Представьте, что вы заходите в супермаркет за джемом или вареньем, спокойно идёте к полке и застываете. Перед вами 24 вида лакомства на любой вкус: клубничное, черничное, малиновое без сахара, абрикосовое… Мозг начинает судорожно перебирать варианты: «А вдруг другой вкус был бы лучше? А если я сейчас выберу не то?». И вот вы уже не радуетесь богатству выбора — вы в растерянности. Так работает парадокс выбора — феномен, доказанный психологами Шиной Айенгар и Марком Леппером в знаменитом эксперименте про те самые джемы. Когда людям предлагали 24 варианта, лишь 3% покупали хоть что-то. Когда же выбор сокращали до 6 видов — покупки совершали уже 30%. Меньше вариантов — больше решительности и удовлетворения. Почему так происходит?
Наш мозг любит чувствовать контроль над ситуацией. Свобода выбора кажется чем-то естественным и даже необходимым. Но как только вариантов становится слишком много, свобода превращается в тяжёлую ношу. Каждое решение — маленькая трата энергии. Чем больше альтернати