Супруги Роуз — классическая история о кризисе 15 лет семейной жизни. Поучительный фильм для семейных пар, который поможет им проанализировать происходящее в их сердцах, в отношениях, в сфере их чувств и поступков. Этот фильм прекрасно иллюстрирует, что только Он и Она в ответе за то, что происходит в паре, и сохранят они «домашний очаг» или нет.
Все истории семей начинаются одинаково — так и история наших героев: встретились, влюбились, поженились…
Тео и Айви
С первых же кадров фильма мы встречаемся с двумя очень чувственными, увлекающимися, немного инфантильными людьми. Первая встреча, прикосновение, искра, невероятное влечение, с которым невозможно справиться, — и секс прямо на рабочем месте.
Да, главные герои больше в контакте со своими желаниями, эмоциями, нежели с холодным разумом. И следующая сцена подтверждает нашу гипотезу — вкусить запретный плод: малину, с заготовленной дозой антиаллергена. Для них невероятно сложно бороться с искушениями.
Роли и ценности
Когда мужчина и женщина создают семью, на биологическом уровне в них обоих заложена традиционная модель семьи.
Программа мужчины — построить дом, посадить дерево и родить сына.
Программа женщины — хранительница семейного очага.
Фактически — оберегать то, что создает мужчина: его семя в себе, чтобы зачать и выносить плод; оберегать его рабочее пространство и его настрой на финансовый рост, чтобы дерево — символ заработка — плодоносило. Оберегать дом, чтобы внутри него всегда горел очаг, создавать тепло и уют в семье.
Каждый в паре обычно занимается этим первые 10 лет с какой-то лёгкостью, по инерции, на первых больших эмоциональных переживаниях — любовь, страсть, ревность, совместные цели, беременность, первенец, первый шажочек, слова, первый класс…
А потом приходит некоторая стабильность, и всё немного затихает.
Он и Она
Конечно, и в фильме у главных героев символические роли.
Он — Архитектор, в прямом и переносном смысле, он создатель, творец семьи.
Она — Шеф-Повар, символ кухни, домашнего очага, женского предназначения, материнства и гостеприимства.
В начале выбор актрисы на главную роль вызывает недоумение, как будто хотелось видеть более подтянутую и привлекательную женщину, ведь и начало встречи начинается с неудержимого сексуального влечения мужчины и женщины. Но по мере развития сюжета понимаешь выбор режиссёра.
Он намеренно выбирает актрису не как секс-символ или бизнес-леди, а как более материнскую фигуру — мягкую, даже немного рыхлую. Айви одета многослойно, в совершенно несуразных свитерах, кроссовках, комбинезонах, выглядит совсем не сексуально и точно не как владелица многомиллионного бизнеса. Она выглядит скорее как женщина, которая немного застряла в материнстве и потеряла себя как женщину.
Айви действительно очень заботливо и с эмпатией относится к Тео. Она готова не похвалиться своей радостью и прячет телефон, видя, в каком расстройстве муж из-за мемов в интернете.
Или, будучи в гостях и выслушивая нелестные рассуждения друга о творении Тео, она отходит в другую комнату и звонит ему, чтобы сбежать и уберечь его уязвленное самолюбие.
То есть режиссёр показывает зрителю, что сексуальность Айви для Тео — не во внешнем, а во внутреннем состоянии, в её отношении и вовлечённости в него, в её характере и нраве.
Он — Архитектор семьи
На этапе 10–15 лет семейной жизни отношения в паре проживают кризис. И часто бывает, что в этот период накладывается ещё и личностный кризис мужчины — КСВ (кризис среднего возраста).
В кризисе среднего возраста каждого мужчину «штормит» по-своему. Чем более нарциссичная личность, тем более тяжёлые последствия.
Когда такая нарциссическая личность делает неплохую карьеру, его самооценка и самодовольство возвышают его над всеми — как его «кораблик в воздухе».
Но сущность нарциссической личности, его защиты и Эго слишком хрупкие, что символически выражает стеклянная подставка и крыша.
Сцена со штормом и разрушением его творения на символическом языке означает, что при жизненном «шторме» у нарциссических личностей Раздутое-Я проваливается в Дефицитарное-Я, то есть его «паруса сдуваются» и хрупкое (стеклянное) Эго рассыпается.
И начинается энергетическое падение мужчины: он засиживается дома, проблемы с работой и заработком. Начинают проявляться все его деструктивные и разрушительные энергии.
И даже если он построит дом — а он в фильме всё-таки построит дом — то на символическом уровне всё приходится вывозить женщине на своих плечах.
Именно женщина создаёт ему опору и поддержку. То, что именно Айви вкладывается финансово в строительство, которое ведёт Тео, на языке символа означает, что без терпения и поддержки женщины мужчине воплотить свою мужскую программу невозможно.
Мужчина — Архитектор своей жизни в прямом и переносном смысле. Как он всё рассчитает — зависит стойкость и долговечность конструкции. Он — архитектор семьи. От мужчины зависит, как дальше «поплывёт его корабль» и выдержит ли он жизненные бури.
Но Тео допустил ошибки, поэтому его «плодоносящее дерево», его бизнес, самореализация, его «кораблик в воздухе» — слетел.
Так часто бывает у нарциссичных мужчин, особенно в период кризиса среднего возраста, когда они от самодовольства теряют голову и допускают серьёзные ошибки — в прямом смысле теряют работу, бизнес, опору под ногами, семью.
Возможно, Тео допустил ошибку и при создании дома, и тогда финал семьи — неминуемый полный крах, если не сработает система безопасности и смертоносный газ взорвётся.
То есть мы ожидаем вторую возможную ошибку мужчины.
Третья ошибка — отыгрываться на детях, превращая их в «послушных полуроботов».
Как бы женщина ни любила и ни уважала мужа, если он не главный добытчик, всё равно происходит смена власти. Женщина нехотя, но непременно отберёт её у мужа. Кто зарабатывает — тот и управляет. Это закон.
И когда дети признают, кто в доме хозяин, тогда и появляется у Тео чёрная зависть и ненависть к жене.
И в этой сцене произошла революция, смена власти.
Теперь она главная, а он на вторых ролях.
Тео всё понимает, он интеллигентный, образованный человек, пытается сам с собой разобраться, со своим уязвлённым эго, усмирить в себе злость. Но не очень получается. Это накопительный эффект.
Для нарциссической личности это невозможно — зависть перекрывает.
И в конце концов любовь сменяется враждебностью.
И, конечно, самая главная ошибка — превратить жену в объект мести только за то, что она проживает свою жизнь в гармонии со своим внутренним миром, даром и предназначением.
Она: “We’ve got crabs“ - «Мы есть хорошие крабы»
Виновата ли Айва в таком исходе?
Заметьте: Айви очень любят и уважают подчинённые и коллектив. Ей сложно назвать их подчинёнными, а себя признать руководителем, потому что именно отсутствие подчинения и иерархии она подчеркивает как чуждые для неё.
Точно так же она не стремилась воевать с мужем за власть — это не была её изначальная потребность.
«Уйми мечты и займись мужем и детьми» — поздравление-наставление священника, и Айва выполняла его, принося в жертву свою самореализацию, как она говорит, «с любовью».
Но Тео стал вынуждать Айви защищать детей, перебарщивая в их муштровании и ограничениях. Будто через них он наказывал Айву за её успешность.
За что?
В чём её вина?
Она выполнила все свои главные задачи без головокружения от самодовольства. Она — любящая жена, прекрасная мать, отличная домохозяйка, успешная бизнес-леди.
Своё кафе Айва назвала «место для краба».
Тоже символично. Ведь краб олицетворяет жизнь женщины в браке: нужно иметь чуткую душу, чтобы заботиться обо всех, и толстую оболочку, чтобы выдержать все невзгоды семейной жизни и не дать ранить свою ранимую душу; уметь терпеть и пятиться назад, а также иметь клешни, чтобы при необходимости защищаться.
Как и во всех остальных сферах жизни, увлекающаяся Айви с головой окунается в свой бизнес, который процветает. Именно этому и завидовал Тео — тому, что она во всех сферах жизни успешна.
И Тео искал причины и пытался её провоцировать. С какой злостью и вредностью он тратит её заработанные деньги во время строительства дома. Как он настраивает детей против матери.
Тео, подчёркивая свою подтянутость и моложавость и бесконечно занимаясь своим телом и спортом, пытается реанимировать своё самолюбие, показывая жене и окружающим, какой постаревшей и не соответствующей ему она выглядит.
Демонстративно подчёркивает своё недовольство женой на виду у друзей.
Возможно ли в таких условиях сохранить брак?
Конечно, при желании возможно всё…
Концовка
Конечно, Тео не готов отпилить ветку, на которой сидит, и приказывает «умному дому» (символически — своей прагматичной части) «разжечь камин» — символически это огонь страсти, любви, семейный очаг.
Если мужчина всё правильно предусмотрел и включил мужскую рассудительность, взял ответственность на себя, как Архитектор и создатель семьи, предусмотрел все меры безопасности — то браку быть и дальше.
Если же его разрушающие, деструктивные энергии, как ядовитый газ, бесконтрольно просочатся — разрушений не миновать.
И если Айви разрушает сладкий торт-дом, иллюзию счастья, ведь она чётко говорит, в чём её боль: «Ты не выбираешь меня!».
И поэтому именно Тео разрушает реальную плиту, как домашний очаг.
Сможет ли он разжечь камин, или его ошибка окажется точкой невозврата — в каждом отдельном случае индивидуально.
Я приглашаю Вас в свой Телеграмм канал на живую дискуссию, где мы можем обмениваться мнениями, ведь оно у каждого уникально. Переходите и подписывайтесь. С радостью пообщаемся!
#психология #психоанализ #отношения #семья #брак #кризисбрака #разборфильма #СупругиРоуз #психотерапия