Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Ей – 56 лет, ему – 25. Зачем молодой человек стрелял в свою пожилую возлюбленную

Богатая дама увлеклась молодым человеком, годящимся ей в сыновья. Реальное уголовное дело из российских судебных архивов. Совершенно непристойная любовная связь стала причиной кровавого преступления. Эта история случилась во времена Российской империи. В свое время она надела много шума, не столько из-за самого преступления, сколько из-за публичного обсуждения в газетах интимных подробностей, ставших причиной роковых выстрелов прямо в спальне. В Харькове, в управлении железной дороги, трудился 25-летний Николай Бессер – потомственный, но совершенно обедневший дворянин. Он довольствовался не самой престижной и не самой высокооплачиваемой должностью, снимал комнату в доме на окраине города, жил не по средствам, и постоянно нуждался в деньгах. Все свое имущество, он неоднократно заложил и перезаложил в ломбардах. Даже журналисты называли господина Бессера красивым и обаятельным. Сам молодой человек понимал, что на него обращают внимание женщины всех возрастов и решил этим пользоваться.

Богатая дама увлеклась молодым человеком, годящимся ей в сыновья. Реальное уголовное дело из российских судебных архивов.

Совершенно непристойная любовная связь стала причиной кровавого преступления.

Современное постановочное фото из открытых источников
Современное постановочное фото из открытых источников

Эта история случилась во времена Российской империи. В свое время она надела много шума, не столько из-за самого преступления, сколько из-за публичного обсуждения в газетах интимных подробностей, ставших причиной роковых выстрелов прямо в спальне.

В Харькове, в управлении железной дороги, трудился 25-летний Николай Бессер – потомственный, но совершенно обедневший дворянин. Он довольствовался не самой престижной и не самой высокооплачиваемой должностью, снимал комнату в доме на окраине города, жил не по средствам, и постоянно нуждался в деньгах. Все свое имущество, он неоднократно заложил и перезаложил в ломбардах.

Даже журналисты называли господина Бессера красивым и обаятельным. Сам молодой человек понимал, что на него обращают внимание женщины всех возрастов и решил этим пользоваться.

По некоторым обрывочным фразам, прозвучавшим в ходе судебного заседания, можно предположить, что приятный в манерах и недурной лицом и телом железнодорожный служащий являлся обычным альфонсом. Причем, дабы не быть вызванным на дуэль и не оказаться в опале у какого-нибудь влиятельного мужа, Николай Бессер «специализировался» на вдовах. Ну, или на тех дамах, чьи вторые половины никак не могли ему навредить.

Осенью 1874 года гуляя в городском саду (так тогда называли парки) со своим приятелем, Николай обратил внимание на одну даму, которая в одиночестве прохаживалась по аллеям. Друг оказался знакомым женщины, и Бессер уговорил его представить их друг другу.

Так произошло знакомство профессионального альфонса и одной из богатейших женщин Харькова – мадам Анной Чарторыжской. Ей уже 56 лет, по тем временам это настоящая старость. Вот как их описал один из корреспондентов, освещавших судебный процесс:

Скан из газеты тех лет
Скан из газеты тех лет

Довольно быстро молодой человек стал частым гостем в доме Чарторыжских. Его новая благодетельница оказалась замужней дамой, но супруг, крупный харьковский помещик, которому исполнилось уже 80 лет, после перенесенного несколько лет назад удара, был прикован к постели и никого не узнавал. Трое взрослых детей проживали отдельно, у всех свои семьи. В огромном доме, наполненном слугами и сиделками, Анна откровенно скучала.

Молодой кавалер стал ее настоящей отрадой. Все свободное время он проводил в гостях у Чарторыжских, и только на ночь покидал чужой дом. Оставить ночевать чужого мужчину – это немыслимо!

Тогдашние правила приличия не позволяли им выйти в свет вдвоем, по крайней мере, при еще живом муже. Но в начале января 1875 года парализованный помещик скончался. Отныне мадам Чарторыжская оказалась свободной женщиной. А для кого-то – перспективной невестой.

За полгода «хожения в гости» к своей «даме сердца», Николай Бессер оставил службу на железной дороге, расплатился со всеми долгами, обновил гардероб нарядами из самого Парижа, заполучил личного извозчика. В те редкие вечера, когда ему не нужно было развлекать Анну в ее доме, альфонс устраивал для друзей пьяные кутежи, за которые расплачивался единолично.

И при этом господин Бессер был уверен, что дальше будет еще лучше.

Русские люди 1870-х гг. Общественное достояние
Русские люди 1870-х гг. Общественное достояние

На время похорон супруга Анны, молодой альфонс в ее доме не появлялся. Но едва закончились все обязательные траурные мероприятия, разъехались дети и родственники, как в феврале того же 1875 года, встречи парочки возобновились. Теперь уже не требовалось обращать внимание на приличия, полюбовники вместе ходили в рестораны, в театры, гуляли в городском саду, разве что в гости или на прием в чей-то дом прийти не могли – опозорили бы хозяев.

А потому, Николай Бессер все чаще стал намекать своей мадам, которая была старше его на 31 год, что пора уже им узаконить отношения. Тогда никто не посмеет закрыть перед ними двери. И плевать, что будут думать и шептаться по углам, главное, что он ее любит.

Однако Анна Чарторыжская, вроде, как и потеряла голову от молодого возлюбленного, превращаться в замужнюю даму не собиралась. Ее полностью устраивали отношения, где властвовала она. А после венчания, согласно русской традиции, главным в семье сразу же окажется мужчина.

Как показали на суде слуги из дома Чарторыжских, Николай Бессер несколько раз устраивал громогласные скандалы с хозяйкой из-за ее нежелания выходить за него замуж. Причем нередко оскорблял ее. Одним из главных аргументов молодого человека, было утверждение, что он стал посмешищем всего города. И только венчание докажет всем, что это настоящая любовь, а не расчет.

Но его потенциальная избранница, наверняка, прекрасно понимала, что истинная цель молодого фаворита – ее бескрайние пахотные земли, доставшиеся от мужа. Как ни крути, а он ее переживет.

Вечером 1 мая 1875 года Николай вновь заговорил о замужестве. Как осторожно (иначе нельзя – цензура) написали газеты, произошло это в «самой интимной обстановке». И в тот раз Бессер переборщил. Молодой человек ударил свою благодетельницу.

Виды Харькова 1870-х гг. Общественное достояние
Виды Харькова 1870-х гг. Общественное достояние

Немолодая вдова не выдержала такого унижения. Только простолюдины, чернь, били своих женщин, дворянин ни при каких условиях не мог поднять руку на даму. Она просто выгнала из дома обнаглевшего кавалера. И запретила ему впредь сюда приходить. И когда на следующий день Бессер, как ни в чем не бывало, вновь постучался в дом, который уже, наверное, считал своим, то получил от ворот поворот:

- Барыня велела не пущать!

А следом Николая навестил адвокат мадам Чарторыжской и показал ему расписки. Дело в том, что богатая дама оказалась совсем не наивной. Она действительно погасила все долги господина Бессера, оплачивала его счета, но тот был вынужден собственноручно написать ей обязательства вернуть затраченные средства.

Был уверен, что даже если они перестанут общаться, перед лицом позора, ни одна дворянка не подаст в суд на объект своей греховной страсти. Но в данном случае он прогадал – бывшая возлюбленная установила срок погашения долга и грозила тюрьмой. Да, в Российской империи должники вполне могли оказаться в самой настоящей долговой тюрьме!

Порочная стать закончилась и переросла в настоящую ненависть. Анна не выходила из дома, чтобы случайно не встретить своего бывшего. Попытки нормально поговорить, пресекались прислугой – Бессера не пускали на порог. Его письма игнорировались и сжигались без вскрытия.

Ночью 28 мая 1875 года Николай пошел на отчаянный шаг. Он тайком проник в дом Чарторыжских и оказался прямо в спальне своей недавней благодетельницы. Проснувшаяся женщина не стала поднимать шум, а попыталась убедить, что все кончено, они чужие друг другу, его поведение недостойно мужчины, а слова любви – ложь.

Бессер затянул ту же пластинку – он любит ее, им нужно связать отношения узами брака и тогда все будут счастливы. Но Анна требовала, чтобы он навсегда оставил ее в покое.

И в этот раз альфонс явился не с пустыми руками, как обычно…

Русские люди 1870-х гг. Общественное достояние
Русские люди 1870-х гг. Общественное достояние

Николай Бессер выхватил револьвер и произвел пять выстрелов в упор, после чего оружие заклинило. Три пули попали в цель, но не задели жизненно важных органов. Мадам Чарторыжская завопила на весь дом. Тогда мужчина набросился на нее и стал наносить удары. Его смогли остановить только слуги, ворвавшиеся в покои своей хозяйки.

Потом на суде Бессер будет утверждать, что любил Анну и желал вместе с ней покинуть этот мир. Сначала ее, а последний патрон для себя. Но оружие подвело. Если бы слуги не остановили, он обязательно бы свершил бы над собой задуманное.

Анна Чарторыжская выжила и даже серьезно не пострадала здоровьем, но в глазах общественного мнения оказалась виноватой во всей этой истории. Немолодой даме не простили того, что она при живом муже завела себе полюбовника. При этом не столько самого факта измены (нравы в русском свете царили беспутные), а того, что свой грех она даже не пыталась скрыть от благопристойных окружающих.

Непонятно почему, но Николаю Бессеру поверили, его утверждения о «большой и чистой любви» в отношении пожилой мадам, харьковская публика почему-то приняла за чистую монету. И когда в апреле 1876 году начался судебный процесс, общественное мнение уже было на стороне обвиняемого в покушении на убийство.

Приговор присяжных сегодня возмутил бы всех, а тогда, в патриархальном обществе, он был встречен аплодисментами в зале и восторженными статьями в харьковских газетах.

Виды Харькова 1870-х гг. Общественное достояние
Виды Харькова 1870-х гг. Общественное достояние

Тактика адвоката Бессера строилась на том, что его подзащитный в любовном порыве потерял над собой контроль. Он не осознавал свои действия, когда стрелял. А по тогдашним законам Российской империи если преступник в момент совершения деяния находился в состоянии временного умственного расстройства (говоря современным языком – аффекта), то он не подлежал осуждению.

И после выступления доктора, заявившего о «кратковременном помутнении рассудка» у Николая Бессера, вызванным «неприличным поведением госпожи Чарторыжской», присяжные ЕДИНОГЛАСНО признали подсудимого невиновным.

Несостоявшийся душегуб был освобожден прямо в зале суда.