Найти в Дзене
Тверская Губерния

Фёдор Хитрук: отец советской анимации

Фёдор Савельевич Хитрук (1917–2012) был выдающимся советским кинорежиссёром, художником и основоположником отечественной мультипликации, чьи работы определили эстетику и глубину советского анимационного кино. Родившийся 1 мая 1917 года в Твери на Советской улице (бывшей Миллионной), он провёл здесь первые шесть лет жизни. Его отец работал в губисполкоме, участвуя в социальной работе после революции, что определило раннюю подвижность семьи: в 1924 году они переехали в Москву. Тем не менее, Тверь осталась для Хитрука колыбелью его детства и символом начала его жизненного пути, а позже источником особого эмоционального отклика, особенно проявившегося в его поездке в 1938 году, когда он, пытаясь найти дом детства, так и не смог его обнаружить. Хитрук стал первым в СССР режиссёром, удостоенным Государственной премии СССР исключительно за мультипликационные фильмы. Его режиссёрский дебют – «История одного преступления» (1961) – разрушил стереотипы о мультфильме как исключительно детском жанр

Фёдор Савельевич Хитрук (1917–2012) был выдающимся советским кинорежиссёром, художником и основоположником отечественной мультипликации, чьи работы определили эстетику и глубину советского анимационного кино. Родившийся 1 мая 1917 года в Твери на Советской улице (бывшей Миллионной), он провёл здесь первые шесть лет жизни. Его отец работал в губисполкоме, участвуя в социальной работе после революции, что определило раннюю подвижность семьи: в 1924 году они переехали в Москву. Тем не менее, Тверь осталась для Хитрука колыбелью его детства и символом начала его жизненного пути, а позже источником особого эмоционального отклика, особенно проявившегося в его поездке в 1938 году, когда он, пытаясь найти дом детства, так и не смог его обнаружить.

Хитрук стал первым в СССР режиссёром, удостоенным Государственной премии СССР исключительно за мультипликационные фильмы. Его режиссёрский дебют – «История одного преступления» (1961) – разрушил стереотипы о мультфильме как исключительно детском жанре, представив анимацию как мощный инструмент психологической и социальной аллегории. Он создал культовых персонажей: Винни-Пуха, Бонифация и Пятачка, чьи образы стали неотъемлемой частью культурного кода России и мира.

Уникальность его таланта заключалась в сочетании лёгкости, иронии и глубокой человечности: он умел превращать простые сказки в философские притчи, а мультфильмы – в произведения высокого искусства. Его методы, включая эксперименты с голосом, как в случае с Евгением Леоновым, чей баритон был ускорен, чтобы создать неповторимый голос Винни-Пуха, стали эталоном. Хитрук также был педагогом, руководителем мультипликационной мастерской на Высших режиссёрских и сценарных курсах, где воспитал новое поколение аниматоров, сохранив традиции качественного, авторского кино.