Найти в Дзене

Центризм победил, но проиграл ли популизм? Об итогах парламентских выборов в Нидерландах

Об авторе: Анастасия Посаженникова, м.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН. 7 ноября 2025 г. в Нидерландах огласили окончательные результаты выборов во Вторую палату Генеральных штатов (нижней палаты парламента), прошедших 29 октября. Крупнейшей по числу полученных голосов избирателей стала леволиберальная партия «Демократы-66» (D66) во главе с Робом Йеттеном. Ей удалось притянуть избирателей, ранее голосовавших за другие партии, но разочаровавшихся в их политике и лидерах. Прошедшие выборы стали ярким национальным событием по целому ряду причин. Во-первых, потому что речь идет о борьбе сразу нескольких политических лагерей: в выборах участвовали 27 партий, 15 из которых уже имели по меньшей мере одно из 150 мест во Второй палате. Пестрота политического спектра – постоянная характеристика выборов в Нидерландах. Во-вторых, потому что соперничающие политические партии имеют противоположные позиции по целому ряду вопросов: от внутриполитических (как ограничить мигра
used image: Роб Йеттен (Rob Jetten), лидер победившей партии D66 // Internet
used image: Роб Йеттен (Rob Jetten), лидер победившей партии D66 // Internet

Об авторе: Анастасия Посаженникова, м.н.с. Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН.

7 ноября 2025 г. в Нидерландах огласили окончательные результаты выборов во Вторую палату Генеральных штатов (нижней палаты парламента), прошедших 29 октября. Крупнейшей по числу полученных голосов избирателей стала леволиберальная партия «Демократы-66» (D66) во главе с Робом Йеттеном. Ей удалось притянуть избирателей, ранее голосовавших за другие партии, но разочаровавшихся в их политике и лидерах.

Прошедшие выборы стали ярким национальным событием по целому ряду причин. Во-первых, потому что речь идет о борьбе сразу нескольких политических лагерей: в выборах участвовали 27 партий, 15 из которых уже имели по меньшей мере одно из 150 мест во Второй палате. Пестрота политического спектра – постоянная характеристика выборов в Нидерландах. Во-вторых, потому что соперничающие политические партии имеют противоположные позиции по целому ряду вопросов: от внутриполитических (как ограничить миграционные потоки и решить кризис жилья) до международных (какую позицию Нидерланды должны занять по конфликту в Секторе Газа).

Но на этот раз напряженность во многом достигла пика еще и потому, что разница в числе голосов, полученных леволибералами из D66 и правопопулистской, антииммигрантской Партией свободы (PVV) Герта Вилдерса, занявшей второе место, оказалась практически ничтожной – 28 тысяч из 13,5 миллионов голосов. В итоге обе партии получат по 26 мест в следующей легислатуре. Максимальный срок полномочий этого состава Второй палаты составит четыре года, если правительство не уйдет в отставку и не будут проведены новые выборы. Однако вероятность такого позитивного сценария крайне мала: из девяти правительственных кабинетов с начала XXI века в отставку ушли восемь.

Сравнение итогов выборов во Вторую палату Генеральных штатов 2023 и 2025 гг. (представлены только партии, получившие более 5 мест в 2025 г.)

Источник: составлено автором по данным Избирательной комиссии Нидерландов[1].
Источник: составлено автором по данным Избирательной комиссии Нидерландов[1].

Результаты выборов

Сравнение итогов выборов 2023 и 2025 гг. показывает, что основными победителями последних стали D66 и правоцентристская партия Христианско-демократический призыв (CDA): прирост их мандатов оказался двузначным. Благодаря положению в центре политического спектра, а также молодым, энергичным лидерам, не запятнавшим свою репутацию, этим партиям удалось привлечь избирателей, ранее голосовавших за другие политические силы[2]. Преимущественно за те, которые находились у власти в 2024–2025 гг. и не сумели, по мнению избирателей, разрешить существующие в стране проблемы.

Несмотря на молодой возраст – 38 лет, – Роб Йеттен давно известен в нидерландской политике. Пройдя традиционный путь от руководящих должностей в молодежной партийной организации D66 и места в муниципальных органах власти до политического лидера «Демократов-66», Йеттен уже входил в состав правительства – четвертого кабинета премьер-министра Марка Рютте (2022–2024 гг.), – заняв пост министра по вопросам изменения климата и энергетики. Именно в этот период по кошелькам простых нидерландцев серьезно ударило политическое решение правительства отказаться от импорта российских энергоносителей, что привело к резкому росту цен на электричество и инфляции.[3] Однако такая политика Йеттена на посту министра, по-видимому, не отразилась негативно на его репутации среди избирателей, а скорее подчеркнула его роль как проводника «прогрессивных» европейских ценностей и полной лояльности Европейскому союзу и решениям его руководителей.

Именно в качестве такой – центристской, молодой и проевропейской – альтернативы политик воспринимается избирателями. Хотя фигура Роба Йеттена не такая яркая, как, например, его главного соперника Герта Вилдерса – за сухую манеру отвечать на вопросы журналистов Йеттена даже называли «роботом»[4], – сдержанность в публичных выступлениях выгодно отличает политика на фоне конкурентов.

Прирост поддержки правой партии «Правильный ответ-21» (JA21) и крайне правого, популистского Форума за демократию (FvD) произошел преимущественно за счет перехода к ним избирателей, в 2023 г. отдавших свой голос за PVV. Впрочем, потеря партией голосов на следующих выборах после участия в правительстве традиционно характерна для нидерландской политической системы и заметна в 2025 г. для всех правящих партий. В ушедшую в отставку коалицию входили PVV, ставшая победителем выборов 2023 г., а также праволиберальная Народная партия за свободу и демократию (VVD), борющееся за права аграриев Фермерско-гражданское движение (ВВВ) и центристский Новый общественный договор (NSC).

Несмотря на значительное ослабление позиций PVV, вряд ли корректно полагать, что «популистский тренд» в Нидерландах исчерпал себя. Хотя представительство двух популистских партий во Второй палате несколько снизилось по сравнению с 2023 г. – с 40 до 33 мест из 150, – это обстоятельство вряд ли стоит считать показателем долгосрочного тренда. Во-первых, несмотря на формальное поражение, эта партия заняла второе место по числу голосов с совсем небольшим отставанием и получила столько же мандатов, сколько победитель. Во-вторых, укрепила свои позиции другая популистская партия FvD. В-третьих, популистский политический стиль, а также пункты программ популистских партий характерны и для других политических сил.

В том числе элементы популистского стиля характерны и для партий, находящихся наиболее близко к центру политической системы – правоцентристской CDA и левоцентристской D66, – чем и обусловливается роль фигуры лидеров в привлечении голосов. Центристские силы действительно укрепили свое представительство во Второй палате (с 14 в 2023 г. до 44 мест в 2025 г.), однако не благодаря собственно центристским лозунгам – так, например,  Йеттен выступает за строительство десяти новых крупных городов, чтобы разрешить проблему нехватки жилья.[5] Важность личности, а не каких-либо пунктов предвыборной программы, есть характерная черта популизма.

Интригу выборам добавляло и то, что на протяжении предвыборной кампании партии-лидеры неоднократно менялись, а предсказать победу D66 еще за неделю до дня голосования было невозможно. Это связано с тем, что около половины избирателей в Нидерландах определяются с выбором в последний момент – последние сутки или даже непосредственно в кабинке для голосования. Это обстоятельство подчеркивает карнавализацию политического процесса. Последний представляет собой нарочито медийные обвинения политиками друг друга во лжи или неполиткорректности высказываний вместо обсуждения решений проблем, важных для простых нидерландцев[6].

В преддверии выборов

За последние пять лет состав нижней палаты парламента обновляется уже в третий раз. Предыдущие выборы состоялись лишь два года назад, 22 ноября 2023 г. Как и тогда, последние выборы были проведены потому, что правящая коалиция распалась из-за разногласий по миграционной политике[7].

Непосредственным импульсом к проведению выборов в июне 2025 г. стал выход из правительства PVV. Партия Вилдерса заявила, что не намерена сотрудничать с партнерами, которые отказываются принять ее предложения по резкому ужесточению политики в области миграции и предоставления убежища.[8] Уже в августе правительство покинула и социал-центристская NSC, выступившая за решительное осуждение политики Израиля на Ближнем Востоке, но не нашедшая поддержки у двух оставшихся партий.[9] Так, менее чем год спустя после принесения присяги, из четырех правящих партий в кабинете министров остались лишь две – праволибералы из VVD и аграрии из BBB – на этом фоне неудивительно разочарование избирателей в отсутствии реальных результатов работы правительства.

Эти вопросы – проблемы мигрантов и беженцев и ближневосточная политика, – а также дефицит жилья (составляющий около 400 тысяч домов) стали основными для предвыборной кампании. Так, например, партии VVD и JA21 выступают за снижение числа центров приема беженцев в стране, принудительное распределение беженцев по муниципалитетам и ужесточение правил пребывания в стране в целом. PVV стремится полностью прекратить предоставление убежища в Нидерландах. Другие партии, такие как GL/PvdA и D66 настаивают на «человечности» и улучшении условий приема беженцев.[10] Также PVV традиционно во всех вопросах стоит на стороне Израиля, в то время как левые партии – например, блок «Зеленые левые»/Партия труда – выступают за введение дополнительных санкций в отношении этой страны.[11] Чтобы разрешить кризис жилья, D66 предлагает масштабную кампанию по строительству новых городов, в том числе на месте фермерских хозяйств, что резко противоречит взглядам BBB. Некоторые другие партии предлагают переоборудовать существующие нежилые здания под многоквартирные дома – например, «Зеленые левые»/Партия труда предлагают сделать это с офисными помещениями, чему противостоит JA21, защищающая интересы предпринимателей.[12]

Партийно-политическая система в Нидерландах крайне фрагментирована в силу исторических причин. Если до 1960-х гг. политическое представительство имели четыре крупные религиозно-мировоззренческие группы (католики, протестанты, либералы и социалисты), то в 60-е годы множество социальных течений, наложившихся на ценности толерантности и компромисса, привели к появлению новых сил (в частности, и партии D66, названной по году ее создания). Кроме того, во Второй палате отсутствует избирательный барьер и по правилам пропорциональной системы число мест, получаемых фракцией, прямо пропорционально доле нидерландцев, проголосовавших за нее. Так, в парламенте, как правило, довольно много фракций – в новом составе их будет 15. Кроме того, зачастую сразу несколько партий получают от одного до пяти мест – по итогам последних выборов таких фракций будет восемь. Из-за того, что у многих партий мало мест, им тяжело сформировать коалицию, которая бы могла опираться на большинство во Второй палате, то есть, по меньшей мере, на 76 из 150 депутатов Генеральных штатов. Таким образом, процесс формирования коалиции обещает быть тяжелым и на этот раз.

Что дальше?

По сложившейся политической традиции, первой шанс сформировать коалицию предоставляется лидеру крупнейшей партии, то есть Робу Йеттену из D66. Сейчас, по данным СМИ, прорабатываются следующие комбинации: правоцентристская коалиция D66 + VVD + CDA + JA21 и «большая коалиция» (то есть включающая как правые, так и левые силы) D66 + VVD + CDA + GL/PvdA.[13] Но у первой всего 75 мест, что недостаточно для устойчивого большинства, а партии «большой» коалиции слишком сильно расходятся во мнениях по множеству вопросов, что делает её чересчур хрупкой.

Когда состав коалиции будет определен, начнутся переговоры о ее будущих политических шагах и о кандидатурах министров. Этот процесс может занять неограниченное количество времени: рекордное на настоящий момент формирование кабинета в 2021-2022 гг. заняло 299 дней.[14] Учитывая существующие разногласия, этот рекорд вполне может быть побит.

О будущем коалиционном правительстве Нидерландов многое остается неизвестным. Однако вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что в его состав не войдет партия PVV. Отказ Герта Вилдерса пойти на компромисс, вследствие чего правительство ушло в отставку, заставляет партии опасаться повторения такой ситуации и потому исключать PVV из числа возможных партнеров[15].

Тем не менее, PVV существует почти два десятилетия (с 2006 г.) и является полноценной частью нидерландского политического истеблишмента. Большую часть своей истории она оставалась в оппозиции, и такое положение дел позволяет наиболее эффективно использовать основной ресурс партии – харизму ее бессменного лидера Герта Вилдерса. Существование PVV невообразимо без ее создателя – неслучайно формально в партии всего один член. Так, можно с уверенностью утверждать, что Вилдерс не последует примеру Франса Тиммерманса, оставившего пост лидера блока GL/PvdA сразу после оглашения результатов выборов[16].

Хотя победа D66 неожиданна, она лишь подтверждает тренд на неопределенность избирателей, связанную с разочарованием в политической системе в целом и с тем, что огромное число политических сил не позволяет эффективно оценить альтернативы. Поэтому так важны фигуры лидеров партий, в частности, глава D66 Роб Йеттен. Возможно, ему удастся преодолеть глубокие разногласия между партнерами по коалиции – а таковые, несомненно, будут существовать независимо от состава правительства.

Примечания:

[1] Kiesraad: Uitslag Tweede Kamerverkiezing betrouwbaar. Kiesraad. 07.11.2025. URL: https://www.kiesraad.nl/actueel/nieuws/2025/11/7/kiesraad-uitslag-tweede-kamerverkiezing-betrouwbaar.
[2] The gain of political style: how Jetten and Bontenbal made the difference. Universiteit Leiden. 05.11.2025. URL: https://www.universiteitleiden.nl/en/news/2025/11/the-gain-of-political-style-how-jetten-and-bontenbal-made-the-difference.
[3] Цена за газ в Нидерландах стала самой высокой в Европе. Коммерсант. 10.08.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5503735.
[4] De weg naar het Torentje van 'klimaatdrammer' Jetten: mogelijk jongste premier van Nederland. RTL. 30.10.2025. URL: https://www.rtl.nl/nieuws/politiek/artikel/5536331/wie-rob-jetten-mogelijk-de-jongste-premier-van-nederland.
[5] Woonkieskompas: Grote verschillen in aanpak wooncrisis. Woonbond. 30.09.2025. URL: https://www.woonbond.nl/nieuws/grote-verschillen-tussen-politieke-partijen-in-aanpak-wooncrisis/.
[6] Hakhverdian A., van der Meer T., De Hingh V. Verzuiling, ontzuiling en fragmentatie. De Correspondent. 22.02.2021. URL: https://decorrespondent.nl/12117/waarom-kiezers-wel-trouw-blijven-aan-hun-standpunten-maar-niet-aan-partijen/8ca38854-0cb5-07f3-2200-03730022f250.
[7] Kabinet-Rutte IV valt over maatregelen tegen asielinstroom. Parlement.com. 07.07.2023. URL: https://www.parlement.com/nieuws/202307/kabinet-rutte-iv-valt-over-maatregelen-tegen-asielinstroom.
[8] Kabinet-Schoof gevallen. Parlement.com. 04.07.2025. URL: https://www.parlement.com/nieuws/202506/kabinet-schoof-gevallen.
[9] NSC-bewindslieden uit kabinet-Schoof getreden. Parlement.com. 23.08.2025. URL: https://www.parlement.com/nieuws/202508/nsc-bewindslieden-uit-kabinet-schoof-getreden.
[10] Wat zijn de standpunten van politieke partijen over het asielbeleid? Vluchtelingenwerk. URL: https://www.vluchtelingenwerk.nl/nl/standpunten-politieke-partijen-asielbeleid-2025.
[11] Kabinet onder vuur in debat over oorlog in Gaza, Kamer verdeeld over rol die Nederland kan spelen. De Volkskrant. 13.05.2025. URL: https://www.volkskrant.nl/politiek/kabinet-onder-vuur-in-debat-over-oorlog-in-gaza-kamer-verdeeld-over-rol-die-nederland-kan-spelen~b3093374/.
[12] Woonkieskompas: Grote verschillen in aanpak wooncrisis. Woonbond. 30.09.2025. URL: https://www.woonbond.nl/nieuws/grote-verschillen-tussen-politieke-partijen-in-aanpak-wooncrisis/.
[13] Live formatie: Verkenner Koolmees verwacht geen nieuw kabinet voor Kerst. De Volkskrant. URL: https://www.volkskrant.nl/politiek/live-formatie-verkenner-koolmees-verwacht-geen-nieuw-kabinet-voor-kerst~b4e68858/.
[14] Kabinetsformatie 2021-2022. Parlement.com. URL: https://www.parlement.com/kabinetsformatie-2021-2022.
[15] VVD-leider Yesilgöz wil niet nog een keer samenwerken met 'onbetrouwbare' PVV. NU.nl. 09.06.2025. URL: https://www.nu.nl/politiek/6358607/vvd-leider-yesilgoz-wil-niet-nog-een-keer-samenwerken-met-onbetrouwbare-pvv.html.
[16] Timmermans stopt als leider GL-PvdA, ‘leiding aan volgende generatie’. BNR. 29.10.2025. URL: https://www.bnr.nl/nieuws/nieuws-politiek/10586445/timmermans-stopt-als-leider-gl-pvda-leiding-aan-volgende-generatie.