Виктория ЗАХАРОВА
В Берёзовском нет ни одного стационарного театра. Есть театральные кружки и объединения в различных организациях со своими площадками, есть самодеятельные коллективы без своего места, но полноценного театра не существует. Это не мешает коллективам, режиссерам и драматургам приезжать на выступления и встречи в «Современник», Дворец молодежи и библиотеки. 1 ноября в городе стартовал новый проект «Театральные истории». Он рассчитан на березовчан, увлеченных театральным искусством, а также жителей, которые только начинают знакомство с этим направлением. Организаторами выступают «Молодежка» и «Российский фонд культуры», а главный инициатор и руководитель – Татьяна Емельянова, известная в городе как Солнечная. О проекте она рассказала со сцены школы №45 – именно там состоялось первое мероприятие:
– Когда я работаю с детьми, я понимаю, что им, к сожалению, очень сложно понять, что такое спектакль. Они путают понятия «спектакль» и «шоу», «выступление артистов». Для меня, как для мамы подростка, это очень и очень грустно. Наполняя проект разными составляющими, я уделила много внимания внедрению в проект лекций от культурологов, мастер-классов, театральных постановок и теневого театра, общению со спикерами, которые могут найти общий язык не только со взрослыми, но и с подростками.
Особенность этого проекта в том, что он пройдет на многих площадках города в двух частях. Первая – для всех желающих абсолютно бесплатно. Музыкально-литературная композиция «Маленький принц» под аккомпанемент электрогитары будет показана 14 ноября в актовом зале школы №55. Во Дворце молодежи пройдут спектакли «Фронтовая бригада» (15 ноября), «Это не Золушка» (22 ноября) и «Потешки» (29 ноября). Мест на каждое из этих мероприятий уже нет. Вторая часть рассчитана на школьников и будет проходить в рамках учебного процесса на площадках школ №45, 55 и 21. Ребята поучаствуют в театральных мастер-классах и встретятся с профессионалами – режиссерами и культурологами. В планах на будущее – привезти проект во все школы округа, но это будет в следующих сезонах.
Встречайте – Коляда!
Первым мероприятием «Театральных историй» стала встреча с режиссером и драматургом Николаем Колядой. Он начал с вручения подарков школе, в которой проводилось событие, – Николай Владимирович передал 11 томов своего собрания сочинений в библиотеку учебного заведения и с иронией отметил:
– Одна режиссерша сказала: «Вот Чехов написал три пьесы всего, а ты все пишешь и пишешь». Я ответил: «У Чехова был такой ритм, у меня – другой, я пишу много». Сейчас у меня вышло 12 томов сочинений, так сказать, прижизненно.
Сейчас Коляда вычитывает новые тома. По его словам, до лета выйдет еще несколько книг, и собрание расширится до 20 томов. Николаю Владимировичу очень важно издать свои произведения в бумажном формате: спектакли мимолетны, даже если записать их на видео – с экрана ни одно театральное действие не производит такого эффекта, как вживую. А книги остаются навечно. Каждый том издается за счет самого режиссера – на эти цели он откладывает свои гонорары и «каждую свободную копеечку».
Деньги и бюджетные артисты
«Коляда-Театр» существует 22 года, все это время театр – частный. На Николая Владимировича работает 80 человек – 40 артистов и 40 человек обслуживающего персонала, – и каждый месяц режиссер должен выплачивать им приличную сумму за работу.
– У нас, к сожалению, нельзя купить билет по «Пушкинской карте», так как наш театр считается частным бизнесом. Я сегодня должен выдать деньги, а откуда они возьмутся? Только с продажи билетов.
Каждый месяц на сцене театра проходит 60–70 спектаклей, и большинство артистов задействовано буквально в каждом. Чтобы отработать стоимость билета, сотрудникам нужно выкладываться на полную – режиссер настаивает на том, чтобы весь персонал кланялся каждому зрителю и благодарил за потраченные деньги от всей души.
– Не хочу ничего плохого сказать про бюджетные театры, но если артисты в бюджетном театре могут выходить на сцену 3–4 раза в месяц и получать огромную зарплату, это ужасно. Это расхолаживает их, они становятся непрофессиональными. Они считают, что это нормально – у них куча халтур, они снимаются в кино, на телевидении, в рекламе, где угодно, но не в театре. Мои артисты выходят на сцену каждый будний день, а по выходным дважды, утром и вечером. Олег Ягодин – великий русский артист, он может с утра играть жука в «Дюймовочке», а вечером – Гамлета. Ему не нужно готовиться три дня, чтобы выйти на сцену и рассказать монолог.
Как построить театр
Николай Владимирович очень огорчился, что в Берёзовском нет своего театра. А затем сказал, что создать театр совсем не сложно, было бы желание. Он сам начинал с нуля – 22 года назад у него не было совсем ничего, и все были уверены, что из затеи Коляды о собственном театре ничего не выйдет:
– Чтобы создать театр, не нужны огромные площади, как в вашей школе. Как говорил Станиславский: «Постели коврик, выйдут актеры – будут играть в маленькой комнатке 20–30–40–50 человек, и этого достаточно». У нас на Тургенева, 20, было всего 56 мест, но иногда на спектакли собиралось по 200 человек, я их рассаживал, и все были счастливы. Сейчас, когда я прохожу мимо этой избушки деревянной, в которой уже 12 лет не горит свет, у меня сердце сжимается от тоски.
В том помещении изначально не было ни электричества, ни воды, ни отопления. Это был старый дом из 27 маленьких комнат. Коляде сказали, что для прокладки коммуникаций потребуется 50 миллионов рублей. По факту своими силами и с помощью неравнодушных людей эту задачу получилось выполнить всего за 200 тысяч. Из множества маленьких комнат сделали 6 больших, соорудили сцену, поставили стулья, повесили 4 фонаря и начали играть. 8 лет коллектив играл в этом маленьком здании, множество раз выезжал в разные города и страны на театральные фестивали и прославлял Екатеринбург. Команду Николая Владимировича заметило правительство региона, и 12 лет назад, в Год культуры, «Коляда-Театр» получил новое, более просторное помещение со свежим ремонтом на месте кинотеатра «Искра».
– На Тургенева был общий туалет для публики и актеров, грубые деревянные стулья, было тесно до невозможности. Теперь у нас есть свои служебные помещения и душевые, у публики – мягкие кресла. Но те годы мы вспоминаем с особой любовью.
Березовчанам, которые горят идеей ставить спектакли, но не имеют помещения, Николая Владимирович советует сходить в администрацию и попросить место у мэра:
– Вам нужно сказать: «Мы не хотим зарабатывать деньги, мы не хотим прославляться. Мы хотим принести радость людям, живущим в нашем городе. Помогите нам». Я делал театр, чтобы принести радость людям, и чтобы у артистов был способ самовыражения. Не надо бояться – постучите в одну дверь, во вторую, в третью – и вам дадут хоть какой-нибудь подвал. Поставите там 30 стульев, повесите три фонаря, принесете из дома тряпки, шторы, и будете играть. Я уверен, у вас будет битком народу.
Частный театр пережил ковид – 8 месяцев актеры сидели без работы. Сам Коляда в то время просил материальной помощи у своих зрителей в интернете, чтобы заплатить актерам:
– Я говорил сестре по телефону: «Представляешь, я – профессор театрального института, заслуженный деятель Российской Федерации, 8 премий губернатора, и перед каждым спектаклем кланяюсь зрителям, прошу купить программку, книжку, сувенир. Знаешь, как стыдно просить?» А она мне говорила: «Коля, лучше просить, чем воровать». И действительно, у меня же тюбетейка с головы не свалится из-за того, что я попрошу. Люди чувствуют мою искренность, они понимают, что я не построю себе дачу в Майами, не спрячу эти деньги под подушку. Все делается для театра.
«Работать надо каждый божий день»
Так говорит Николай Владимирович. Его обычный график: репетиция с 11:00 до 14:00, с 15:00 до 18:00 – лекции для студентов театрального института. Дальше нужно начинать спектакль – Коляда выходит к публике с приветственными словами, а затем находится за кулисами. После постановки, ближе к ночи, режиссер садится за написание сценариев, пьес, рассказов… И в этот плотный график включаются поездки на мероприятия, встречи и создание новых постановок.
– Сегодня я съезжу еще в библиотеку, потом вечером начну спектакль и буду дописывать второе действие пьесы «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» по Гоголю. Послезавтра первая репетиция, а пьеса еще не написана! Расскажу вам наглую тайну: мы продали 90 новогодних спектаклей, а сказку я еще не написал. Но так было каждый год – я дописываю сказку за день до репетиции. Делаю все сам: если брать сценарий какого-нибудь автора из Москвы, он такие деньги заломит. Поэтому пишу свои пьесы, либо ставлю пьесы своих учеников, либо по классике.
Недавно в театре появился художник Лев Низами (по совместительству актер). А до этого и костюмами, и декорациями занимался только сам Николай Владимирович. По утрам он ездит на Кировский рынок, чтобы купить разные вещи – реквизит для спектаклей.
Декорации – не главное
В каждой постановке самое главное – артист и его эмоции. Человек на сцене должен отыграть свою роль так, чтобы зритель проживал все вместе с ним и верил в то, что происходит:
– Технически актеры могут сыграть все что угодно. Я могу хоть сейчас заплакать или расхохотаться на целый час – это все техника, мы обманываем зрителя. Если бы мы затрачивались на самом деле, то мы бы после каждого спектакля лежали по три дня в психбольнице. Технически можно сыграть всё, кроме искренности.
Коляда не любит «Шекспира в бархатных штанишках». Костюмами и декорациями можно изобразить что угодно, «прикрыть артистов», но для театра гораздо важнее, чтобы артисты смогли вызвать эмоции зрителя без яркого окружения – когда два человека сидят за столом и просто разговаривают, и невозможно оторвать от них взгляд.