— Иванчо, ты сделал домашнее задание?
— Нет. Рука болит.
— А принёс холодной водицы своему дедушке?
— Нет. Я забыл, где источник.
— А съел, сынок, тыкву, что я оставила тебе в шкафу?
Иванчо погладил себя по животу.
— Съел, всё съел: и тыкву, и хлеб, и брынзу.
— Раз так, ступай, сынок, на бахчу. Отец наказал тебе попасти там осла.
— Не хочу, мама. Как я дойду до бахчи? У меня ноги болят.
— А ты, сынок, верхом поедешь.
И мать схватила своего ленивого сына и посадила на осла. Почуяв на себе ездока, длинноухий направился к воротам.
— Подожди, Иванчо, не спеши! — крикнула мать сыну и придержала осла. — Торбочку возьми. Тут немного брынзы, две головки лука и кусок хлеба. Брынзу я завернула в лист капусты. И ещё тут твой букварь. Сядь, сынок, в тени под грушей и почитай немного. Как проголодаешься, съешь хлеб, брынзу и лук. Пить захочется — сходи к источнику и напейся водицы. А потом опять садись и читай. До самого вечера.
Осёл внимательно слушал наставления матери и думал:
"А моя мама и в самом деле ослицей была. Ни разу ей не пришло в голову насыпать в торбу овса, подвязать её мне и сказать: " На, Марко, ешь, миленький!"
— А кто меня снимет с осла?
— Полевой сторож, сынок. Его позови.
Приехав на бахчу, Иванчо стал озираться по сторонам: где сторож? Но сторожа не было видно. Должно быть, уснул где - нибудь в тени.
— Сходи! — крикнул осёл мальчику.
— Не могу, — ответил Иванчо. — Тут буду сидеть до самого вечера.
Рассердился осёл, запрыгал на месте, стал подбрасывать ездока и наконец сбросил его на землю. Иванчо больно ушибся, попробовал зареветь, но, убедившись, что вокруг никого нет, решил, что это дело бесполезное, и сглотнул слёзы. Потом лениво заковылял к большому ореху, что рос на меже. Повесил торбочку на ветку, вытащил из неё букварь и, прислонившись спиной к стволу, начал читать по слогам. На втором слоге у него закрылся один глаз, на третьем — второй, а до четвёртого он так и не дошёл — на четвёртом он уже блаженно посапывал под деревом.
Марко обошёл бахчу, с которой давно убрали все плоды, сгрыз два пожелтевших огурца и, вспомнив о поручениях матери Иванчо, свернул к ореху. Поднял голову и понюхал торбочку. Схватил её зубами и стащил на землю. Засунул в неё свою морду и съел брынзу вместе с листом капусты. Потом уплёл хлеб и обе луковицы, хотя лук был уж очень едкий и жгучий. Принялся и за саму торбочку, но, съев половину, оставил её — она показалась ему совсем невкусной. Пошёл к источнику, напился воды и снова воротился на бахчу.
"Что же делать дальше? — подумал Марко. — Всё, что наказала мать Иванчо, я сделал. Только букварь не съел. Ничего, и с ним разделаюсь".
Марко осторожно взял зубами новый букварь и вытащил его из рук Иванчо. Отошёл в сторонку и спрятался за орехом.
— Сначала просмотрю его, а потом съем, — решил осёл и начал переворачивать страницы копытом. — Какие интересные картинки! А это, под картинками, что такое?
— Буквы! — сказал кто-то у него над головой.
Марко вздрогнул, поднял голову. Рядом с ним стоял дед Грамматик с узелком, перекинутым на спину.
— Куда идёшь, дед Грамматик? — спросил осёл.
— В лес, кизил собирать. А ты что делаешь?
— Картинки смотрю.
— Слушай, Марко, отвези меня в лес, а потом домой, а за это я покажу тебе все буквы. Уже сегодня вечером ты будешь знать всю азбуку.
— Ладно, — согласился Марко.
Дед Грамматик сел на него, и они поехали в лес. В лесу дед Грамматик наполнил свой мешочек спелым кизилом, сел снова на осла и поехал дальше. К вечеру они остановились у дома деда Грамматика. Старик слез с осла, подал мешочек своей бабке и наказал ей:
— Принеси мне зажжённую свечу.
Взяв свечу, он повёл Марко в кошару, сел на сено и раскрыл букварь. Начал показывать Марко буквы. Ещё только пропели первые петух, а осёл уже выучил буквы, ко вторым петухам он прошёл все уроки. На следующий день дед Грамматик отвёл Марко в школу и записал его прямо во второй класс.
Прошло десять лет. Однажды в областной центр прибыли два человека — дед Грамматик и восемнадцатилетний паренёк в куртке с залатанными локтями, постолах и дырявой шляпе. Остановились у дома начальника. Дед Грамматик нажал кнопку электрического звонка, приоткрыл железные ворота и сказал пареньку:
— Ты подожди меня тут, а я пойду поговорю с начальником.
Парень кивнул головой.
— Ладно, дед Грамматик, — сказал он и посмотрел сквозь решётку железной ограды.
Настоящий райский сад. Над дорожкой, ведущей к дому, вьётся лозница. Всюду цветут цветы. Устланная песком дорожка кончается у мраморной лестницы. По этой лестнице как раз и поднимался дед Грамматик. Улыбающаяся девушка открыла ему двери, проводила в кабинет начальника. Немного погодя из открытого окна донёсся громкий голос начальника:
— Здравствуй, дед Грамматик! Милости прошу, заходи! Что принесло тебя к нам? Чем угостить: кофе или вареньем из инжира? Кого привёл ты ко мне из села?
— Знаешь, господин начальник, просто беда. Отбоя нет от отца Иванчо. Как заладил: "Отведи, мол, дед Грамматик, Иванчо к начальнику. Может, устроит его на службу. Не то пропадёт парень". Нелегко им, горемычным. Не захотел в своё время Иванчо учиться, вот и ходит теперь как шальной. Ни к чему не способен. А ведь надо же его куда - нибудь приткнуть.
— А мне - то что с ним делать? — спросил начальник.
— Как что? Возьми его к себе. Будет по хозяйству помогать, кофе в кофейне закажет, ботинки может почистить, пальто подержать. А приляжешь после обеда на часок, мух будет отгонять.
— Ладно, — согласился начальник. — Возьму его. Только из уважения к тебе, дед Грамматик, возьму. Позови - ка его сюда.
Дед Грамматик вышел из кабинета и позвал Иванчо. Тот, стыдясь своих заплаток, робко поднялся по мраморной лестнице и, войдя в кабинет, так и замер на месте.
В кожаном кресле, перекинув ногу на ногу, сидел Марко — бывший осёл Иванчо.
Читайте вместе с детьми.
Другие статьи автора: