Спустя год после прекращения огня между Израилем и ливанской «Хезболлой», на правительство Ливана оказывается сильнейшее давление с целью заставить его принять меры по разоружению этой группировки. Представители США сообщили президенту Ливана Джозефу Ауну и премьер-министру Навафу Саламу, что, если не будут предприняты конкретные шаги по разоружению и прекращению финансирования «Хезболлы», Вашингтон не может гарантировать, что Израиль не нанесёт новые удары по «Хезболле», в результате которых пострадает весь Ливан. По непроверенным данным, американцы поставили Ауну крайний срок – конец ноября.
В свою очередь, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху вновь заявил, что израильская армия готова начать новую войну и уничтожить «Хезболлу». Израиль также усилил ежедневные атаки на объекты, которые, по его словам, принадлежат «Хезболле» на юге Ливана и в долине Бекаа. В Израиле утверждают, что с момента вступления в силу соглашения о прекращении огня в ноябре прошлого года убиты сотни боевиков группировки.
То есть, если власти Ливана не разоружат «Хезболлу», страну ждёт новая война.
Но парадокс в том, что попытка разоружения «Хезболлы» тоже приведёт к войне: генеральный секретарь группировки Наим Касем направил ливанскому правительству жёсткие послания, в которых отверг любые попытки разоружить группировку или заставить её вступить в прямые переговоры с Израилем. Хотя у правительства и армии есть мандат на разоружение «Хезболлы», в этом направлении ничего так и не сделано – именно потому, что ливанские власти не желают новой гражданской войны, а конфронтация между армией и «Хезболлой» неизбежно станет её началом. Президент Аун хотел бы разоружить «Хезболлу», но просто не может этого сделать: ливанская армия очень слаба, а примерно треть её офицеров и солдат - либо члены, либо сторонники «Хезболлы».
Несмотря на тяжёлое поражение, понесённое в войне с Израилем, «Хезболла» сохраняет много оружия, прежде всего стрелкового, что и требуется для гражданской войны. Шиитская община Ливана, а это около 800 тысяч человек, т.е. примерно 27% населения, в большинстве своём поддерживает «Хезболлу», так что без добровольцев в случае войны группировка не останется.
Есть у «Хезболлы» и средства: помимо множества коммерческих структур в самом Ливане, группировка активно занимается бизнесом разного рода в Латинской Америке – прежде всего в свободной экономической зоне на стыке границ Парагвая, Аргентины и Бразилии. Так что прекращение помощи со стороны Ирана для «Хезболлы» болезненно, но отнюдь не смертельно.
Кроме того, израильская разведка уверена, что деньги и оружие от Ирана, хотя и в гораздо меньших по сравнению с довоенным периодом масштабах, всё же поступают в Ливан – морским путём и контрабандными маршрутами через Сирию, которые не может перекрыть новое сирийское правительство Аш-Шараа.
Готовность Израиля начать новую войну с «Хезболлой» не вызывает сомнений: в последние дни по дорогам Израиля непрерывно движутся колонны военных с бронетехникой – от сектора Газа, где война практически закончена, в сторону границы с Ливаном. Израиль вряд ли готов бесконечно ждать разоружения «Хезболлы»: боевая готовность армии дорого стоит израильским налогоплательщикам, что само по себе подталкивает Израиль к новой военной операции.
Президенту Ауну, как бы он ни хотел избежать новой войны, придётся сделать тяжёлый выбор. Какую войну он предпочтёт – с Израилем или гражданскую – ещё предстоит узнать, и, судя по всему, в ближайшие недели, если не дни.
Читайте новости на телеграм-канале "Патагонский казакъ" https://t.me/patagonez