Найти в Дзене

Писцы и монахи в Центральной Азии и в Монголии: кем они были?

Писцы и монахи  вместо сказителей и шаманов  Еще до формирования государства существовало некоторое разделение труда между носителями «светской» и «религиоз­ной» традиции.  Представителями определенной области миро­воззрения и соответствующей ему практики служили шаманы, задача которых состояла в установлении связи с отошедши­ми в иной мир предками и в обеспечении благосклонности или невмешательства злых и добрых духов.  «Светские» преда­ния, историю семьи, рода или племени, подвиги былых героев и жития славных предков хранила память сказителей. Их ма­стерство также обладало некоторыми «религиозными» чертами:  например, бурятские охотники считали, что удачной охоте спо­ собствует пение религиозных былин. Не исключена и возмож­ность того, что две функции — шаманская и сказительская — ес­ли и не восходят к общему корню, то неоднократно переплета­лись. Для хранения родовых или племенных преданий (историче­ских, мифологических, обрядовых, бытовых) было достаточно человеческой памяти.

чтение сутр
чтение сутр

Писцы и монахи 

вместо сказителей и шаманов 

Еще до формирования государства существовало некоторое разделение труда между носителями «светской» и «религиоз­ной» традиции. 

Представителями определенной области миро­воззрения и соответствующей ему практики служили шаманы, задача которых состояла в установлении связи с отошедши­ми в иной мир предками и в обеспечении благосклонности или невмешательства злых и добрых духов. 

«Светские» преда­ния, историю семьи, рода или племени, подвиги былых героев и жития славных предков хранила память сказителей. Их ма­стерство также обладало некоторыми «религиозными» чертами: 

например, бурятские охотники считали, что удачной охоте спо­ собствует пение религиозных былин. Не исключена и возмож­ность того, что две функции — шаманская и сказительская — ес­ли и не восходят к общему корню, то неоднократно переплета­лись.

Для хранения родовых или племенных преданий (историче­ских, мифологических, обрядовых, бытовых) было достаточно человеческой памяти. При отсутствии письменности из поко­ления в поколение передавались большие произведения, осо­бенно стихотворные. В стихах излагали и краткие вести гонцы, о чем мы читаем в ранних монгольских хрониках. Еще недав­но память сказителей хранила целые эпопеи, среди которых встречаются и сказания в девять-десять тысяч строк, например, объем эпопеи «Абай-Гесер-хубун», записанной в 1906 г. от кудинского сказителя Маншуда Эмегейн,— 10 592 строки.

Далай-лама: объясняет значение сутр
Далай-лама: объясняет значение сутр

Кочевое государство объединило множество союзных пле­мен и покоренных народностей в военно-административную ор­ганизацию. Оно требовало общей идеологии, новых законов и создало такое большое количество новых учреждений и установ­лений на таком огромном пространстве, что для хранения всех важных сведений было необходимо введение письменности. 

Ко­чевники Центральной Азии, как правило, заимствовали чужую письменность у оседлых земледельческих народов, а если они сочиняли новую графику сами, как это произошло у киданей, то подражали знакомым им письменам соседних стран. Представ­ляется, что в Центральной Евразии и само кочевое государство возникло вследствие соприкосновения с оседлыми народами, у которых уже существовал развитой государственный строй. Ко­чевники могли заимствовать государственное устройство у дру­гого кочевого народа без непосредственного влияния оседлых культур; точно так же могла быть заимствована и письменность, нередко через посредство других кочевников.

Монастырь-Калмыкия
Монастырь-Калмыкия

Во время формирования империи Чингизидов у монголов было немало возможностей заимствовать уже готовую пись­менную систему и применить ее к родному языку. Они позна­комились с чжурчжэньской, киданьской, китайской, уйгурской, тангутской и тибетской графикой и самыми разными алфавита­ми Среднего Востока, Кавказа и Восточной Европы. Ближе, чем с другими, монголы были знакомы с уйгурским и тибетским письмом, прежде всего с уйгурским, которое являлось одной из стадий многовекового развития и дальнего странствования се­митского алфавита, дошедшего с берегов Средиземного моря до Тихого океана. Перед кочевниками, вновь достигшими полити­ческой мощи, был богатый выбор и различных идеологий. Вна­чале монгольские власти относились довольно равнодушно к чужим культам, что видно из многочисленных «высочайших указов» юаньского периода, в которых говорится о том, чтобы «буддийские, христианские и даосские духовные лица (в других грамотах упоминаются и мусульманские), не имея никаких повинностей и податей, молились небу и возносили благопожелания... Пусть в их храмах и жилищах посланцы не останавли­ ваются. Пусть подвод и продовольствия не дают. Пусть они зе­мельных и торговых сборов не дают. Подведомственных же хра­мам земель и вод, садов, мельниц, гостиниц, лавок, ломбардов, бань, людей, животных и чего бы то ни было, им принадлежа­щего, пусть никто не отнимает и не отчуждает. Насилий пусть не совершают...».

Это равнодушие выражается и в надменных словах монголь­ского владыки Ирана: «Мы, потомки Чингиз-хана, говорим: при­мем ли мы христианство или нет, мы поступим по нашей собст­венной монгольской воле и по велению одного только Вечного Неба» (письмо Аргуна римскому папе Николаю IV, 1290 г.).

Однако, видимо, культ Вечного Неба предков, шаманизм уже не соответствовали требованиям идеологии мировой державы, которой предлагали свои услуги даосские проповедники – Чингиз-хана интересовала тайна если не вечной, то по крайней мере долгой жизни, что дало возможность даосскому монаху Чан­ чуню проповедовать ему свою веру. В империи жили кон­фуцианские мудрецы, и христианские священники несторианского толка, и бойкие мусульмане, которые получили специаль­ное разрешение резать скот по своим обычаям и которые игра­ли важную роль в экономике юаньского периода, а в Иране, Средней Азии и Золотой Орде сами монголы стали яростными сторонниками ислама. Но для основной массы монголов самым мощным соперником «черной веры» предков-шаманистов стал уйгурский, вернее, тибетский буддизм, т. е. ламаизм, который постепенно занял все ключевые позиции культурной жизни.

Государство нашло в ламаизме надплеменную идеологию, а ламаизм, в свою очередь, расцветал под покровительством вла­стей и впоследствии стал господствующей религией. Так нача­лось падение эры шаманов и сказителей. Шаманы, когда-то хранители родоплеменного культа, уступали; наконец они ста­ли преследуемыми знахарями. Их функции сузились до случай­ного отвращения несчастий с помощью магии, их мир перепол­нился буддийскими элементами. Хранители устной традиции превращались в сказителей, в их песнях звучала уже не исто­рия, а лишь фольклор.

Так сформировались два разных поля письменной культуры: светское, канцелярское, и церковное, монастырское. В продол­жение семи столетий эти два поля письменности существовали всегда рядом, время от времени они частично совпадали, их межи стали расплывчатыми; нередко преобладала ламская письменность. Монастыри больше нуждались в письменности, чем государ­ство: ведь письменность служила важным орудием в распро­странении буддийского учения. 

Письменное слово пользовалось большим уважением: официальные бумаги и документы XIII— XIV вв. содержали обычно угрозу тому, кто относился к ним небрежно: «Кто не слушается, да будет наказан смертью!» или: «Разве не надо бояться тем, кто противодействует?», и текст их был нередко высечен на камне. Что касается буддий­ских писаний, достаточно упомянуть о том, что, по пятиязыч­ному буддийскому терминологическому словарю, одно из «де­сяти праведных деяний» — писать Писание.