Знаете, меня всегда удивляли комментарии под заметками о моих заграничных путешествиях. Мол, зачем лететь куда-то далеко, когда в России столько всего интересного. Я и сама много путешествую по нашей стране, но считаю, что Земля прекрасна вся, и везде можно найти что-то уникальное.
Я придерживалась этого принципа, пока не отправилась в подмосковный Красноармейск.
Наша поездка изначально была не туристической — мы ехали на дачу к друзьям, расположенную всего в нескольких остановках от города, и решили заодно осмотреть сам Красноармейск. То, что я увидела, заставило меня по-новому взглянуть на концепцию внутреннего туризма.
Первое, что поразило меня еще до приезда в город, — это необычное «приглашение». При подъезде на электричке я увидела вдоль путей натянутые веревочки с плакатами: «Осторожно, мины!»
«Интересное начало путешествия», — подумала я. Оказалось, это не шутка и не арт-объект, а след суровой истории города, который тесно связан с оборонной промышленностью.
Пока ехала, я пыталась найти информацию о том, что же можно посмотреть в Красноармейске. Карта достопримечательностей оказалась… почти пуста. Но история города гораздо богаче, чем его туристический потенциал.
Вырос он из старинного села Муромцево. В 1834 году здесь была основана «Вознесенская бумаго-прядильная мануфактура», которая после революции превратилась в «Текстильную фабрику имени Красной Армии и Флота».
Ключевой момент в истории города произошел ровно сто лет назад. Неподалеку от тогда еще рабочего поселка Краснофлотский начал работу Софринский артиллерийский полигон (ныне это ФКП «НИИ «Геодезия»).
Самое интересное: на территории этого полигона всего за пять дней до начала Великой Отечественной войны, 17 июня 1941 года, прошли показательные стрельбы первой советской боевой машины «БМ-13», той самой легендарной «Катюши»!
После войны оборонных предприятий вокруг города стало больше, и в 1947 году поселок фабрики и поселок полигона объединились, образовав современный Красноармейск.
Благодаря Софринскому полигону у города есть еще одно неофициальное название: город, где заканчиваются дороги. И это абсолютная правда.
Красноармейск — это тупиковая ветка. Железнодорожная станция здесь конечная, и для автомобильного транспорта ситуация та же. Проселочных дорог за городом вы тоже не найдете. Почему? Все просто: на многие километры вокруг раскинулись территории полигона. Помните ту надпись «Осторожно, мины»? Кажется, она актуальна везде.
Но вернемся к поездке. Мы вышли на станции, где, кстати, до сих пор нет турникетов. Если бы не пассажиры электрички, знавшие дорогу, можно было бы легко растеряться: с одной стороны путей — заросли, с другой — забор. Ни привычной суеты, ни кипящей жизни привокзальной площади, к которой мы привыкли в других городках. Здесь царит тишина.
Пройдя совсем немного, мы увидели ресторан «Мельница». Какое счастье, что он был открыт ранним утром! Мой невыспавшийся организм (а вставать пришлось очень рано, электрички сюда ходят редко) просто требовал кофеина. Могу с уверенностью сказать: и кофе, и вся заказанная еда оказались вкусными. Отличное начало прогулки.
Подкрепившись, мы отправились на поиски исторических зданий. По пути нам попадались старые деревянные бараки, в которых, к моему удивлению, до сих пор живут люди. Пройдя мимо них, мы добрались до первых построек, относящихся к бывшей мануфактуре.
И вот они — внушительные здания из красного кирпича! Они выглядят солидно, многие хорошо сохранились, на некоторых видны следы недавней реконструкции. Так мы дошли до главного здания самой мануфактуры.
К сожалению, путь нам преградил шлагбаум — территория оказалась закрытой для посещения. Жаль, очень хотелось зайти внутрь, но пришлось довольствоваться осмотром старинной архитектуры из-за забора.
Мануфактура расположена на берегу реки Воря. Всего через минуту ходьбы мы оказались у воды, рядом с мостом и плотиной.
А прямо возле плотины стоит самое, на мой взгляд, атмосферное место города — то, что осталось от Отбельной казармы, построенной в далеком 1848 году. Это здание видело многое. Оно горело не раз: первый пожар был еще в конце XIX века (тогда его восстановили), а второй — несколько лет назад. После последнего пожара восстанавливать казарму уже не стали.
Сейчас это живописные руины. Можно аккуратно заглянуть внутрь и рассмотреть следы прошлого. Меня, например, очень заинтересовала старая балка между первым и вторым этажом, пережившая все эти годы и пожары.
Наш путь лежал к тому, что я считаю главной архитектурной жемчужиной Красноармейска — Красным, или Московским, воротам. Это единственные из сохранившихся до наших дней внешних ворот бывшей мануфактуры. На них выбиты две даты: 1878 (год основания Товарищества Вознесенской мануфактуры) и 1888 (год строительства самих ворот). А с 2004 года их изображение украшает городской герб.
Неподалеку от ворот раскинулась площадь Победы с мемориальным комплексом. Он включает в себя памятник защитникам Родины, а рядом с ним — внушительная самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, советская тяжелая машина времен Второй мировой войны, ставшая символом победы.
Напротив мемориала находится Дворец культуры. К сожалению, здание покрыто современным сайдингом, который скрывает интересные архитектурные элементы. Но даже сквозь него можно разглядеть следы былой красоты.
Рядом со Дворцом культуры — еще одна любопытная деталь: памятник В. И. Ленину. Такие монументы есть почти в каждом российском городе, но настолько забавное исполнение я видела впервые. Как мне показалось, скульптор изобразил вождя в довольно необычном образе —он выглядит почти плачущим, словно вот-вот разрыдается.
В Красноармейске есть два музея. Первый — Музей трудовой славы ФКП «НИИ «Геодезия». Увы, он расположен на закрытой территории, и попасть туда можно только по предварительной записи и при наличии специального разрешения.
Второй — Красноармейская картинная галерея, филиал Пушкинского краеведческого музея. В ее фондах собрано более 7000 работ: акварели, литографии, рисунки и гуаши. Но, к сожалению, мы до нее так и не добрались. Галерея находится в другой стороне от железной дороги, и, когда мы вспомнили о ней, оказалось, что мы уже слишком далеко ушли.
Так что, если соберетесь в Красноармейск, учтите мой опыт: начать осмотр лучше с картинной галереи, пока вы полны сил.
Красноармейск — это не город-музей, а скорее город-история. Несмотря на скромное количество достопримечательностей, город оставил приятное впечатление. Возможно, здесь хорошо просто жить. Вокруг раскинулись густые леса, ритм жизни спокойный, есть все необходимое. А за культурными впечатлениями и музеями всегда можно съездить в близкую Москву.
Подписывайтесь на мой канал и давайте путешествовать вместе! Ведь хорошо бродить по свету!
Всем света и добра. Елена М.