Чехова играют почти во всех аргентинских театрах, а продажи романов Достоевского в местных книжных магазинах опережают местную и зарубежную классику. Об этом «Русскому миру» рассказал известный переводчик и исследователь русской литературы, президент Аргентинского общества Достоевского Алехандро Ариэль Гонсалес.
Переводы русской литературы стали лучше
- Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей в мире, и большинство читает его в переводе. Проблем перевода Достоевского на испанский язык существует или давно решена?
- На эту тему я много писал и выступал на конференциях. Если проследить за историей переводов произведений Достоевского на испанский язык, я считаю, что в последние 20 лет переводы выполняются на очень высоком уровне. К счастью, позади осталась эпоха, когда Достоевского переводили через язык-посредник, обычно в этой роли выступал французский язык, но были переводы и через английский, немецкий и итальянский языки.
Уже давно все переводы выполняются с русского языка.
- Проза Достоевского – особое явление, она написана как будто нарочито «неправильно». Учитывается ли эта особенность в переводах?
- Я часто сталкиваюсь с такой ситуацией при переводах русских писателей, не только Достоевского. Когда я чуть-чуть напрягаю синтаксис или пунктуацию испанского языка, чтобы лучше отразить специфику авторского слога, у корректоров в Латинской Америке это обычно не вызывает протеста. А в Испании корректоры обращают на это внимание. Сообщают мне – здесь не может быть запятой, она здесь неуместна, а тут она необходима. Я отвечаю – я понимаю, что по правилам испанского языка здесь должно быть по-другому, но я пытаюсь отражать стиль автора. Иначе все писатели будут звучать одинаково. И Тургенев, и Толстой, и Платонов, и Булгаков… Как будто все они пишут на правильном испанском языке.
«Преступление и наказание» – хит продаж в Аргентине
- Какие произведения Достоевского пользуются особой популярностью в Аргентине, обсуждаются специалистами и читателями?
- Из великих романов Достоевского совершенно точно первое место занимает «Преступление и наказание». Это хит продаж. Далее идут «Братья Карамазовы». Из маленьких произведений Достоевского на нашем рынке часто встречаются «Белые ночи», «Игрок», «Записки из подполья» – их даже по коммерческим соображениям легче издавать. Это не очень толстые книги, они хорошо продаются. Достоевский – это самый известный, самый знаменитый русский писатель за рубежом, и вряд ли это изменится. Думаю, это надолго.
Читайте также: «Достоевский актуален, потому что он знает о нас больше, чем мы о нём»
- Выходят ли новые издания русской классики в Аргентине? Кого из русских писателей издают сейчас больше, чем других?
- Да, безусловно, в последние 25 лет в Аргентине вышло более ста переводов русской литературы. И для меня большая честь, что добрая половина этих переводов (или даже 60 %) была сделана мной. Кого издают больше? В Латинской Америке очень важный вопрос – авторские права. За издание классики не нужно платить за авторские права, и для издателей это легче. Многие отступают, если нужно тратиться на выплаты за авторские права.
Помимо плеяды русских классиков – Чехов, Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, Пушкин, – выпускают и других. Например, когда в 2010-м году исполнилось 70 лет со смерти Михаила Булгакова, и стало не нужно платить за авторские права, в Аргентине и вообще испаноязычном мире появилось очень много переводов его произведений. Та же ситуации ожидалась и с Андреем Платоновым, но волны переводов пока не возникло. Они появились, но не в таком объёме, как ждали. Также можно предположить волну переводов произведений Ивана Бунина.
В Испании чаще выходят произведения современных российских писателей, потому что это богатая страна, и издательский рынок там более развит, чем в Латинской Америке. Советских писателей, которых в прошлом году активно издавали, сейчас переводят очень редко. А если и выпускают, то тех, кто был против советской власти. На Западе преобладает либеральная идеология, и такие авторы там более по вкусу.
Читайте также: Бразильский педагог: «Это удивительно, насколько популярна русская литература!»
Три «Чайки» в один вечер
- Всё ли понятно аргентинским читателям в русских книгах или есть сложности – с именами, названиями городов, мотивацией поступков , чем-то ещё?
- Конечно, есть такой момент. Даже существует анекдот о том, что герои русских романов имеют 4-5 имён – Александр, Саша, Шура, Александр Сергеевич и так далее. Аргентинским читателям это непривычно. Но, по-моему, это просто вопрос тренировки. Читаешь первый, второй, третий русский роман и удивляешься – то герой Раскольников, а то Родя… А когда берёшься за четвёртую или пятую книгу, уже понимаешь, что такое встречается в русской литературе.
- Аргентина – один из мировых центров по производству сериалов. Снимают ли у вас фильмы или сериалы по русским классикам?
- Знаю, что выходил фильм по мотивам «Записок из подполья», названия не помню, к сожалению. О других пока не слышал. С точки зрения аудиовизуальной продукции в Аргентине в лидерах Чехов. Постоянно выпускаются инсценировки его произведений. Буэнос-Айрес занимает первое или второе место в мире по количеству театров на душу населения, Шекспир и Чехов здесь – лидеры по числу постановок. Прямо сейчас, когда мы с вами разговариваем, в Аргентине показывают сразу три инсценировки чеховской «Чайки», в крупных и маленьких театрах.
Читайте также: Преподаватель из Перу: Всё, что с грифом «русский», всегда вызывает интерес
- Как вам кажется, Достоевский помогает аргентинцам (или другим иностранцам) понять современную Россию или, напротив, вводит их в заблуждение?
- Очень интересный вопрос. Мне кажется, нужно строго разделять социологию и литературу, а я социолог по образованию. Когда я читаю лекции, рекомендую учащимся не читать русскую литературу в социологическом ключе. Каждый великий автор создавал свой мир. Достоевский был явлением русского общества XIX века, принадлежал к дворянству, довольно малочисленному слою населения России. Крестьяне жили совсем по-другому. Не могу сказать, насколько тот или иной писатель или вообще литература помогает понять менталитет другой страны. Каждая страна – это сложное явление. Нет одной России, как нет и одной Аргентины. Есть разные социальные слои, есть географическая составляющая и многие другие факторы. Кто хочет понять Россию, тому следует читать о её истории, политике… И конечно, общаться с россиянами.
Читайте также: «В душе что-то отзывается»: Почему аргентинцы поют русскую православную музыку
У народа Аргентины Россия вызывает уважение
- Как сегодня в Аргентине воспринимается русская культура и Россия в целом? Не появилось ли сложностей с проведением мероприятий, связанных с русской культурой, после прихода новых властей?
- Я бы разделили восприятие на две части. Есть элиты, которые всегда были прозападными. Вы знаете, что сейчас к власти пришёл именно такой президент - проамериканский, произраильский, как он сам говорит. Он чётко отражает дух наших элит, для которых центрами цивилизации всегда были Париж, Лондон и США, для которых Латинская Америка – задний двор. Наши элиты этому подчинились, поэтому и сложилась такая печальная ситуация.
В том числе и поэтому в университетах стран Латинской Америки непросто найти кафедру по русской литературе и культуре славянских стран. Помимо языковых барьеров есть ещё политические и идеологические. Наши элиты боялись коммунизма, СССР и Россию и не поощряли серьёзного подхода к изучению этого мира. СМИ тоже делают свою работу, большинство материалов носят антироссийский характер.
Что касается народа Аргентины, то тут другое дело. Надо признать, что в нашей стране не так много людей следит за реалиями российской политики. Но когда я говорю с людьми, далёкими от политики, я понимаю, что Россия вызывает у них уважение. Вопреки пропаганде в СМИ многие аргентинцы называют Россию державой, которая в одиночку выступила против НАТО – «они могут, они решают, они сопротивляются».
Читайте также: Кристиан Ламеса: «В Аргентине не удалось привить русофобию»
У стран Латинской Америки есть сложности с суверенитетом, так сложилось исторически. К большому сожалению, Аргентина никогда не могла сама решать свою судьбу. Всегда требовалось консультироваться с другими центрами. И когда наши люди, чувствительные к этому вопросу, видят, что есть такие страны, как Россия, Китая, Индия и Иран, которые при всей своей разнице защищают свои интересы, у аргентинцев есть даже белая зависть к этому. Плюс к тому в нашей стране и сегодня помнят, как в разгар пандемии мы получили российскую вакцину. Аргентинцы были очень благодарны.
Читайте также: «Рейс жизни»: Аргентина встретила российскую вакцину с благодарностью
Вы спросили, не появились ли сложности с проведением мероприятий по русской культуре? Знаете, нет. Вижу, как ужасно это происходит в Европе и США, но в Аргентине такого нет. Русские книги переводятся, спектакли по русским классикам ставятся. Ни о каких запретах лекций, постановок или чего-то ещё я не слышал.