Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал актрису Татьяну Пельтцер. Эта чудесная артистка могла сыграть любую роль, от драматической до комедийной. Причем, всегда была интересна и выступала гарантом успеха фильма.
И в самом деле, если в картине снималась Пельтцер, то редко, когда он не становился у народа любимым.
Самое интересное, что известность пришла к актрисе, когда она была уже в очень серьезном возрасте. Ее молодой никто и не помнит. Никто не помнит, кто был ее мужем, были лит у нее дети, кого она любила…
Кстати, вот об этом и кое о чем еще и хочется поговорить подробнее.
Года минувшие давно
Очень часто актриса играла деревенских старушек. И у нее это получалось очень убедительно. Достаточно только вспомнить «Деревенский детектив». Но интересно будет узнать, что сама актриса была горожанкой в десятом колене.
Она родилась 24 мая 1904 года в Москве. Семья у актрисы была очень непривычного смешения- мама была еврейкой, а папа у нее был по происхождению немцем, его звали Иоганн Робертович Пельтцер. Правда, после нескольких лет жизни в России он сменил имя на более привычное для россиян – Иван Романович.
Иван Романович был известным актером и в 1941 году стал даже лауреатом Сталинской премии.
Это у него и начинала учиться еще маленькая Татьяна, сама того не осознавая. Она перенимала у него интонации, жесты, манеру двигаться, говорить.
Уже в 16 лет Татьяна Ивановна стала выходить на сцену. И, надо сказать, у нее был свой успех и даже свои поклонники.
Но флиртовать с поклонниками у актрисы времени и желания не было. Уже в двадцать три года она встретила Ганса Тейблера – немецкого коммуниста, и вышла за него замуж. Они с мужем даже переехали в Германию.
А вот там актриса некоторое время не могла найти себя. Сцена осталась в России, новых увлечений не было, и пришлось увлекаться…мужчинами. Не сильно, но… но этого хватило. Чтобы муж обвинил ее в неверности. Татьяна не слишком его переубеждала. Она поспешно развелась и переехала обратно в Россию. Так что женой актриса была только 4 года.
Театры
Карьера у актрисы даже в России не сразу рванула ввысь. Сначала она устроилась в МОСПС ( потом это будет театр Моссовета), но через три года актрису уволили за профессиональную непригодность. Режиссеры так и не сумели рассмотреть таланта в молодой актрисе.
Актриса не собиралась опускать руки. Она поехала в Ярославль и устроилась в драмтеатр. Но Татьяна прекрасно понимала, что слава ее заметит только в Москве. Да и не хотела она бросать родной город.
И вот через два- три года она уже блистала на столичных подмостках. Но прошло несколько леть прежде, чем она стала работать в Театре Сатиры.
Здесь она себя нашла. Ей очень нравилось играть иронические роли, у нее был прекрасный юмор, поэтому и сатирические герои у нее получались великолепно.
В Театре Сатиры она проработала 30 лет. И в это время она вступила в партию сама, да к тому же, давала рекомендацию и Марку Захарову, когда он решил вступить в ряды членов КПСС.
И, примерно, в это же время актрису, наконец-то, нашла слава.
А дело в том, что Татьяна Ивановна снялась в фильме- спектакле «Свадьба с приданым». И когда фильм вышел на экраны, актрису узнал весь Союз.
А потом ее стали приглашать разные режиссеры. Большим успехом стал фильм «Солдат Иван Бровкин», где Татьяна Пельтцер играла мать главного героя. Сначала в сценарии было не так много ее сцен, так сценаристы специально под нее переписывали сценарий, чтобы актриса могла больше находиться на экране.
А потом был детский фильм «Приключение желтого чемоданчика». Вроде бы, и ничего особенного, но, например, все сложные трюки актриса выполняла сама. А ведь надо помнить, что Татьяне Ивановне на тот момент было 66 лет.
Дела сердечные
Но если на работе актрисе сопутствовал успех, то в жизни ее личные дела складывались неважно. После своего первого замужества актриса больше не выходила замуж. А вот влюблялась она постоянно. Когда была молодой, влюблялась со страстью, с возрастом ей хватало и платонической любви, а когда стала еще более возрастной, она уже влюблялась в талантливых коллег.
Она, например, в Ленкоме очень любила Александра Абдулова. И он ее тоже просто обожал. Он ее звал просто- бабушка. Абдулов всегда беспокоился о пожилой женщине, всегда был рядом, а когда в последние свои дни актриса забывала текст, он учил и ее роли и постоянно ей подсказывал. Она же его любила , как самого любимого внука. У Пельтцер никогда не было своих детей, понятно, что и внукам не откуда было взяться. И вот Александр Абдулов таким внуком стал.
А обожала она …Марка Захарова.
В первый раз она увидела молодого режиссера еще в Театре Сатиры, там он ставил спектакль «Доходное место». Нет, это не была любовь с первого взгляда. Напротив. Бедному Захарову доставались такие реплики от пожилой актрисы, что он не знал, куда деваться.
Долгое время Марк Захаров был мишенью для ее остроумия. Но менялось все- и сам режиссер становился матерым, и отношение к нему менялось. В результате, она режиссера просто обожала. И когда Захаров перешел из Театра Сатиры в Ленком, она перешла туда вместе с ним.
Причем, это был довольно отважный шаг- на тот момент актрисе было уже 72 года, а впереди была неизвестность.
Марк Захаров отвечал актрисе взаимностью. Он вставлял ее во все свои спектакли, когда была хоть небольшая возможность. А когда он ставил фильмы, то непременно находил для нее роль, и старался сделать так, чтобы ее экранное время было, как можно, больше.
У них был великолепный творческий союз. Актриса легко могла признаться режиссеру в любви. И ее не смущало, если признание кто-то слышит. Все в театре знали – это глубоко творческая любовь. Ни на что актриса не претендовала – да и могла ли она?! Разница между Захаровым и Пельтцер составляла тридцать лет. А надо сказать, что Татьяна Пельтцер была не из тех дам, которые всеми силами пытаются спрятать свой возраст. Она принимала свой возраст достойно.
Она работала в Ленкоме до самой своей кончины, еще 15 лет. И она не просто числилась актрисой, она была задействована во многих постановках.
Татьяна Пельтцер была из тех актрис, для которых театр- их Дом. Здесь у нее были любимые люди, здесь она знала, кто и что собой представляет. Она прекрасно видела, у кого есть потенциал, у кого есть способности, а у кого яркий талант. Лентяев она терпеть не могла и могла сказать им всю правду в лицо. Талантливых людей обожала в любом возрасте. Порой ее замечания были далеко не так мягки, как хотелось бы, но зато это было правдой.
Она была Большой Актрисой. Она любила жизнь, любила талантливых людей. Но самой большой любовью был для нее ее Театр!