Найти в Дзене
Московский пенсионер.

Санкт-Петербург. 3-10 сентября 2025 (часть 36, заключительная - Последний день пребывания. Отъезд).

Учебный центр №2 Санкт-Петербургского горного университета. 10 сентября 2025 года. Наш поезд с Московского вокзала отправлялся в Москву в 13:50, поэтому мы спокойно могли собраться, освободить апартаменты и потихоньку двигаться в нужную нам сторону. Решили доехать до вокзала на общественном транспорте, остановка которого находилась не так далеко, рядом со зданием учебного центра № 2 Санкт-Петербургского горного университета. Это трёхэтажное здание было построено в 1954–1956 годах в стиле сталинского неоклассицизма по проекту архитектора Б.М. Серебровского. 10 сентября 2025 года. Проектируя его архитектор  Б.С. Серебровский во многом повторил  композицию фасада публичной библиотеки, правда колоннада на уровне второго и третьего этажа здесь имеет 20 ионических колонн, а не 18, как у библиотеки. Между ними в определенном ритме расставлены тоже 10 фигур, но не древних поэтов, историков, философов, а обобщенно отражающих образы представителей горных профессий. Фигуры выполнены по четы
Учебный центр №2 Санкт-Петербургского горного университета. 10 сентября 2025 года.
Учебный центр №2 Санкт-Петербургского горного университета. 10 сентября 2025 года.

Наш поезд с Московского вокзала отправлялся в Москву в 13:50, поэтому мы спокойно могли собраться, освободить апартаменты и потихоньку двигаться в нужную нам сторону. Решили доехать до вокзала на общественном транспорте, остановка которого находилась не так далеко, рядом со зданием учебного центра № 2 Санкт-Петербургского горного университета. Это трёхэтажное здание было построено в 1954–1956 годах в стиле сталинского неоклассицизма по проекту архитектора Б.М. Серебровского.

10 сентября 2025 года.
10 сентября 2025 года.

Проектируя его архитектор  Б.С. Серебровский во многом повторил  композицию фасада публичной библиотеки, правда колоннада на уровне второго и третьего этажа здесь имеет 20 ионических колонн, а не 18, как у библиотеки. Между ними в определенном ритме расставлены тоже 10 фигур, но не древних поэтов, историков, философов, а обобщенно отражающих образы представителей горных профессий. Фигуры выполнены по четырем моделям: ученый теоретик, изыскатель, женщина-маркшейдер, шахтер. Автор - скульптор Л.Л. Михайлёнок. Фигуры установили лишь в 1981 году. Картуш с горнопромышленной символикой и знаменами на аттике, барельефы на ту же тему исполнены по моделям скульптора  И.В. Крестовского.

Основное же историческое здание Горного университета расположено на углу набережной лейтенанта Шмидта и 23 линии Васильевского острова развёрнутого основным фасадом к Неве. Величественный архитектурный ансамбль, украшенный портиком из двенадцати колонн и предназначенный специально для учащихся Горного училища, как тогда назывался вуз, в 1811 году создал знаменитый зодчий Андрей Воронихин, автор Казанского собора. Изначально предполагалось, что на противоположенном берегу Невы появится аналогичное, симметрично расположенное здание, и оба этих шедевра превратятся в морские ворота столицы Российской империи, ведь западнее домов тогда ещё не было.

-4

Именно поэтому главный фасад университета развёрнут в сторону Финского залива. Сейчас большую часть исторического корпуса занимает Горный музей, а в тех, что были построены позднее и примыкают к нему, создано современное научно-образовательное пространство. Что касается второй части проекта, то её реализацию из-за начавшейся войны с французами пришлось отложить, а потом эта идея и вовсе была забыта.

1870-1874 годы.
1870-1874 годы.

Парадный южный фасад главного здания оформлен мощным двенадцатиколонным портиком дорического ордера. Воронихин в этом проекте вдохновлялся архаическим «ордером Пестум»: конические колонны установлены на ступенчатом подиуме без баз, как в южно-италийских храмах в Пестуме. Лапидарную мощь, свойственную эстетике архитектуры александровского времени, усиливают две скульптурные группы, фланкирующие фасад здания: "Поединок Геракла с Антеем" работы С.С. Пименова и "Похищение Прозерпины" В.И. Демут-Малиновского. Скульптуры выполнены из зернистого серовато-золотистого пудостского травертина без проработки мелких деталей, что ещё более подчёркивает суровость образа, ассоциирующегося с горным делом. В настоящее время оригиналы статуй демонтированы и разобраны. На их месте установлены современные копии.

Доехав сначала на автобусе, затем на метро до станции "Маяковская", мы вышли на Невский проспект. Затем ещё раз посетили магазин "Castle Rock", где прикупили, обещанные ранее внуку, медиаторы для гитары и бонусом барабанные палочки. После перекусили в столовой №1 на Лиговке и отправились в сторону Московского вокзала. Немного истории. В начале 1842 года Николай I повелел приступить к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. 5 (17) мая 1847 года в 10:00 первый пассажирский поезд отправился до села Колпино. Пассажирское движение на этом участке было запущено за четыре года до торжественного открытия нового каменного вокзала и дороги в целом. Рядом с местом, где впоследствии был возведён Николаевский вокзал, стояла двухэтажная деревянная станционная постройка.

Дебаркадер вокзала. 1951 год.
Дебаркадер вокзала. 1951 год.

Здание Московского (ранее Николаевского) вокзала построено по проекту К.А. Тона, при участии Р.А. Желязевича. В фасаде здания архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа. После постройки Московского вокзала на перекрёстке Невского проспекта и набережной Лиговского кан. появилась Знаменская площадь. Точно такое же здание было построено в Москве, на противоположном конце нового железнодорожного пути (Ленинградский вокзал). Изначально в здании вокзала находились квартира начальника вокзала, конторы и квартиры служащих Московского вокзала, управление железной дороги. Первым начальником вокзала стал Н.И. Миклуха - отец знаменитого путешественника  Н.Н. Миклухо-Маклая.

Николаевский вокзал. 1851 год.
Николаевский вокзал. 1851 год.

В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция  вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа. В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги. В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского (Московского) вокзала. Одобрение получил проект В.А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

Здание отделения Николаевской железной дороги. 3 сентября 2025 года.
Здание отделения Николаевской железной дороги. 3 сентября 2025 года.

В 1923 году Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую, такое же название получил и вокзал. В 1930 году вокзал стал именоваться Московским. 10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый в СССР фирменный поезд - "Красная стрела". В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро "Площадь Восстания". В конце 1950-х годов по проекту архитектора В.И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро "Площадь Восстания".

-10

В 1967 году был открыт новый "Световой зал" (также по проекту В.И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В.И. Ленину работы скульптора Л.А. Месса. В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом. В 1993 году бюст В.И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А.С. Чаркина и В.В. Оленева. В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.

Бюст В.И. Ленина на Московском вокзале. 1979 год.
Бюст В.И. Ленина на Московском вокзале. 1979 год.
Бюст Петра I на Московском вокзале. 10 сентября 2025 года.
Бюст Петра I на Московском вокзале. 10 сентября 2025 года.

Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.