Найти в Дзене

«Прощай, любимая!», театр им. Моссовета, 13.11.2025

Представьте холодный вечер, а вы уютно устроились перед телевизором, забаррикадировались от суровой действительности пледом и смотрите старое доброе советские кино: Гайдай ли, Рязанов, Данелия – неважно, потому что люди старшего поколения, конечно, знают все эти фильмы добуквенно, как клятву пионеров:) Заныривать в их картины тепло, уютно и интересно даже в сотый раз. Моссовет показывает нам «фильм» с таким же теплым и ностальгическим эффектом. Это воспоминания героя о поступлении во ВГИК и начале учебы, и вихрь юности – основное настроение спектакля. Оно мгновенно подхватывается, и начинаешь вместе с героями волноваться, сдадут ли Антон (Митя Фёдоров) и его внеземной друг Тихон (Павел Усачёв) вступительные экзамены, удастся ли брошенной Марте снова поймать Антона в свои сети, получит ли Клариса Витальевна обещанный кабачок и, самое главное, где набрали такую шедевральную гороховую фокус-группу и нашли ли три молодых кинематографиста вожделенные мухоморы:)) Как видите, жизнь в Москв

Представьте холодный вечер, а вы уютно устроились перед телевизором, забаррикадировались от суровой действительности пледом и смотрите старое доброе советские кино: Гайдай ли, Рязанов, Данелия – неважно, потому что люди старшего поколения, конечно, знают все эти фильмы добуквенно, как клятву пионеров:) Заныривать в их картины тепло, уютно и интересно даже в сотый раз.

Моссовет показывает нам «фильм» с таким же теплым и ностальгическим эффектом. Это воспоминания героя о поступлении во ВГИК и начале учебы, и вихрь юности – основное настроение спектакля. Оно мгновенно подхватывается, и начинаешь вместе с героями волноваться, сдадут ли Антон (Митя Фёдоров) и его внеземной друг Тихон (Павел Усачёв) вступительные экзамены, удастся ли брошенной Марте снова поймать Антона в свои сети, получит ли Клариса Витальевна обещанный кабачок и, самое главное, где набрали такую шедевральную гороховую фокус-группу и нашли ли три молодых кинематографиста вожделенные мухоморы:)) Как видите, жизнь в Москве кипела не на шутку! Герою вздохнуть некогда: то учеба, то подработка, то девушки со всех сторон!

Антон (Митя Фёдоров) и преподавательница ВГИКа Кларисса Витальевна (Марина Кондратьева).
Антон (Митя Фёдоров) и преподавательница ВГИКа Кларисса Витальевна (Марина Кондратьева).

Коротко для тех, кто еще не дошел до этой милейшей постановки Сергея Аронина. Пьеса Сергея Решетнева о том, как провинциал Антон приехал в столицу и понаделал там массу ошибок, потому что в том месте, где у нормальных людей вмонтирована житейская пронырливость, у него прочно засела совесть, если не сказать комплекс неполноценности. Многим людям эти гремлины испортили жизнь, но Антону насолили особенно, сплясав на косточках и его учебы, и карьеры, и личной жизни. Но, может быть, все что ни делается, все к лучшему? Как знать. Герой не сетует на судьбу, а вспоминает светлые страницы с нежностью. Дела давно минувших дней яркие, теплые и, как это свойственно воспоминаниям, не всегда правдоподобные (Кларисе Витальевне неоткуда было знать про Марту! Это скорее похоже на то, что Антон много раз прокручивал в голове диалог с преподавательницей так и эдак, и она озвучивает тот аргумент, который он сам бы себе привел)

Это яркий, музыкальный и, если так можно выразиться, молодой и поэтический по настроению спектакль, ведь герои переживают ту пору, когда проза взрослой жизни еще не поглотила юношеские надежды. За песни режиссеру Сергею Аронину отдельная благодарность. Там сборная солянка от тюремного шансона до рэпа, но в основном лирические. 

Это в целом. Конкретно вчерашний спектакль был одним из самых вдохновенных, смешных и легких, хотя должна сказать, что «Прощай, любимая!» всегда играется здорово, нет ощущения замыленности и стотысячного спектакля. Но вчера актеры зажигали так, будто за ними зорко наблюдали бдительные театральные эксперты:) Я смеялась с завидной регулярностью! И аплодисментов во время спектакля было много – не всегда так.

Все, прямо поголовно все просто отличные. Но начать бы мне хотелось с Маруси Колесниковой, потому что обычно, когда пишут о «Прощай, любимая!», хвалят Митю Фёдорова, Ксению Комарову, естественно, Павла Усачёва, Марину Кондратьеву, нельзя не заметить таких разных персонажей Татьяны Родионовой, а Маруся в спектакле недавно и пока еще не получила свой законный грузовик с комплиментами:) Исправляем ситуацию! С появлением Маруси действие стало еще лучше, забавнее, в общий коктейль добавились дополнительные градусы:) Как Марусина героиня Надежда очаровательно кокетничает ногами на передвижной лестнице перед сценой с наручниками (в этой сцене я всегда чувствую страх Антона и в то же время уверена, что после он не раз жалел, что струсил!). Еще мне всегда было интересно, почему же Надежда носит повязку, и Маруся один раз ее на секунду приподнимает. Это успокаивает: значит, Надежда просто оригинальничает, а не имеет какие-то проблемы с глазом. Надя мне уже как родная, поэтому этот вопрос беспокоил:)

Таня (Евдокия Карева) и Антон (Митя Фёдоров)
Таня (Евдокия Карева) и Антон (Митя Фёдоров)

У Павла Усачёва анекдотов, кажется, в запасе больше, чем фанатов у «Суперзвезды». Как ни приду, он каждый раз разные рассказывает:) Да не обидятся на меня остальные, но спектакль – чуть ли не бенефис Павла. Просто пока остальные герои влюбляются-мучаются о земном, Тихон на хронической прямой связи с космосом, и это так смешно:) И другие персонажи Павла тоже классные.

Интересно, сколько человек в зале догадываются о том, что Марта (Ксения Комарова) не совсем правдива в письмах Антону? И какова задача, поставленная режиссером: актриса должна говорить так, чтобы зрители до последнего верили, или чтобы сомневались? Лично я с первого спектакля раскусила Марту:) Ксения – одна из сильных молодых актрис Моссовета и, как бы то ни было, лучшая метательница обуви в симпатичных моссоветовских актеров:) Когда-нибудь зрители обязательно увидят это снова, я верю и держу кулачки. В «Прощай, любимая!» Ксения очаровательна, очень трогательное в финале прощание Марты с Антоном, а особенно в этот раз прошиб момент, когда она стоит, держа в охапке кучу полинялых зеленых тряпок, как брошенная на даче собака. Это было так же горько и пронзительно, как девочка с пирожком (Татьяна Родионова) – один из самых грустных и острых эпизодов, и его лучше пойти и посмотреть из зала живьем, потому что никакое видео не заменит поток тоски, отвергнутости, ненужности маленького человека, которые в этот момент испытывает героиня. Режиссер Кудрявая – огонь! И спасибо Татьяне Родионовой за упоминание авторов, которых неплохо бы почитать Антону:))

Марта (Ксения Комарова) и Антон (Митя Фёдоров)
Марта (Ксения Комарова) и Антон (Митя Фёдоров)

За что спасибо Мите и Евдокии, они знают:) Одна из самых нежных и нервных сцен спектакля – неудавшееся соблазнение и массаж. Я бы назвала это соблазнением от стыда, потому что Таня (Евдокия Карева) понимает, как подставила друга, ей совестно, и она хочет и хоть как-то загладить вину, и чтоб Антон не слишком злился, когда узнал правду. Занятно из зала чувствовать внутреннюю нервотрепку героини и расслабленное спокойствие героя (ну, пока Таня, тяпнув для храбрости, ему не призналась-таки). Очень красивый танец на стуле (см. фото в комментариях. Оно смазанное, но все равно ужасно мне нравится, потому что на нем видно движение и улавливается настроение). 

Краса и гордость ВГИКа – Клариса Витальевна (Марина Кондратьева). Тут и царственное командование студентами, и затаенное осознание неправильного выбора, ошибки, которую она раз за разом повторяет. Целая гамма эмоций. Никогда не устану смеяться над тем, как Клариса гневно пинает стул, на котором заснул раздолбай Тихон, или как она мгновенно, в духе персонажа Чехова, меняет тон с гневного на ласковый, когда выясняется, что опоздавшая студентка – блатная папина дочка. А как она прозорливо предупреждает перед «синопсисом» Тихона, что корреспондентка удивится:) О да, там весь зал удивился:)

У Глафиры Лебедевой образ Ксении получается глубоким и разносторонним. Это и блатная девочка, и в то же время очень простая и недолюбленная родителями, одинокая, не очень уверенная в себе. Показательно, как смиренно она принимает слова Антона о том, что ему надо уехать. Даже не удивляется, потому что одиночество ей не в новинку. А чмокнуть Антона все-таки успела, молодец:)))

Вот такой спектакль про студентов, старое кино, муки творчества, обаяние юности и Москву, которая тут чуть не в каждой фразе: от упоминаемых станций метро до не любящего других писателей памятника Гоголю:) И чуть-чуть про мухоморы:)) Плюс живая музыка! На сайте театра имена музыкантов не упоминаются, а зря. Они такая же часть общей магии, как актеры, художник по костюмам (Андрей Климов) и пр. кудесники. Итак, для нас играют Елена Федотова, Дмитрий Орлов и Игорь Цыплаков! Браво!

Смотришь «Прощай, любимая!» и радуешься. И режиссерской работе, и таланту актеров, и вообще.