божественный дар); имя, которым называли долгожданных сыновей, подчёркивая, что ребёнок дан свыше судьбой.
- Божидар (или Божidar) — аналог имени Богдан: «дар Божий», небесный подарок семье (вариант, распространённый в южнославянских землях).
- Милослав — «милая слава» или «милостивая слава»; имя, соединяющее милость/милоту с доброй славойoum.ru.
- Мстислав — «славная месть»; интересное имя, означающее того, кто добудет славу посредством возмездия врагам (носил князь Мстислав Великий)perunica.ru.
- Ростислав — «растущая слава»; имя с пожеланием, чтобы слава человека умножалась и росла вместе с нимoum.ru.
- Изяслав — «извлекший славу» или «взял славу»; имя князей, как бы утверждающее их право взять свою славу (например, князь Изяслав Ярославич)oum.ru.
- Всеслав — «всем славный» или «прославляющий всех»; имя, отмечающее всеохватность славы (историч. пример – князь Всеслав Полоцкий)perunica.ru.
- Всеволод — «всем владеющий» (см. Владимир/Влад), вариант имени для князя, которому желали властвовать над всеми землямиoum.ru.
- Всемил (Всемила) — «всем милый» / «всем милая»; имя, говорящее о всеобщей любви к носителю.
- Добрыня — старинное имя от слова «добрый» (благородный, храбрый); известно по былинному богатырю Добрыне Никитичу и означает мягкость нрава, соединённую с силойoum.ru.
- Болеслав — «боле славы» (большая слава); польско-чешское по происхождению имя князей (напр. Болеслав Храбрый), означающее величие славыoum.ru.
- Ярополк — «яростное войско»; имя составное от яр (яркий, горячий, яростный) и полк (войско), то есть пылкий воин, грозный в бою князь.
- Святогор — «святая гора»; мифологическое имя богатыря Святогора, символизирующее силу гор и духовность (буквально – человек святой и неподвижный, как гора)oum.ru.
- Пересвет — «пресветлый» (очень светлый); монашеское имя воина-инока Александра Пересвета, победившего на Куликовом поле, словно олицетворяя сияние правды.
- Любомысл — «любящий мысль», мудрец; имя, данное тому, кто стремится к знанию и размышлениюperunica.ruperunica.ru.
- Велимудр — «великий мудрец», многомудрый; имя для человека исключительной мудрости (из легенд о волхвах)perunica.ru.
- Гостомысл — «гость-мыслитель» или «думающий о гостях»; древнее имя (легендарный новгородский старейшина Гостомысл), означающее мудрого и гостеприимного хозяинаoum.ru.
- Радогост — «рад гостю», радушный; имя божества гостеприимства и мужское имя, характеризующее открытый дом и душуrussian7.ru.
- Световид — «видящий Свет», прозорливый; имя волхва или ясновидца, связанное с божественным зрениемperunica.ru.
- Богумил — «милый Богу»; имя, отражающее благочестивость и любимость небесами (существовало как христианское прозвище у древнерусских святых).
- Богуслав — «Божья слава» или «славящий Бога»; имя, связывающее человека с божественным прославлением.
- Златослав — «золотая слава»; метафоричное имя, сулящее славу драгоценную и светлую, как золотоoum.ru.
- Людмила — «людям милая», любимая людьми; распространённое женское имя с корнем мил (милость, любовь)oum.ru.
- Милана — «милая, нежная» (женская форма от мил); имя, передающее нежность и красоту девушки.
- Божена (Бажена) — «божественная, желанная»; женское имя от слова бажан (желанный), то есть долгожданная, дарованная Богами дочьoum.ru.
- Светлана — «светлая», исполненная света; хотя имя появилось в литературе лишь в XIX веке, оно составлено по древнему образцу и выражает чистоту и сияние души.
- Златка (Злата) — «золотая»; старинное женское имя, подчеркивающее драгоценность девушки, сравниваемой с золотом.
- Веселина — «весёлая», жизнерадостная; женское имя, дающее установку на счастливый и радостный нравoum.ru.
- Ярослава — «славящая Ярило»; женская форма от Ярослава – прославляющая весеннее солнце, носительница яркой славыperunica.ru.
- Мирослава — «прославляющая мир»; женское имя, желающее девушке быть миролюбивой и славной этим качествомperunica.ru.
- Доброслава — «прославляющая добро»; имя девицы, чья слава – в её добродетели и добрых делахperunica.ru.
- Боголюба — «любящая богов»; имя ведуньи, посвящённой служению богам, подчёркивающее её духовную любовьperunica.ru.
- Станислава — «становящаяся славной»; женское имя, сулящее постепенное достижение славы своими деламиperunica.ru.
- Мстислава — «славящая мщение»; редкое женское имя, параллель мужскому Мстислав, указывающее на силу духа отомстить за правое делоperunica.ru.
- Бронислава — «защитница славы»; женское имя от бронить (защищать) и слава, то есть хранительница славных традицийperunica.ru.
- Всеслава — «всеславная», прославленная всеми; имя женщины с выдающейся славой, известностью повсюдуoum.ru.
(Каждое из перечисленных имён несло программный смысл. Давая такое имя, славянские родители выражали надежду на те качества и ту судьбу, которые заложены в значении имени.)
Исторические прозвища и их значение
История сохранила множество прозвищ, под которыми прославились князья, воины, народные герои и даже простолюдины. Прозвище нередко становилось неотъемлемой частью образа человека в летописях и преданиях. Вот несколько известных примеров, иллюстрирующих двойное именование и смысл прозвищ:
- Ярослав Мудрый – великий князь киевский Ярослав Владимирович (XI век), прозванный Мудрым за свою государственную мудрость и просветительские деяния. Прозвище означает «обладающий мудростью», подчёркивая его как собирателя законов и знаний.
- Олег Вещий – князь Олег (IX век, регент при Игоре Рюриковиче), чьё прозвище «Вещий» означает «пророческий, ведающий тайны». Летопись наделяет его даром предвидения – он получил славу князя-чародея, предсказавшего свою смерть от любимого коняkulturologia.ru.
- Владимир Красное Солнышко – князь Владимир Святославич (X век), креститель Руси, которого народные былины называют Красным Солнышком. Эпос воспевал Владимира как щедрого и яркого правителя, «красное солнце» – значит красивый, дорогой сердцу народа, сияющий подобно солнцу. Прозвище отразило любовь народа к князю.
- Юрий Долгорукий – князь Юрий Владимирович (XII век), основатель Москвы. Прозвище Долгорукий буквально означает «длинная рука». По одной версии, так его назвали за стремление распространить своё влияние далеко (руки, протянутые вдаль), по другой – возможно, за гостеприимство (долгие рукопожатия). В любом случае прозвище указывает на его амбиции и дальнобойность власти.
- Всеволод Большое Гнездо – великий князь владимирский Всеволод Юрьевич (XII век), получивший необычное прозвище «Большое Гнездо» за свою большую семью. У князя было множество детей (по разным данным, до 14), словно птенцов в гнезде, что символизировало продолжение рода и могущество династии.
- Святополк Окаянный – князь Святополк Владимирович (нач. XI века), которого прозвали Окаянным (то есть «проклятым»). После гибели братьев Бориса и Глеба, в убийстве которых обвиняли Святополка, за ним закрепилось это зловещее прозвище. Оно отразило народное осуждение – окаянный в старину значило отверженный Богом, грешник.
- Александр Невский – князь Александр Ярославич (XIII век), чья победа над шведами на Неве принесла ему почётное прозвище Невский (то есть «невинский, победитель на Неве»). Имя Александр было греческим, но народ помнил его именно по прозванию, связанному с местом великой битвы. Прозвище подчёркивало воинскую славу героя и стало синонимом национального полководца.
- Дмитрий Донской – московский князь Дмитрий Иванович (XIV век), прославленный победой на Куликовом поле, у реки Дон. Прозвище Донской увековечило эту победу (значит «относящийся к Дону») и стало символом объединения Руси против врага. Само имя Дмитрий греческого происхождения, но именно прозвище связало его с родной землёй и подвигом.
- Иван Калита – московский князь Иван I Данилович (XIV век). Калита означает «денежная сумка, кошель». По летописным рассказам, князь отличался умением аккумулировать богатства, собирая дань для Орды, и одновременно щедрой раздачей милостыни бедным из своего кошеля. Прозвище «Калита» метко отразило его роль как казначея земли русской.
- Иван Грозный – царь Иван IV Васильевич (XVI век). Прозвание «Грозный» (в переводе на современный язык – «грозный, внушающий страх и трепет») он получил ещё при жизни за суровый нрав и жестокое величие власти. Изначально слово грозный имело скорее положительный оттенок – мол, грозен для врагов, внушает страх недругам и почтение подданным. В истории же это прозвище стало символом его тиранической репутации.
- Пётр Великий – император Пётр I Алексеевич (XVIII век), титулованный Великим за грандиозные преобразования России и победы, возвысившие империю. Прозвище «Великий» традиционно давалось монархам, достигшим исключительных успехов – оно означает величие дел и личности (аналогично Карл Великий на Западе).
- Екатерина Великая – императрица Екатерина II (XVIII век) также удостоилась прозвания «Великая» за расширение границ и покровительство наукам и искусствам. В обоих случаях эпитет «великий» стал частью официального исторического имени.
- Ольга Святая – княгиня Ольга (X век), вдова Игоря, управлявшая Киевской Русью и впоследствии канонизированная. Прозвище Святая (хотя это уже титул после крещения) подчёркивает её мудрость и заслуги в распространении христианства. Её языческое прозвище, если верить некоторым летописям, было Ольга Прекрасная или Ольга Хитрая – за сочетание красоты и политической хитрости, но в историю она вошла именно как святая.
- Илья Муромец – былинный богатырь, чьё прозвище Муромец указывает на место происхождения (село Карачарово под Муромом). Вместо фамилии в те времена часто употребляли такую отсылку: Илья из Мурома. Это прозвище подчеркнуло, что даже из глуши (Муром – периферия Киеву) может явиться великий герой.
- Добрыня Никитич – богатырь из былин, чьё имя Добрыня само по себе звучит как прозвище (от «добрый, удальцы»). Его дополняет отчество Никитич (сын Никиты). Добрыня стал собирательным образом мудрого и храброго витязя, а имя его буквально означает доброту и благородство, чем и прославился герой.
- Алёша Попович – третий знаменитый богатырь, чьё прозвище Попович значит «попов сын» (сын священника). Согласно былинам, Алёша был выходцем из духовного сословия. Это прозвище подчеркнуло его лукавую удаль: образ весёлого, хитроватого богатыря, младшего из троицы, происходящего не из князей, а из поповичей.
- Евпатий Коловрат – герой рязанского сказания времён нашествия Батыя (XIII век). Коловрат означает «вращающееся колесо» или название солнечного оберега (коловрат – славянский символ солнца). Легенда гласит, что Евпатий с малой дружиной внезапно ударил по ордынскому войску, сея смятение: двигался стремительно, «кружился колесом» в бою. Прозвище Коловрат отразило и его неистовую атаку, и связь с языческим символом воинского солнца.
- Соловей-разбойник – персонаж былин, разбойник, прозванный Соловьём за свой свист, которым он губил путников (ироничное прозвище: соловей – птичка певчая, а разбойник издавал жуткий свист). Это пример того, как прозвище могло стать нарицательным: Соловьем звали вовсе не за красоту голоса, а наоборот – за убийственный свист, но имя-прозвище закрепилось в народной памяти.
- Степан Разин (Стенька) – предводитель крестьянского восстания (XVII век). В народе его звали ласково Стенька Разин, используя уменьшительную форму имени. Интересно, что в официальных документах бунтовщиков нарочно именовали уничижительно: например, «вор Стенька». Так, криминальных лиц нередко называли в официальных реляциях уменьшительно (Гришка Отрепьев – про Лжедмитрия I)russian7.ru, подчеркивая их низкое положение. Прозвище Разин, по одной версии, произошло от слова разить (разящий врагов), по другой – от названия родового селения Разино. В любом случае, в памяти народной он остался именно Стенькой – грозой бояр, простым казаком из своих.
- Ванька Каин – печально знаменитый московский вор и сыщик XVIII века (настоящее имя Иван Осипов). Прозвище Каин он получил за предательство товарищей (как библейский Каин, убивший брата). Имя Ванька (уменьшительное от Иван) указывает на его простолюдинское происхождение, а Каин – на клеймо братоубийцы. Такой контрастный дуализм прозвания сделал его фигурой городского фольклора – Ванька Каин стал нарицательным именем предателя из своих.
- Гришка Отрепьев – настоящее имя Лжедмитрия I (Григорий Отрепьев, начало XVII века). Его прозвище Гришка – фамильярная форма имени Григорий – использовалось официально, чтобы умалить самозванца. Фамилия Отрепьев созвучна слову отрепье (лохмотья, ветошь), невольно характеризуя его как человека низкого происхождения. В результате самозванец остался в истории именно как Гришка Отрепьев, а не под царским именем Дмитрий – показательный пример того, как прозвище победило присвоенное имя, обнажая «истинную» с точки зрения народа сущность человека.
- Иван-дурак – собирательный образ из русских сказок: младший сын Иван, прозванный Дураком из-за простоватости. Это прозвище носит не конкретный исторический Иван, а фольклорный герой, однако характерно, что именно под прозвищем Дурачок герой становится симпатичным и в итоге преуспевает. Здесь заложена глубокая мысль: внешне простое, даже насмешливое прозвище скрывает мудрость простоты. Иван-дурак побеждает нечисть и получает царство, а своё настоящее имя так и остаётся неизвестным – он для всех просто Иван из народа.
Каждое из этих прозвищ имело свой смысловой заряд и несло информацию о человеке. В эпоху, когда фамилий ещё не существовало, прозвище могло указывать на происхождение (Муромец), на черту характера или внешности (Красный, Хромой), на выдающееся деяние или качество (Мудрый, Грозный). Иногда прозвище заменяло настоящее имя настолько, что потомки помнили лишь прозвание (как случилось со многими князьями). Через прозвища народная память отразила свою оценку исторических лиц: похвалу мудрым правителям, любовь к героям-заступникам и ненависть к предателям. Прозвище становилось своего рода вторым именем, подчас более говорящим, чем имя собственное.
Заключение. Славянская традиция двусоставного имянаречения – сакрального имени и мирского прозвища – являет собой пример глубокой мудрости наших предков. В ней – понимание дуальности человеческой натуры: есть тайное, Божественное зерно личности и есть явная, земная оболочка. Истинное имя обращалось к душевной сути человека, связывало его с Родом и Богами, оно же охраняло, будучи невидимым щитом. Бытовое имя-прозвище служило для социальных связей, позволяло жить среди людей, не раня своё сокровенное «Я». Магический смысл имени подтверждается параллелями по всему миру – от Египта до Скандинавии – но у славян он проявился особенно ярко в самом укладе жизни.
Сегодня, называя ребёнка, мы уже не прячем имя от чужих глаз так строго. Но и сейчас в языке живёт различие: есть официальное имя и есть домашние прозвания, есть имя в паспорте и никнейм в сети. По сути, традиция продолжается – человек может носить несколько имён в течение жизни (детское, крестильное, творческий псевдоним, духовное имя). А главное – сохранилось уважение к силе имени. Мы верим, что «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», и стараемся наречь детей красивыми именами на счастье. Смена имени порой знаменует новый этап судьбы. Так звучит отголосок древнего обряда: имя по-прежнему связывает нас с миром Духа и выполняет обережную функцию, пока мы сами наполняем его своими делами.
Наш долг – помнить мудрость предков: бережно относиться к своему имени и чужим именам, ощущая их сокровенный смысл. Возможно, в шуме современности именно обращение к истокам – к канону «Книги Храма Великой Матери», где каждое слово наполнено внутренней энергией, – поможет нам вновь почувствовать силу Имени. Ведь, как говорили старцы, имя дано не случайно: в нём звук судьбы. Пусть же наши имена станут для нас проводниками великого предназначения и оберегами на жизненном пути.
Источники и примечания: Названия и цитаты подтверждены материалами этнографов и исследователей: В. И. Даля deti.mail.rudeti.mail.ru, летописными легендами kulturologia.ru, а также данными статей по истории именословияrussian7.rukulturologia.ru и культурологии detterra.ruru.wikipedia.org. Примеры значений имён и прозвищ взяты из открытых источников oum.ruperunica.ru и фольклорных памятников.