– Нет, она, конечно, посидит, если мне, допустим, надо по делам. Что-то связанное с работой или со здоровьем, – обижается на маму Зоя. – Но просто так – всякий раз отказы слышу.
– Постой, но вы же вместе живете! – удивляется подруга. – Привела дочь из садика, покормила, почему бы не отлучиться? Или в выходной, мама же все равно дома сидит по большей части.
– Ну вот так у нас, – разводит Зоя руками. – Мама может в выходной выйти куда-то, к подруге или по магазинам прогуляться. Но с Машей она не остается принципиально. Даже гулять с Машей мы идем вдвоем, не дай бог я это время для себя выкрою.
– А почему такая позиция? Ты – молодая женщина, подумаешь, развелась. Каждая вторая сейчас в разводе, если не больше. Надо же тебе и личную жизнь устраивать, и, допустим, маникюр сделать в салоне…
– Я же говорю – принципиальная позиция. Дескать, ей никто не помогал меня растить, почему мне должно быть легче. Месть, обычная месть, отыграться на дочери, пусть тоже мучается, как она, – считает Зоя.
Молодой женщине 32 года, у нее почти пятилетняя дочь Маша, и второй год Зоя в разводе. Замужем жила на территории мужа, потом была вынуждена уйти. Муж фактически сам их с дочкой выставил, объявив, что дождался, когда Зоя на работу выйдет, теперь у него другая – легкие, необременительные отношения, а семейная жизнь его за-дол-ба-ла. Так и отчеканил – по слогам.
Зоя ушла к маме. Собственно, в ее квартире у Зои есть доля – по приватизации получена. Раньше двушка была муниципальной, в ней жили мама и бабушка. Потом бабушки не стало, а мама Зои как раз тоже ушла от мужа. Зое тогда было 2 года с небольшим. Стали жить с мамой вдвоем, потом мама решила, что нужно перевести жилье в собственность, так пополам у них и получилось.
– Причем мама все время подчеркивает, что доля у меня есть благодаря ее доброй воле, – усмехается Зоя. – Мол, жила бы я сейчас под мостом с ребенком, но мама же добрая, она мне позволила долю иметь. Ага, только сама забывает, что я была несовершеннолетняя, мне эта доля была по закону положена. Да и вообще, квартиру еще бабушка с дедом получали, мама ее тоже не сама заработала, но это ладно, разобрались, живем.
К разводу дочери мама отнеслась равнодушно: "А мне всегда зять не нравился, я так и знала, что выйдет что-то в этом духе". На питание и коммуналку женщины скидываются, остальные покупки у них раздельно, каждая платит из своего кармана. И в быту конфликтов нет, не спорят, кто больше вымыл тарелок. И к внучке мама относится хорошо: сладости ей покупает, играет, обнимает Машу. Но… играет или может уложить спать, только если Зоя дома.
– Мам, меня Саша на день рождения пригласила в воскресенье, – как-то обратилась Зоя через пару месяцев после вселения по месту регистрации. – Отмечать будут в кафе, я бы сходила развеяться, можно?
– А что ты меня спрашиваешь? – мама пожала плечами, но видно было, что ждать ничего хорошего не стоит. – Ты не маленькая, чтобы разрешения спрашивать. Иди, одевай Машу и ступай.
– Мам, о Маше и речь, понимаешь, там взрослая компания, да и зовут к 7-ми вечера, не успеешь оглянуться – Маше спать пора. К тому же, выпивать будем, да и вообще. Пусть Маша с тобой останется, пожалуйста?
– Пусть останется, но если только останешься ты, – усмехнулась мама. – У тебя теперь ребенок, так что вся жизнь подчинена этому обстоятельству. Либо ты куда-то идешь с Машей, либо с ней сидишь дома. Все просто. Если к врачу срочно – я посижу, а для развлекушек – нет. Мне, например, даже к врачу приходилось с тобой маленькой ходить. Некому было сидеть. Даже к гинекологу иду, а ты в коридоре, под присмотром будущих мамочек. Вот как было, и ничего, не умерла. Мне никто не помогал, чтобы я погуляла.
– Но ведь тебе просто некому было помогать! Бабушки уже не было, со свекровью ты не общалась, отец меня воспитывать не рвался. Вынужденное это было все, – Зоя пыталась донести до мамы свою точку зрения. – А у Маши есть бабушка, по-моему, вполне адекватная и любящая. Да и девочка же уже большая, почему нет?
– Потому что бабушка не обязана заменять маму, – был ответ. – Бабушка может поиграть и книжку почитать. Но отвечать за своего ребенка должна ты. Родила? Отлично, воспитывай. Личная жизнь? У меня ее не было с того момента, как ты родилась. И ничего, жива. Маша большая? Отлично, наряжай дочь и ступай на день рождения, какие проблемы.
В тот раз Зоя пошла к подруге с Машей. Конечно, ее там в таком варианте никто не ждал – все без детей. Посидели часик, отдали подарок и – назад. А дома мама с усмешкой: "Уже нагулялись?"
– Дом, магазин, работа, – вздыхает Зоя. – На стрижку я иду с Машей, маникюр дочь не выдерживает по времени. Все подруги живут далеко, да и не обязаны подруги. Если уж мама помогать отказывается… Я даже в магазин или в пункт выдачи себе за вещами иду с дочерью, она в кабинке крутится, примерить толком не дает.
– Да уж, странная позиция, действительно попахивает какой-то мрачной местью за то, что ты родилась, а у мамы из-за тебя личная жизнь не сложилась, – качает головой подруга.
За все время совместного проживания Зоя без ребенка вышла из дома ровно три раза: в суд подать на алименты, в больницу, когда ангина у нее была, да еще и к гинекологу спираль установить. Хотя теперь думает: а зачем она ее ставила, личной жизни все равно никакой и в ближайшее время даже не предвидится.
Подруги постепенно перестали куда-то ее звать. Какой смысл, если она с Машей пойдет. Ни на концерт – там громко слишком, ни за город на шашлык – это долго слишком. Да и зачем в компании, где исключительно взрослые, ребенок? У двух подруг дети есть, но с ними бабушки сидят, хотя и живут отдельно. Даже на свадьбу к однокурснице бывшей выйти не получилось: там было условие, что строго без детей.
Историю обсуждают на сайте злючка.рф.
"ПОДПИСКА на Телеграм" и в MAX