Найти в Дзене
CINEMA

Забытые советские кинокомедии от режиссёра легендарного «Золотого телёнка» с Сергеем Юрским

В истории советского кинопроката было немало примеров, когда интересные и достойные картины проходили мимо массового зрителя. Иногда это был результат административных решений, когда фильм если не запрещали, то выпускали в ограниченный прокат вне больших городов. А иногда фильм, как говорится, «не заходил» зрителям в год премьеры, и прокат с полупустыми залами сворачивали досрочно. Но потом проходили годы, об этом фильме вспоминали, и он, наконец, находил своих зрителей. Один из таких советских режиссёров, чья карьера сочетала громкие успехи и странные провалы - Михаил Абрамович Швейцер. Я кратко расскажу о его фильмографии и о двух чеховских комедиях, которые режиссёр считал «занозами в своём сердце». А также о том, почему сегодня эти фильмы выглядят иначе, чем в семидесятые годы, когда они вышли на экраны. Швейцер впервые громко заявил о себе в конце 1955 года кинодрамой «Чужая родня». Для 35‑летнего режиссёра это был первый самостоятельный фильм, и он оказался успешным, так как ка

В истории советского кинопроката было немало примеров, когда интересные и достойные картины проходили мимо массового зрителя. Иногда это был результат административных решений, когда фильм если не запрещали, то выпускали в ограниченный прокат вне больших городов. А иногда фильм, как говорится, «не заходил» зрителям в год премьеры, и прокат с полупустыми залами сворачивали досрочно. Но потом проходили годы, об этом фильме вспоминали, и он, наконец, находил своих зрителей.

Один из таких советских режиссёров, чья карьера сочетала громкие успехи и странные провалы - Михаил Абрамович Швейцер. Я кратко расскажу о его фильмографии и о двух чеховских комедиях, которые режиссёр считал «занозами в своём сердце». А также о том, почему сегодня эти фильмы выглядят иначе, чем в семидесятые годы, когда они вышли на экраны.

Актёр Леонид Куравлёв и режиссёр Михаил Швейцер на съёмках фильма "Золотой телёнок" (1968).
Актёр Леонид Куравлёв и режиссёр Михаил Швейцер на съёмках фильма "Золотой телёнок" (1968).

Швейцер впервые громко заявил о себе в конце 1955 года кинодрамой «Чужая родня». Для 35‑летнего режиссёра это был первый самостоятельный фильм, и он оказался успешным, так как картина вошла в число лидеров проката 1956 года.

В 1956 году по сценарию Тендрякова Швейцер снял социальную драму «Тугой узел», известную ранее под названием «Саша вступает в жизнь». Фильм получил хорошие отзывы критиков, но зритель принял его очень сдержанно. И триумфа, как с «Чужой роднёй», в этот раз не случилось.

Дальше у Швейцера были уже более удачные фильмы: «Мичман Панин», «Воскресение», «Время, вперед!», и, наконец, самый заметный коммерческий успех режиссёра: кинокомедия «Золотой телёнок» 1968 года с Сергеем Юрским в главной роли.

"Золотой телёнок" (1968).
"Золотой телёнок" (1968).

Картина Швейцера по знаменитому роману Ильфа и Петрова и сегодня является одной из лучших экранизаций этого литературного произведения. Сошлось всё: замечательный сюжет, великолепный ансамбль актёров (Юрский, Евстигнеев, Куравлёв, Гердт и др.) и, конечно же, прекрасная режиссура. Так что успех фильма был закономерен.

После этого триумфа Швейцер завоевал доверие киночиновников, и ему позволили самому выбрать сценарий для следующего кинопроекта. И тогда режиссёр решил реализовать свою давнюю студенческую мечту — снять фильм по рассказам Чехова.

Позже Швейцер говорил, что ещё студентом во ВГИКе удивлялся: почему по рассказам Чехова снимают так мало фильмов? Толстого, Достоевского, Гоголя экранизируют часто, а Чехова редко. Поэтому в 1969 году, будучи уже признанным режиссёром, он взялся за фильм «Карусель», сценарий которого состоял из подборки ранних юмористических рассказов Антона Чехова. Фильм вышел на экраны в 1970 году и остался незамеченным зрителями.

"Карусель" (1970).
"Карусель" (1970).

Хотя на первый взгляд всё было идеальным: великолепные тексты Чехова, профессиональная сценарная работа, блистательный актёрский состав (Владимир Басов, Евгений Леонов, Леонид Куравлёв, Вячеслав Тихонов и др.). Однако фильм прошёл незамеченным. И критики, и зрители не дали ему должной оценки. По сути, фильм провалился и стал болезненным ударом по самолюбию режиссёра.

"Карусель" (1970).
"Карусель" (1970).

Через много лет Швейцер признался журналистам: он надеялся, что «Карусель» станет его «лебединой песней» и лучшим фильмом в карьере. Ведь, по его мнению, этот фильм интереснее, тоньше и изысканнее, чем «Золотой телёнок». Но коллеги и зрители почему-то это не заметили.

"Карусель" (1970).
"Карусель" (1970).

Тем не менее Швейцер не успокоился и через несколько лет после того, как снял фантастический фильм «Бегство мистера Мак-Кинли», опять вернулся к теме ранних чеховских рассказов и в 1977 году снял ещё одну кинокомедию - «Смешные люди!».

"Смешные люди!" (1977).
"Смешные люди!" (1977).

По его же словам, он тщательно проанализировал промахи первого чеховского фильма и провёл работу над ошибками. Но история, увы, повторилась.

"Смешные люди!" (1977).
"Смешные люди!" (1977).

На приёмке члены худсовета смеялся и хвалили режиссёра. Критики тоже отметили высокий художественный уровень картины. На закрытой премьере приглашённые гости после окончания стоя аплодировали.

"Смешные люди!" (1977).
"Смешные люди!" (1977).

Но зрители в кинотеатрах фильм не приняли. А ведь именно зрители были главными судьям для режиссёра. И это был второй болезненный удар. Даже более тяжёлый, чем первый.

"Смешные люди!" (1977).
"Смешные люди!" (1977).

Позже Швейцер снял замечательные фильмы по классическим произведениям: «Маленькие трагедии» с Высоцким, «Мёртвые души» с Калягиным, «Крейцерова соната» с Янковским, но к творчеству Чехова он больше не возвращался.

"Смешные люди!" (1977).
"Смешные люди!" (1977).

С моей точки зрения, есть три основные причины этих неудач чеховских фильмов Швейцера.

1. Рассказы Чехова гениальны не своими сюжетами, а особым лаконичным и очень точным языком изложения. И не только диалогов персонажей, но в первую очередь описанием мизансцен. Писатель мог одним-двумя предложениями сразу создать нужное настроение у читателя. А такое экранизировать невозможно. Это одно и тоже, что сыграть на сцене какой-нибудь народный анекдот, в котором юмор заключается именно в языке повествования, а не в сюжете. И, с моей точки зрения, именно поэтому рассказы Чехова так редко экранизируют по сравнению с другими русскими классиками.

2. Опережение эпохи. Вспомним, что многие театральные пьесы Чехова проваливались на премьерах. Лишь позже, через несколько лет, зрители по достоинству оценивали творчество писателя. И сегодня абсолютно все пьесы Чехова считаются признанной классикой.

В кинематографе подобное тоже случается. Особенно с уже знаменитыми режиссёрами. Иногда стиль повествования, юмор или режиссёрская интонация не совпадают с ожиданиями зрителя в момент премьеры. Такие фильмы «созревают» позже и лишь потом находят своих поклонников.

"Смешные люди!" (1977).
"Смешные люди!" (1977).

3. В годы премьер чеховских фильмов Швейцера (1970 и 1977) режиссёру приходилось конкурировать с другими замечательными картинами, которые сегодня входят в Золотой фонд отечественного кино.

В 1970 году состоялись премьеры таких легендарных советских фильмов, как «Освобождение», «Белое солнце пустыни», «Опасные гастроли», «Посол Советского Союза», «Судьба резидента», «Начало», «Влюблённые» и др. Фильмы самых разных жанров и на любой вкус. Возможно поэтому тонкую иронию Чехова многие тогда не заметили и не оценили.

В 1977 году в числе лидеров проката были такие киноленты, как «Аты–баты, шли солдаты...», «Розыгрыш», «Сладкая женщина», «Белый Бим – Черное ухо», «Золотая речка» и др. И опять фильмы на любой вкус: драмы, комедии, детективы и приключения. Возможно, комедия по рассказам Чехова опять не вписывалась в этот ряд. Чеховский юмор и пластика могли казаться устаревшими или, напротив, слишком тонкими для зрителей тех лет.

И вот прошли десятилетия. Зрители стали другими. Современная публика более свободна в смысле ожиданий от экранизаций классики. Поэтому фильмы Швейцера выигрывают при повторном просмотре. Проверьте это сами. И «Карусель» и «Смешные люди!» сегодня играют новыми красками чеховской иронии. К тому же появляется возможность увидеть выдающихся советских актёров в редких ролях.

Если вы никогда не видели «Карусель» или вторую чеховскую комедию Швейцера — начните с них. Посмотрите их как зритель XXI века: обратите внимание на ритм, на актерские нюансы, на сценографию и на то, как режиссёр работает с текстом Чехова. А тем, кто видел эти фильмы полвека назад, я настоятельно рекомендую пересмотреть: они звучат иначе в свете сегодняшней жизни.

Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.

____________

____________

Если статья была интересной кликните 👍