Toyota RAV4 четвертого поколения (XA40, 2013–2018 гг.) заслуженно считается надежным и ликвидным кроссовером. Однако при покупке экземпляра с пробегом более 100 000 км необходимо проявлять особую бдительность. На этом этапе ресурс многих ключевых узлов, особенно трансмиссии, подходит к критической отметке.
Вот на что следует обратить внимание в первую очередь.
I. СИЛОВОЙ АГРЕГАТ И ТРАНСМИССИЯ — ГЛАВНЫЙ РИСК
1. Двигатель (2.0L 3ZR-FE и 2.5L 2AR-FE)
Оба бензиновых двигателя надежны, но при таком пробеге требуют тщательной проверки:
- Расход масла (для 2.5L): Двигатель 2AR-FE (2.5 л) известен склонностью к повышенному расходу масла после 100–120 тыс. км из-за залегания маслосъемных колец или износа маслосъемных колпачков. Обязательно проверьте уровень масла и его состояние.
- Посторонние шумы: Послушайте работу двигателя на холодную и горячую. Цепь ГРМ на этих моторах долговечна, но любые стуки или металлический лязг могут указывать на проблемы с натяжителями или износ вспомогательных агрегатов (помпа, генератор).
- Состояние охлаждающей системы: Проверьте радиатор на предмет течей и убедитесь, что антифриз чистый.
2. Вариатор (CVT)
Большинство RAV4 2013 года оснащены вариатором (K112/K114). Это самый дорогостоящий узел для ремонта.
- История обслуживания: Требуйте подтверждение регулярной замены масла в вариаторе. Идеально, если масло менялось каждые 40–60 тыс. км. Отсутствие записей — серьезный повод для торга или отказа от покупки.
- Тест-драйв вариатора: Начните движение плавно: не должно быть рывков, толчков или задержек.
Проверьте разгон: при резком нажатии на газ обороты должны плавно расти, а не "зависать" на одной отметке с сильным гулом.
Проверьте задний ход и переключение режимов (D/R/N): переключения должны быть быстрыми и бесшумными. - Проверка масла: Если есть возможность, проверьте цвет и запах масла вариатора. Оно должно быть чистым, без запаха гари и металлических включений.
II. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ И ПОЛНЫЙ ПРИВОД
При пробеге 150 000 км ходовая часть уже требует внимания.
1. Подвеска
- Стойки и амортизаторы: Проверьте амортизаторы на предмет подтеков. Послушайте подвеску на неровностях: стуки могут указывать на износ стоек стабилизатора (расходный материал) или опорных подшипников.
- Сайлентблоки: Осмотрите сайлентблоки рычагов. Их износ влияет на управляемость и может потребовать дорогостоящей замены.
2. Трансмиссия 4WD
- Карданный вал: При разгоне на скорости 60–80 км/ч не должно быть вибраций. Вибрации могут указывать на износ крестовин или подвесного подшипника карданного вала.
- Муфта полного привода: Проверьте работу муфты. При активном использовании полного привода (грязь, снег) муфта может перегреваться. Убедитесь, что нет посторонних шумов из заднего редуктора.
3. Рулевое управление
- Рулевая рейка: Проверьте на стук при проезде мелких неровностей или при резком повороте руля на месте. Ремонт или замена рейки может быть дорогой.
III. КУЗОВ И САЛОН
Несмотря на надежность, RAV4 2013 года имеет тонкое лакокрасочное покрытие (ЛКП), что делает его уязвимым.
1. Кузов и коррозия
- Проверка ЛКП: Тщательно осмотрите капот, передние крылья и бампер на предмет сколов. Проверьте толщиномером всю машину, чтобы выявить следы серьезного ремонта.
- Очаги коррозии: Проверьте места, где скапливается влага, нижняя часть дверей и пороги (особенно под пластиковыми накладками).
Задние колесные арки.
Рамка лобового стекла (место крепления).
Днище и сварные швы.
2. Салон и Электрика
- Шумоизоляция: Помните, что шумоизоляция в этой модели слабая. Однако проверьте, нет ли в салоне "сверчков" и скрипов, которые могут быть вызваны ослаблением креплений пластиковых панелей.
- Электроника: Проверьте работу всех кнопок, подогревов (сидений, зеркал), кондиционера и мультимедийной системы.
IV. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИСТОРИЯ
Для автомобиля с пробегом свыше 100 000 км, история обслуживания важнее внешнего вида.
- Сервисная книжка и чеки: Ищите записи о регулярном обслуживании, особенно о замене жидкостей в трансмиссии (CVT, редукторы).
- Количество владельцев: Чем меньше владельцев, тем лучше.
- Проверка юридической чистоты: Обязательно проверьте автомобиль по базам данных на предмет залогов, ДТП и ограничений.