Найти в Дзене

Схиархимандрит Михаил

Кто-то из американских политиков начала двадцатого века говорил: «На подготовку десятиминутной речи мне нужна неделя, а часовую речь я могу произнести хоть сейчас». И действительно, те, кто хоть раз пытался выступать для большой аудитории или отвечать публично на вопросы, знает, какое это непростое занятие. В коротких ответах обнаруживается вся суть подготовки, если можно так выразиться, проявляется твоя профпригодность. И особенно ответственно, когда это связано со служением Богу, ведь непродуманно сказанное слово может повредить твоему собеседнику и даже, не дай Бог, отвратить от Церкви. Года три назад к нам в Астрахань приезжал духовник московской епархии протоиерей Валериан Кречетов. После всех мероприятий была и общая беседа с духовенством и прихожанами, желающими послушать батюшку и задать ему волнующие их вопросы. Сама беседа прошла на одном дыхании. В самом конце, когда слушатели неохотно, но всё же решили отпускать батюшку, с задних рядов пробралась женщина и буквально выкрикн

Кто-то из американских политиков начала двадцатого века говорил: «На подготовку десятиминутной речи мне нужна неделя, а часовую речь я могу произнести хоть сейчас».

И действительно, те, кто хоть раз пытался выступать для большой аудитории или отвечать публично на вопросы, знает, какое это непростое занятие. В коротких ответах обнаруживается вся суть подготовки, если можно так выразиться, проявляется твоя профпригодность. И особенно ответственно, когда это связано со служением Богу, ведь непродуманно сказанное слово может повредить твоему собеседнику и даже, не дай Бог, отвратить от Церкви.

Года три назад к нам в Астрахань приезжал духовник московской епархии протоиерей Валериан Кречетов. После всех мероприятий была и общая беседа с духовенством и прихожанами, желающими послушать батюшку и задать ему волнующие их вопросы. Сама беседа прошла на одном дыхании.

В самом конце, когда слушатели неохотно, но всё же решили отпускать батюшку, с задних рядов пробралась женщина и буквально выкрикнула свой вопрос — ответ на который явно не укладывался в пять минут. Её интересовала гастрономическая строгость поста и что делать, если пришлось прийти в гости в день постный, а все угощения скоромные. Тут, кажется, можно было бы растянуть беседу ещё на полчаса минимум, вспомнить особые указания в Типиконе, подкрепить всё афонским патериком, как подвижники-монахи встречали своих гостей, но вот только времени на всё это не было. Однако отец Валериан нашёлся, что ответить, — моментально, с юмором и глубоким смыслом:

— У нас в Церкви, — сказал батюшка, — есть несколько запретительных критериев, таких как: «не принято», «не положено» и «нельзя». — Скоромную пищу в дни постные вкушать не положено, но, если в гостях вам протягивают тарелку с тортиком, стало быть, уже положено? — поэтому кушайте и никого не смущайте, но есть одно немаловажное дополнение: добавки в таких ситуациях — не положено.

Точно выверенный, простой и быстрый ответ, который запомнился всем участникам беседы.

Священник с огромным, более чем пятидесятилетним опытом священства за плечами, общался с нами так просто и откровенно, что казалось — мы знакомы всю жизнь. Сам же батюшка — из священнической семьи. Его отец учил их с братом: «Если вы собираетесь быть священниками — готовьтесь к тюрьме», поэтому они поступили после школы в Московский лесотехнический институт, так как заключённых часто отправляли в те годы на лесоповал.

Сегодня утром на 89 году жизни батюшка почил о Господе. Пару лет назад он принял монашество, а незадолго до смерти — великую схиму с именем Михаила в сане архимандрита.

Упокой, Господи, верного раба Твоего схиархимандрита Михаила, и отче Михаиле, моли Бога о нас.