Павел Федорович Никонов умер в начале ноября этого года в возрасте 95 лет. Нет сомнения, что этот художник вошел в историю искусства как один из ярких представителей так называемого "сурового стиля" в советской живописи. Свои лучшие работы, на мой взгляд, Никонов написал именно в этом стиле на рубеже 50-60-х годов. Мне импонирует это направление, возникшее на волне "оттепели", когда молодые художники почувствовали некоторую свободу самовыражения и отбросили прочь догмы соцреализма с его пафосом и лакировкой действительности.
Они хотели показывать суровую правду жизни, обыденность, какая она есть. Отсюда и название стиля. Толчком к его появлению стали, во-первых, новые веяния, связанные с разоблачением культа личности Сталина, и, во-вторых, связанные с этим два важных для СССР события.
Первое из них — Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года, второе — Международный кинофестиваль 1959 года. У москвичей появилась нереальная до того возможность напрямую пообщаться с самыми разными иностранцами и увидеть примеры современного западного искусства.
Для художников было особенно важно то, что во время фестиваля молодежи и студентов в Москве открылась международная выставка картин. Увиденные там работы оказали на молодого Никонова ошеломляющее впечатление. Что касается кинофестиваля, то там на него повлияли фильмы французской "новой волны" и итальянского неореализма.
Всё это вдохновляло на творчество, в котором хотелось отразить жизнь такой, какая она есть, при этой найти в этом свою поэзию. Картина "Рыбаки" стала первой известной картиной Павла Никонова. Художник не скрывал, что его вдохновили на это фильмы неореалистов. Два рыбака сидят на берегу и занимаются сетью. Обыденная сцена, летний жаркий день, на заднем плане море блестит от солнца.
Речь не идет о социалистическом соревновании, о выполнении плана, хотя и показаны простые работяги. Вообще ничто не говорит о том, что это именно советские рыбаки. Художник создал картину, в которой воспевается труд, но воспевается без пафоса. Картина так понравилась Александру Дейнеке, что он купил ее. Творчество Дейнеки, кстати, тоже повлияло на Павла Никонова. В картине "Наши будни" есть буквальная цитата из него, посмотрите на задний план. Ничего не напоминает?
А картина показывает вереницу грузовиков с грузом и людьми, направляющуюся куда-то на крупную стройку. Идея созидательного труда, показанная в обыденных сюжетах — характерная черта "сурового стиля", и в "Наших буднях" она проявила себя максимально ярко. Художник лично ездил на стройки и работал там, так что, его взгляд не внешний, а изнутри.
В 1962 году Никонов написал картину "Геологи", и она была на знаменитой выставке в Манеже, которую посетил Хрущев, пришедший в ярость от увиденного. Обозвав художников "пидapacaми", он велел закрыть выставку. А "Геологи" сейчас хранятся в Третьяковской галерее. После Манежа Никонов отошел от "сурового стиля", тем более, что он стал теперь общим местом в советском искусстве. Художник увлекся стилем Роберта Фалька, и его дальнейшее творчество все дальше отходило от реализма.
Рекомендую интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях и Это просто поэзия жизни
Её канал на Рутубе Культурно и интеллигентно.