В 6 утра я стою у миграционного центра и смотрю, как сотрудник берёт листок со списком людей, которые ждали здесь с ночи... комкает его... и спокойно уходит внутрь. В этот момент я понял: день будет длинным...
Я редко нервничаю. Но одно место каждый раз заставляет меня сильно волноваться. Это миграционный центр.
Каждый раз я волнуюсь идти туда не потому, что я плохой человек, а потому, что там всегда случается что-то, чего я не ожидаю. И если что-то пошло не так, то нужно быть готовый потратить несколько часов или даже дней, чтобы исправить ошибку.
В этот раз виноват я: перепутал даты ежегодного уведомления по ВНЖ. Думал: заплачу штраф 5000 рублей и пойду домой. Это было наивно, да… В миграционном центре даже просто заплатить штраф просто быть не может.
Попытка номер один
Я прихожу в кабинет. Передо мной стоит очередь. Человек 30. Спрашиваю мужчину:
- Простите, очередь быстро движется?
- Минут десять на человека.
- А вы когда пришли?
- В семь утра... и всё равно опоздал.
Кабинет работает с 9 до 12. Значит, чтобы вообще иметь шанс попасть внутрь, надо приходить в 5-6 утра. А лучше в 4.
Но самое поразительное для меня - это отношение к людям там. Я пытаюсь вежливо спросить у сотрудника - правильную очередь я занял? Какой его ответ? Полный игнор. Как будто меня нет. Он просто прошёл мимо меня. Я впервые встретил такое отношение в моей жизни.
И я заметил, что это не только со мной так. Так же игнорируют и всех остальных посетителей. Никто не даёт правильного ответа.
Может, в миграционном офисе настолько грустно и несчастливо работать? Или им не нравятся так много посетителей и вопросов от них?
Гениальная идея: откройте ещё один кабинет. Или ещё лучше - сделайте оплату штрафов онлайн :) И людям станет легче, а сотрудники, возможно, снова научатся замечать живых людей.
Но пока это не сделали, мне придётся поставить будильник в 4 утра, взять термос с чаем, ноутбук и надеяться, что я успею пройти в кабинет до 12.00.
Попытка номер два
Я приехал, когда ещё темно. На часах 6.00. На улице уже стоит несколько мужчин. Есть список: в один кабинет записались 31 человек, но в мой - только один. Я второй. Отличное начало!
До открытия кабинета - три часа. Люди тепло одеты, кто-то говорит, кто-то дремлет стоя.
Теперь осталось ждать - дверь в кабинет открывается только в 9.00.
К восьми пришёл сотрудник с ключами. Видит список с именами, который повышен на окне у входа миграционный отдел. Он берёт бумагу с окна и комкает её.
Все, кто записаны и ждали с раннего утра (или даже вечера), - в этом списке.
- Можно нам бумагу вернуть, пожалуйста? - кто-то говорит.
- Зачем вы вешаете её? Это доска объявлений что ли?
- Это нам для удобства, чтобы была организация в очереди.
- Каждый раз это делаете. Нельзя так!
- А мы не знали.
- На, держи. - Он дал скомканную бумажку и спокойно зашёл внутрь.
С этого момента мы держали список в руках. Вдруг ещё сотрудник придёт ;)
Другой список
08.25. Все мы ещё ждём на улице, приходит девушка.
- Вам куда надо? - кто-то спросил её. - Вот у нас список, записывайтесь.
Она говорит:
- У меня есть свой список, с субботы. (сегодня понедельник)
- А где вы были? Мы здесь стоим со вчерашнего вечера.
- Никакого нового списка не будет! - Девушка жёстко ответила. - Я здесь уже четыре дня ждала. И сегодня я зайду первой.
- Да, пока мы ночью здесь стояли и ждали, дежурили, вы хорошо спали дома в кровати. Надо было хоть одного человека оставить со списком.
Поругались и спорили они. Не знаю, кто в итоге зашёл первым, но как я рад, что это не в кабинет куда мне надо. Вот такие ситуации тут бывают - живая очередь. Ей нужно в кабинет, где можно получить штамп, чтобы работать здесь.
И снова ошибка! Теперь не моя
Я был второй в списке в другой кабинет. Меня приняли в 9.30. Минут за 20 всё сделали, и мне дали квитанцию для оплаты штрафа, который мне надо оплатить в банке, после чего вернуться сюда и показать, что я оплатил.
Я взял и поехал в банк. В банке я увидел, что моё имя снова неправильно написали. Опять. И я подумал: "Почему ты не проверил на месте, Махил?! Опыт у тебя с этим есть!"
Да, и этот опыт мне сейчас сказал, что надо вернуться сразу, чтобы переделали.
Вот вернулся, спустя час после того, как я уехал. А здесь даже 5-го в списке ещё не приняли! Вот это даааа....
Сотрудник сказал мне, что имя неважно, важны паспортные данные и добавил: "Но если хотите, я переделаю." Я решил просить переделать всё-таки, потому что однажды я уже ехал половину Москвы из-за "Михаила". Больше никакого риска!
Он мне это переделал. Он очень занят, но добрый и помог. Исправил мне квитанцию, я благодарил его, пожелал ему удачи и потом в коридоре всем ждунам - тоже!
Этот день не закончится быстро
11.40. Оплатил квитанцию в банке и вернулся. Узнаю, что даже 10-й человек из списка ещё не зашёл в кабинет. Как я рад, что я приехал в 6 утра.
Осталось подать документы на уведомление и квитанцию о том, что я заплатил штраф за опоздание. Прохожу в нужный кабинет, а он уже не работает! Хотя время ещё не закончилось. Придётся возвращаться снова.
Да, это хороший тест на терпение и выдержку :).
Попытка номер три
Бог любит троицу, как говорят в России, да? В Голландии есть похожая фраза: Driemaal is scheepsrecht - третий раз - это закон корабля.
Вот и я поехал снова. Формально у меня всё в порядке, но это миграционный центр: здесь волноваться - обычное состояние. Мой опыт подсказывает: что-то обязательно найдут.
К счастью, очередь в этот кабинет обычно небольшая. Я жду у двери, и тут выходит девушка вместе с сотрудницей, к которой мне нужно. Девушка остаётся рядом, и я спрашиваю:
- Всё нормально?
- Да. Она сказала, что мне надо в другой кабинет, но там огромная очередь. И она пообещала сделать всё сама.
Невероятно! Такое бывает в миграционном центре? Или настроение хорошее? То, что надо :)
Подача документов
Они закончили, и я зашёл. Я сказал, что я приехал за ежегодным уведомлением ВНЖ.
- А не Вы недавно уже были? - Она ответила, после чего я начал больше волноваться. Не знаю почему, потому что я оплатил штраф, и всё должно быть хорошо теперь. На всякий случае, наверное :) Я подтвердил, что это был я, и дал ей все документы.
- Не надо мне пакет с документами, - она сказала строго со строгим лицом. - Анкета, ксерокопии, документы. - я услышал её серьёзный голос. И я дал их ей.
Она быстро всё проверила:
- А, вижу у Вас декларация с налоговой, это хорошо.
Спустя две минуты она сказала:
- Подпишите здесь. - после чего она поставила всякие красивые штампы, которые для меня чувствовались как медали.
"Неужели всё нормально?!" - я пока не верил в реальность.
Она мне дала часть анкеты, которая является подтверждением ВНЖ, и она говорит:
- Я тут написала с какого до какого числа Вы должны подтвердить ВНЖ в следующем году. Чтобы больше не опоздали.
- Спасибо большое! Я сам уже поставил 10 напоминаний, на всякий случай (не шутка). - И я вроде увидел улыбку у неё.
Потом я задавал ещё вопрос, и я вижу, как она внимательно слушает, потом отвечает и даже повторяет ответ.
Даже добавила шутку о словах "копия" и "ксерокопия". Я сказал, что записал, какие копии надо.
Она поправила: "Ксерокопии. Копии - это когда с нотариальным заверением. Ксерокопия - просто ксерокопия. Сложный язык, русский, да?"
Нет, это был не намёк на то, что я ещё не полностью владею русский язык, а просто шутка с подмигиванием. Мне нравится такой юмор!
До следующего года! Только чуть пораньше.
Конец истории или только начало?
Так прошёл мой день. Который превратился в три дня...
И каждый раз я думаю: в России невероятно много удобных онлайн-сервисов. Можно платить улыбкой, получать кэшбэк, оформлять всё на Госуслугах. Но есть одно место, куда прогресс пока не дошёл - миграционный отдел, где, кажется, ничего не менялось уже много десятков лет.
В моём Телеграме "Дневник голландца в России" я рассказываю и другие истории из моей жизни в России. Там уже 14 тысяч подписчиков, и в комментариях, кстати, можно бесплатно прикреплять фото. Присоединяйтесь! ;)
А если вы решите поддержать меня после этих непростых ситуаций, то это можно сделать здесь.