«За сколько купил — за столько и продашь», «неубиваемая», «японское качество», «переходит из поколения в поколение», «нет лучше самолёта, чем любимая Toyota» — только чего мы не слышали об этой марке. Но откуда вообще взялся этот феномен абсолютной надёжности, почти на уровне народного мифа?
Чтобы понять, как так вышло, давайте немного окунёмся в историю.
P.S. если историческая отсылка вам не интересна, пролистните чуть ниже, там мы рассказываем про феномен более подробно.
Как всё начиналось
Компания Toyota Motor появилась в 1937 году, но её корни уходят куда глубже — к изобретателю Сакичи Тоёда, отцу основателя Киитиро.
Сакичи был не автопроизводителем, а инженером-текстильщиком, гением своего дела. Он усовершенствовал работу ткацкого станка настолько, что он автоматически останавливался при обрыве нити — чтобы не допустить дефектов. Станок Type G — такое название получило изобретение Сакичи.
Легендарный станок — можно даже сказать прародитель Toyota
В 1906 году он основал Toyoda Automatic Loom Works, и к 1920-м его станки уже стояли на лучших фабриках Японии. Но после Великого землетрясения Канто и падения текстильного рынка сын Сакичи — Киитиро Тоёда — заметил, как сильно Япония была зависима от импорта автомобилей — не хватало машин для эвакуации пострадавших после катастрофы. Тогда он решил, что за автомобилестроением — будущее.
В 1933 году в компании Toyoda Loom Works открылось автомобильное подразделение под руководством Киичиро Тоёда. Он изучал американские и европейские машины, купил Chevrolet и разобрал его по деталям — буквально, чтобы понять, как всё работает.
Так в 1934 году появился первый двигатель Toyoda Type A, а через год — первый прототип легковушки A1 и грузовик G1. В 1937 году подразделение официально стало Toyota Motor Co.
Toyoda Standard Sedan, 1936
К 1938-му в городе Коромо (сегодня — город Тоёта) запустили завод площадью более полумиллиона квадратных метров. Но вскоре началась война — и компания полностью перешла на выпуск военной техники. Производство легковых машин почти остановилось.
Послевоенное возрождение
После войны Toyota переживала кризис. Выпуск автомобилей разрешили только в 1949-м, Киичиро Тоёда ушёл в отставку, а компания пережила реорганизацию. Фирма смогла заново выстроить производство, чтобы никогда больше не повторить тот кризис.
Во второй половине 50-х компания начала оживать: инженеры ездили в США, изучали производство на заводах Ford и General Motors. В 1957 году Toyota впервые вышла на американский рынок с седаном Toyopet Crown — но успеха не было, машина оказалась «слабовата» для американских трасс. Продали всего 300 штук.
Вот он, собственной персоной
Рождение легенды: Corolla и эпоха экономии
Перелом наступил в 1966 году, когда вышла Toyota Corolla. Маленькая, простая, экономичная — а главное вовремя: нефть в то время стоила в США «космических» денег, и американцы искали надёжную и экономичную машину.
Corolla стала мировым бестселлером
В 80-е стартовало производство Camry, началось сотрудничество с General Motors, а в 90-х родился Lexus — премиальный бренд, который в США мгновенно обошёл Mercedes и BMW.
В Россию же Toyota зашла только после распада СССР — через Владивосток и Приморье. А с 2007 года заработал завод в Санкт-Петербурге. Сейчас его передали Aurus.
Завод Toyota в Санкт-Петербурге
К 2008 году Toyota стала крупнейшим автопроизводителем в мире, обогнав General Motors.
Надёжность как философия
После трагического инцидента с автомобилем Lexus в 2009 году (в США) компания пересмотрела подход к качеству и безопасности. Погибло 4 человека — педаль акселератора автомобиля была заблокирована ковриком в нажатом состоянии, в результате чего машина начала набирать скорость. Халатность была больше со стороны дилера, но компенсацию и штрафы выплатила Toyota.
В штаб-квартире создали центр обучения, где разбирали реальные дефектные узлы и изучали жалобы клиентов. Toyota продолжает больше внимания уделять предсказуемости и стабильности. Компания редко экспериментирует с «сырыми» технологиями — предпочитает доводить до идеала то, что уже работает.
Отсюда и родился феномен той самой «надёжности».
И вот тут — самое интересное.
Toyota не стала легендой из-за революций в технологиях. Она стала легендой из-за их отсутствия. Почему-то когда Toyota пытается внедрить инновации — всё сразу идёт немного боком. Взять ту же Toyota MR2, второе поколение которой стало любимцем публики, одно но.
Ну какая красотка! Источник
Третье поколение (в Японии название MR-S) мгновенно загубило серию, потому что от корней MR2 не осталось ничего — внешний вид изменился до неузнаваемости, двигатель остался лишь один — объёмом 1,8 литра, а динамические характеристики ухудшились. В 2007 году MR-S тихо сошла с конвейера.
Весь люкс остался у Lexus, роль Toyota — производство более утилитарных моделей. Если говорить честно: пластик — дубовый, шумоизоляция посредственная, эргономика аскетичная. Toyota всё-таки жертвует «комфортом» в угоду большей производительности и вечности.
Компания десятилетиями не меняет концепцию, делает ставку на проверенные решения. Toyota находит идеальную формулу и старается использовать её максимально долго.
Нынешний 3,5-литровый двигатель V6 Toyota практически без значительных изменений использует с 2002 года: от Lexus 350 до Avalon и Camry. Toyota сознательно оставляет старые проверенные агрегаты.
Camry 80 — это по сути, глубокий рестайлинг 70-ки. А та, в свою очередь, — эволюция 55-й модели. Три поколения одной и той же машины, просто с обновлённым косметическим рестайлингом и опциями.
Двигатель 2.7 литра, четырёхцилиндровый, стоит и на Land Cruiser Prado 250, которую начали выпускать только в 2023 году:
И на Land Cruiser Prado 120 — машину перестали выпускать в 2009:
Как вам 20 лет ставить один и тот же агрегат?
Если немного вникнуть в детали, с этого объёма они сняли 160-170 сил. К слову, BMW снимали такую же мощность в 2004 году с 2 литров без напряжений, в 2023 году они это делают с 1,5 объёма.
К слову, Land Cruiser 200 технически — всё тот же 100-й, только с новой электроникой. На 300-м что-то поменяли — но и туда поставили уже обкатанный мотор от старого Lexus LS.
В 90-е японцы были на пике — время Supra, Skyline, Integra. Там было больше идеализма и меньше маркетинга.
Почему Toyota особенно любят в России
Потому что Toyota делает ставку не на «вау-эффект», а на надёжность и предсказуемость. Именно за это её любят в России.
Напичканные электроникой электрокары — это, конечно, хорошо, но нам бы машину, которая могла заводиться в -30, везла и не ломалась. Toyota — это как раз машина, которая просто работает. Скучно, предсказуемо, без сюрпризов.
Никакой системы MDS, которая у Dodge в 2005 году начала появляться массово, на автомобилях Toyota до сих пор нет.
Но Toyota переживёт и плохой бензин, и убитые дороги, и холод. Но на большее — не способна. Нашему народу почему-то особенно полюбились модели: Toyota Camry, RAV4, Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200.
И да, «всё новое — это хорошо забытое старое». Эта марка не про последние инновации, а про спокойствие. Ты просто садишься и едешь — и, как правило, доезжаешь. Ничего более.
В Европе Toyota — архаика, просто надёжная, но скучная машина. Бензиновые модели там не пользуются спросом, в отличие от электро и подключаемых гибридов.
В Америке — Toyota предлагает экземпляры куда технологичнее — Toyota Avalon и Toyota Prius. Грузовики Tacoma и Sequoia конкурируют с американскими пикапами и внедорожниками — Ram, Ford и Chevrolet.
В Японии — гоняют на микролитражках.
Резюме
Любить или не любить Toyota — выбор каждого. Но в 2025 году есть марки куда интереснее и надёжнее. Бить в одну точку столько лет — похвально, особенно с такими результатами, но технологии — то, куда стоит стремиться.
Дискутировать и обсудить все «за» и «против» предлагаем в комментариях. Если среди вас есть владельцы Toyota — хвастайтесь или жалуйтесь! Будем ждать и фанатов компании, и ярых ненавистников.
А запчасти на Toyota, ВАЗ и другие марки есть в APEX. Привозим авто из-за рубежа, в наличии есть мотоциклы. Заглядывайте на наш сайт.
А в телеграм-канале больше обзоров, акций и новостей из автомира — приглашаем в гости!