—И почему ж ты , Ленка, до сих пор не замужем? Вроде Бог и лицом не обидел, и работа у тебя хорошая, и готовишь ты вкусно. Пробуют, да не берут? - соседский дедушка Матвей подмигнул ей выцветшим белесым глазом, - был бы я моложе, я б точно женился. Но увы.. годы…. Какой из меня теперь жених? Глаз не видит, нога не ходит, а зубов три штуки на весь рот. Это в молодости я первым парнем на деревне был.
Лена переминалась с ноги на ногу. Такие разговоры они вели всякий раз, как встречались у подъезда. Матвею Степановичу просто хотелось поговорить. Он жил с сыном и его женой, которые воспринимали старика досадным дополнением к новенькой трешке. Правда, чтоб купить квартиру, пришлось продать дом старика вместе с участком и вековыми яблонями на нем. По поводу яблонь старик особенно сокрушался. В городе ему было тесно и скучно. То ли в деревне: хозяйство большое, только успевай поворачиваться. А здесь сиди да сиди, у подъезда или на диване, так разницы нет особой. По первости дедуля пытался готовить. Он в молодости на флоте коком служил. Но невестка ругалась, что от его готовки больше грязи, чем толка. Да и блюда все слишком простые и жирные, ей такие нельзя. А еще вечерами Злата частенько орала на дедуля, что воду неплотно закрыл, что одежду не так повесил, и еще по тысяче бытовых мелочей. Лена, которая жила за стеной, слышала ее голос, будто из соседей комнаты. Стены тонкие, хоть и стоят квартиры как крыло от самолёта. Правда у Лены была не такая большая и роскошная как у соседей. Две комнаты на троих и простенький ремонт. Покупали со вторым мужем, денег было в обрез, экономили на всем. Думали, вот Ника родится, Лена выйдет на работу, и тогда уж обустроятся как следует. Однако оказалось, что счастье лишь показалось. После рождения дочки муж начал часто задерживаться вечерами, ругался на Лену, что в своем доме чувствует себя как в тюрьме. Что сын Лены от первого брака его ненавидит. Что сама Лена уделяет детям больше времени, чем любимому мужчине. Женщина, уставшая от забот, работы и вечных претензий уже начала сомневаться, точно ли этот мужчина ее любимый. И в разгар очередного скандала крикнула:
-Не нравится - не держу! Дверь открыта!
После чего тогда еще муж вдруг резво начал собирать вещи в их старый чемодан. Через пару часов Лена осталась одна с двумя детьми. Все, что нажила в двух счастливых браках. На глаза навернулись слезы, но в кухню вбежала малышка Ника. Она играла с машинкой брата и порезала пальчик острым железным краем. Истерику пришлось отложить и заняться дочкой. Пока промыла, пока заклеила, пока поцеловала воздушные кудряшки, вернулся сын от одноклассника. Надо ужин готовить. Жизнь мамы - она такая - даже пострадать по неудавшейся любви толком некогда.
-Ладно, Матвей Степанович, побегу я, у меня и без мужа забот полон под, - Лена перекинула пакет в другую руку, - всего хорошего.
-Давай хоть продукты донесу. Муж из меня не получится, а помочь я еще способен, - старичок перехватил ее ношу и пошаркал к подъезду. Лена следом, испытывая смущение и облегчение одновременно. У нее последнее время постоянно ныли запястья от неудобной клавиатуры на работе. А сумки добавляли неприятных ощущений.
-Спасибо, Матвей Степанович, - искренне поблагодарила она возле двери, - только неудобно как то…
-Неудобно мужикам должно быть, когда женщина сама тяжести таскает. А я какой никакой, но мужик еще. Бывай, соседка.
-Где они эти мужики, которым неудобно? Вон бывший платит шесть тысяч в месяц на сына и спит спокойно. Думает, что откупился от ребенка. А какие слова говорил… эх.. толку то… перевелись мужики, вот и весь сказ.
В тот вечер Лена возвращалась домой поздно. Задержалась на работе, потом опоздала на автобус. Прибежала в садик за Никой, там уже и свет погасили, один сторож остался и дочь рядом с ним на лавочке. Потом за сыном в школу, будь она неладна, эта вторая смена. Обычно их встречал папа соседа по парте, но сосед заболел, а одному Мирону ходить по темноте она не разрешала.
-Мам, я сменку потерял, - опустил глаза сын, выйдя на крыльцо.
-Как потерял? Где? Новые же кроссовки! -ахнула женщина, - везде искал?
-Везде. Прости.. я нечаянно.
-И что мне теперь с этим делать? Нечаянно в чем ходить теперь будешь? Три тысячи коту под хвост! Эх, Мирон! Ну когда ты станешь хоть немного ответственным?
-Я же сказал, что не виноват. Может, кто то решил пошутить и спрятал, а ты сразу меня начинаешь ругать, - начал огрызаться мальчишка.
-Надо думать, с кем дружишь. У меня бы таких друзей не было! - буркнула Лена и ускорила шаг, пытаясь придумать, где взять денег на новую пару.
-Добрый вечер, милое семейство! - раздался голос из темноты возле подъезда. Фонарь опять не горел.
-Кто здесь? - недовольно спросила женщина, не настроенная на светские беседы.
-Сосед, кто же еще. А вы чего такие хмурые? Случилось чего?
-Да вот, оболтус кроссовки потерял. Да и день выдался такой, что врагу не пожелаешь. И еще не закончился. С Никой стишок надо учить в садик, с этим вот уроки, потому что он сам ничего делать не будет, а еще ужин откуда то взять и денег на новую сменку. И нервов моток, - выдала все, что наболело она соседу. Хорошо ему, сиди себе день и ночь да лясы точи.
Сын включил телефон и Лена заметила рядом с Матвеем Степановичем на лавке небольшую сумку.
-А Вы никак путешествовать собрались на ночь глядя? - поинтересовалась она.
-Да.. тут такое дело... невестка из дома выгнала.. вот и сижу. Куда идти? Не на вокзал же. Дома у меня нет. Сын в командировке, - грустно сообщил дедушка.
Лене стало стыдно. Ее беды оказались какие то смешные. Тут человеку ночевать негде. Они, конечно, плохо ладили со Златой, но чтоб на улицу старого человека?
-Как же она выгнала? Это ж и Ваш дом тоже. Не могла она...
-Может, и не могла. Только вон вещи покидала в сумку и говорит : "чтоб ноги Вашей в нашем доме не было, один вред от Вас, одни хлопоты. Идите, говорит, хоть в дом престарелых, так таких принимают". Но я сам виноват. Я полы хотел протереть, и вазу уронил. А она разбилась.
-Из за вазы человека на мороз? Ну, извините, это уж слишком! - возмутилась Лена.
-Да-да, мама, то ли дело за кроссовки, - ехидно вклинился сын.
-А ты молчи! Тебя из дома не выгоняли! Надо что-то сделать. Давайте я пойду, поговорю. Нельзя так! Это ж немыслимо! Мы же не пещерные люди в самом деле! Сыну давайте позвоним!
-Не надо, Леночка. Ругать меня будут, что я сор из избы выношу. Что позорю их перед людьми. Может и правда мне в приют какой податься? А что, и там люди живут, - грустно проговорил сосед, снова опускаясь на скамейку, - мешаю я им, сам вижу. Под ногами путаюсь. Ладно, бегите домой, холодает, нечего детей морозить. А с кроссовками ты не переживай. Вот, держи. Купи парню, какие захочет. И малышке подарок от старика Матвея. Больше то уж не свидимся. Хорошая ты женщина, дай Бог тебе всего! - дедушка порылся в кармане и вложил в руку Лене свернутые бумажки.
-Что это? Не возьму, даже не давайте. Не хватало еще по соседям побираться.
-Возьмешь, - строго произнес старик, сжимая ее ладонь, - я от сердца, от такого не отказываются. Мне они все равно без радости, а тебе нужны. Кто ж виноват, что перевелись мужики на земле и бедной бабе помочь некому?
-А знаете что? Пошли ко мне! - выпалила Лена, - вон с этим оболтусом спать будете в комнате, так диван есть . Считайте, что сняли его у меня, раз я деньги взяла.
-Скажешь тоже! Что люди то подумают ?
-А что, мама права! - вмешался сын, - идемте к нам, места всем хватит. У меня никогда дедушки не было, а я всегда хотел. Вы в шашки играть умеете?
-А то! И в Чапая, и в поддавки.
-Значит, уживемся, - мальчишка взялся рукой за ручку сумки и потянул за собой. Дедушка неуверенно последовал за ним.
Лена распахнула дверь:
-Добро пожаловать! В тесноте, да не в обиде.
Старик робко перешагнул порог.
-Неудобно. А узнает кто?
-Скажем, что Вы, дедушка Матвей, за мной ухаживаете. А чего, я дама свободная, не считая вот этих двух. Все, хватит разговоров, дел еще невпроворот.
-Так давай помогу. Хочешь, ужин сготовлю? Если ты такое ешь, конечно.
-Я всякое ем, лишь бы не ползало, - засмеялась Лена.
-Я лук не ем, - вклинился сын.
-Тогда пошли за мной, кухню покажешь, чтоб я лук сослепу не взял. Макароны по флотски готовить будем. Знаешь такие?
И они исчезли в узком проходе. Лена выдохнула, не до конца веря, что кто-то за нее сейчас приготовит поесть. О таком она и мечтать не могла. Незаметно развернула деньги и пересчитала - двадцать тысяч! Тут на все хватит и еще останется.
-Мам, давай стишок учить? - подкралась к ней Ника.
-Давай, солнце мое, - весело отозвалась Лена, на душе у которой враз стало светлее и теплее.
-Я не солнце, я снежинка, - важно поправила дочь, - читай, - она хитро скосила глаза и прижалась к матери щекой, - а платьице снежинки ты мне купишь? С пышной юбкой? Как у Милы?
-Куплю, конечно куплю. Что за снежинка без пышной юбки.
Из кухни потянулись аппетитные запахи чего то вкусного.
-Мам, идите, все готово, - гордо сообщил сын, выглядывая из дверей.
-И ты готовил?
-И я!
Лена потрепал вихрастую макушку, с благодарностью перевела взгляд на соседа:
-Спасибо! Мне это просто необходимо было. А то все одна и одна.
-А я знаешь, понял, почему ты не замужем. Сердце у тебя такое большое и чистое, что мужчин нынче, достойных такого подарка, мало осталось. Вот и ходите вы разными дорогами, земля то большая. Хочешь, завтра Нику из садика заберу? Чтоб даром хлеб не есть? Пока муж твой будущий запаздывает.
-У Вас же нога больная. А до садика два квартала. Да и какой хлеб? Сами все приготовили, еще и денег дали. На такие деньги можно целую квартиру снять. А не диван.
-Так я потихоньку пойду, куда спешить. Я, если не торопиться, куда хочешь дойду. Просто дел не было. А старый человек без дела чахнет. И посижу с ней, и погуляю.
-А вечером мы опять ужин будем делать, да, дед Матвей? - затараторил Мирон, - я котлеты хочу. Такие с корочкой.
-Будут тебе котлеты, - подмигнул старик.
-А я то что делать стану? - второй раз за вечер засмеялась Лена, - отдыхать что ли?
-Варежки мне наконец свяжешь, я тебя сто лет уже прошу, - Мирон опустошил тарелку и пошел за добавкой. У него было отличное настроение. Боялся, кто за стенку ругать мать весь вечер будет, а оно вон как обернулось.
Человеку нужен человек,
Чтобы пить с ним горьковатый кофе,
Оставаться рядом на ночлег,
Интересоваться о здоровье.
Чтобы улыбаться просто так,
Чтоб на сердце стало потеплее,
Чтобы волноваться: «Там сквозняк!
Обувай-ка тапочки скорее».
Человеку нужен человек,
Позвонить ему, послушать голос:
«А у нас сегодня выпал снег.
Как ты без меня там? Беспокоюсь!»
Чтобы был приятель, друг, сосед
И еще сопящая под боком,
Без которой счастья в жизни нет,
Без которой очень одиноко... (с.)
Конец.