Впервые балет на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада» был представлен Париже в 1910 году во время "Русских сезонов".
И вот спустя 100 лет балет впервые показали на сцене Большого театра.
Я побывала на генеральном прогоне спектакля. Идти, честно говоря, не собиралась. Но увидев на классе Владислава и Екатерину, поняла что они будут проходить утреннюю репетицию. В общем...
Но сначала немного из истории балета.
Идея поставить балет на музыку симфонической поэме "Шехеразада" Римского-Корсакова принадлежала Сергею Дягилеву. Он же предложил убрать третью часть музыкального произведения. В своих воспоминаниях "летописец Русских сезонов" Сергей Григорьев пишет: «Тут он сделал на минуту паузу, затем продолжил: "Я лишь сомневаюсь в третьей части, которая для танца не подходит и вообще не очень интересна"». Для того чтобы убедить в своей правоте присутствующих, Дягилев даже вынужден был проиграть музыку вместе с Вальтером Нувелем в четыре руки. Фокин вынужден был признать, что Дягилев прав.
Дальше Григорьев вспоминает:
"Тема, которая послужила основой симфонической поэмы Римского-Корсакова, не слишком годилась для балетного сюжета. Бенуа попытался сымпровизировать новую версию, и все мы бросились давать советы. Вспоминаю, как Бакст вспрыгнул на стул и, жестикулируя, показывал, как слуги Шаха режут всех на куски: «Всех! Его жен и, главное, негров-любовников!». Но несмотря на наши совместные усилия, в основном был использован сюжет Бенуа. Тем не менее Дягилев почему-то упорно приписывал его Баксту, что позже привело к его ссоре с Бенуа".
"После завершения работы над «Жар-птицей» Фокин приступил к «Шехеразаде». Для облегчения его задачи Дягилев попросил Софью Федорову приехать из Москвы заранее, чтобы с Верой Фокиной и Е. Поляковой отрепетировать важное трио. Фокин заставил их сидеть на полу, используя в движении только руки, голову и верхнюю часть тела. Идея была абсолютно нова и изрядно смущала танцовщиц: они не представляли себе, что танец может начинаться таким образом. Однако они воспрянули духом, когда им позволили встать и продолжить номер, как было принято. Так началось создание знаменитого балета «Шехеразада». Благодаря мелодичной музыке Римского-Корсакова работа шла, естественно, легче, чем над «Жар-птицей», и перед танцовщиками стояла сравнительно простая задача. В то время Фокин был воодушевлен и трудился весьма плодотворно. Он творил с чрезвычайной легкостью и, почти не используя сложных движений, умудрялся создавать замечательные комбинации и для солистов и для ансамблей. Всех поражали богатство его воображения и неисчерпаемая энергия".
"Шехеразада" была признана великолепным спектаклем. Известный французский критик Р.Брюссель писал, что
"М. Фокин вложил в нее все лучшее, что было присуще его бесспорному таланту. Те же самые возгласы, которыми в прошлом году приветствовали вакханалию в "Клеопатре", в этом году приветствовали оргию в "Шехеразаде", и в этих гармоничных переходах линии, в этих выразительных группах, в этих позах и жестах, каждый из которых имеет свое значение в этой суматохе и затишье, в этих раздраженных вспышках насилия и выразительном молчании, трудно различить таланты стольких интерпретаторов. "Шахерезада", несомненно, одно из самых красивых зрелищ, возможно, самое красивое из тех, что предлагали нам русские".
В общем... Я не соглашусь с теми, кто считает "Шехеразаду" "нафталином". А такие есть. Мое мнение - балеты Фокина должны идти на сцене Большого театра.
Честно говоря, когда шла сегодня на прогон, у меня были некоторые опасения, связанные с тем, что Крысанова невысокая. Все помнят, что первой исполнительницей партии Зобеиды была Ида Рубенштейн, обладающая необычайно высоким ростом. Но и Катя и Влад были великолепны. На мой взгляд - это лучший состав текущего блока. Возможно в этом есть некоторая предвзятость. Но с другой стороны... и это между нами, мне Крысанова не во всём нравится ))) А тут... шикарная Зобеида.
Да и в целом балет в исполнении артистов БТ мне понравился. За исключением, пожалуй, рабов. Не произвели они на меня совсем никакого впечатления. Я их даже и не заметила. Невольно сравнивала с увиденной несколько лет назад "Шехеразадой" в исполнении артистов театра Н.Сац. Там исполнители этой партии были значительно ярче и интереснее.
Ну и, честно говоря, мешал, гуляющий по сцене руководитель балета. Я же прогон смотрела. А раз прогон, считайте репетиция, то место МХ на сцене. Не натанцевался, видимо, в свое время. )))
P.S. Кстати... Вечером я была на другом прогоне, как раз в театре Н.Сац. Разговорились со знакомой. И вот что интересно.
Я всегда изначально любой спектакль смотрю с позиции нравится - не нравится. Цепляет или нет. А уже потом, в зависимости от различных факторов, начинаю копаться в деталях: тут мизинец правой ноги не дотянул, там левый глаз не в ту сторону посмотрел и т. д. В общем, если танцуют с настроением, с душой, то и на мелкие погрешности глаза сами закрываются. А если скучно и не интересно, то ничего и не остается, как разобрать спектакль и артистов по косточкам.
Видео с прогона
Ну и несколько постов по теме: