Найти в Дзене
Музей музыки

В День рождения М.М. Ипполитова-Иванова Музей музыки рассказывает об уникальных фактах, связанных с жизнью композитора

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов – выдающийся музыкант и композитор, оперный дирижер и педагог. Петербуржец, ученик Н.А. Римского-Корсакова, он был направлен Императорским музыкальным обществом в Тифлис и за десять лет превратил столицу Грузии в мощный центр музыкальной культуры. А в 1893 году по приглашению П.И. Чайковского переступил порог Московской консерватории, став одним из самых успешных её директоров. В Музее музыки хранится более 5 000 предметов, связанных с именем Ипполитова-Иванова. В их числе – принадлежавший профессору кабинетный рояль «Бехштейн», чернильница – подарок музыкантов симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета и три дирижерские палочки. «Будучи по природе человеком мягким, Михаил Михайлович за долгие годы руководства консерваторией управлял ею с большой мудрость, - вспоминал один из первых его учеников Александр Борисович Гольденвейзер. - В эпоху Гражданской войны, когда Петербургская консерватория была на границе полного краха, Ипполитову-Иванову уда

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов – выдающийся музыкант и композитор, оперный дирижер и педагог.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

Петербуржец, ученик Н.А. Римского-Корсакова, он был направлен Императорским музыкальным обществом в Тифлис и за десять лет превратил столицу Грузии в мощный центр музыкальной культуры. А в 1893 году по приглашению П.И. Чайковского переступил порог Московской консерватории, став одним из самых успешных её директоров.

В Музее музыки хранится более 5 000 предметов, связанных с именем Ипполитова-Иванова. В их числе – принадлежавший профессору кабинетный рояль «Бехштейн», чернильница – подарок музыкантов симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета и три дирижерские палочки.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

«Будучи по природе человеком мягким, Михаил Михайлович за долгие годы руководства консерваторией управлял ею с большой мудрость, - вспоминал один из первых его учеников Александр Борисович Гольденвейзер. - В эпоху Гражданской войны, когда Петербургская консерватория была на границе полного краха, Ипполитову-Иванову удалось настолько хорошо сохранить материальное положение Московской консерватории, что она смогла оказать Петербургской довольно значительную помощь… Кстати, среди музыкантов не певцов Ипполитов-Иванов был первым, получившим звание народного артиста». В 1922 году Гольденвейзер сменил учителя на посту ректора.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

Одно из свидетельств дружбы с профессором – живописный портрет Михаила Михайловича, написанный Н.Н. Вышеславцевым по заказу Гольденвейзера. (Сегодня его можно увидеть в музее-усадьбе П.И. Чайковского в Клину.) У себя дома Гольденвейзер бережно хранил фотографию учителя, два подписанных им диплома об окончании Московской консерватории – свой и супруги Анны Алексеевны, именной билет на право посещения генеральных репетиций симфонических собраний Московского отделения ИРМО в сезоне 1909-1910 годов.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

Посещал уроки Михаила Михайловича «по собственному почину» и Николай Семенович Голованов. Именно Ипполитов-Иванов дирижировал 4 апреля 1915 года сюитой по опере «Принцесса Юрата». В фонде Голованова Музея музыки хранится программа этой премьеры, а также поздравительное письмо Н.С. Головановой и А.В. Неждановой к Михаилу Михайловичу по случаю его 50-летнего юбилея.

Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.